Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:13, творческая работа
О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм.
Религия Древней Индии
Ведизм
Индуизм
Буддизм.
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Барнаульский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
История мировой культуры |
Тема |
Религия Древней Индии |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Религия Древней
Индии.
О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм.
Одной из самых величественных и
оригинальных культур, существовавших
на нашей планете, является индо-буддийская
философия, сформировавшаяся главным
образом на территории Индии. Достижениями
древних индийцев в самых различных
областях — литературе, искусстве, науки,
философии вошли в золотой фонд мировой
цивилизации, оказали немалое воздействие
на дальнейшее развитие культуры не только
в самой Индии, но и ряда других стран.
Особенно значительным было индийское
влияние в Юго-Восточной, Центральной
Азии и на дальнем востоке.
Тысячелетняя
культурная традиция Индии сложилась
в тесной связи с развитием религиозных
представлений ее народа. Главным религиозным
течением был индуизм (ему сейчас следует
более 80 % населения Индии). Корни этой
религии уходят в глубокую древность.
1. Ведизм.
О религиозных
и мифологических представлениях племен
ведийской эпохи можно судить по памятникам
того периода — ведам, содержащим богатый
материал по мифологии, религии, ритуалу.
Ведийские гимны считались и считаются
в Индии священными текстами, их изустно
передавали из поколения в поколение,
бережно сохраняли. Совокупность этих
верований называют ведизмом. Ведизм не
был общеиндийской религией, а процветал
лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш,
которые заселила группа индоарийских
племен. Именно она и явилась создателем
« Ригведы» и других ведийских сборников
(самхит).
Для ведизма
характерным было обожествление природы
как целого (сообществом богов-небожителей)
и отдельных природных и социальных явлений.
Так Индра — бог грозы и могущественной
воли, Варуна-бог мирового порядка и справедливости,
Агни бог огня и домашнего очага, Сома
— бог священного напитка. Всего к высшим
ведийским божествам принято относить
33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь
мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну
(пространство между ними), и с каждой из
этих сфер ассоциировались определенные
божества. К богам неба относился Варуна,
к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии
богов не существовало, обращаясь к конкретному
богу, ведийцы наделяли его характеристиками
многих богов. Творцом всего: богов, людей,
земли, неба, солнца — было некое абстрактное
божество Пуруша. Всего вокруг - растения,
горы, реки — считалось божественным,
чуть позже появилось учение о переселение
душ. Ведийцы верили, что после смерти
душа святого отправляется в рай, а грешника
в страну Ямы. Боги как и люди способны
были умереть.
Многие черты ведизма
вошли в индуизм, это был новый этап в развитии
духовной жизни т. е. появление первой
религии.
2. Индуизм.
Индуизм - древнейшая
национальная религия Индии. Его истоки,
обычно, возводят ко времени существования
Протоиндийской (хараппской) цивилизации,
т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к
рубежу новой эры он уже насчитывал не
одно тысячелетие своего бытования. Такого
длительного и полнокровного существования
религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном
другом месте земного шара, кроме Индии.
При этом, индуизм, до сих пор, сохраняет
установленные издревле законы и основы
жизни, протягивая в современность традиции
культуры, зародившиеся на заре истории.
В индуизме на первый план
выдвигается бог — творец, устанавливается
строгая иерархия богов. Появляется
Тримурти (триединство) богов Брахмы,
Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель
мира, ему принадлежало установление на
земле социальных законов (тхарм), деление
на варны; он — каратель неверных и грешников.
Вишну — это бог охранитель, Шиву — бог
— разрушитель. Возрастание особой роли
двух последних богов привело к появление
двух направление в индуизме - вишнуизма
и шиваизма. Подобное оформление было
закреплено в текстах пуран - главных памятников
индуистской мысли сложившейся в первом
веке нашей эры.
В ранних индуистских
текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях)
Вишну. В восьмом из них он предстает в
облике Кришны - героя племени Ядавов.
Это оватара стала излюбленным сюжетом,
а ее герой персонажем многочисленных
сочинений. Культ Кришны такую популярность,
что из Вишнаизма выделилось одноименное
направление. Девятая аватару, где Вишну
предстает в виде Будды — результат включения
в индуизм, буддистских представлений.
Большую популярность
очень рано приобрел культ шивы, который
в триаде главных богов олицетворял собой
разрушение. В мифологии Шива ассоциируется
с разными качествами — он и божество
плодородия аскет, и покровитель
скота, и танцор- шаман. Это говорит о том,
что в ортодоксальный культ Шивы примешались
местные верования.
Индийцы считали,
что индуистом нельзя стать им можно только
родится, что
варна- социальная роль предопределена
навсегда и менять ее это грех. Особую
силу индуизм набрал в средние века став
основной религией населения. «Книгой
книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита»
часть этической поэмы « Махамхарата»,
в центре которой — любовь к богу и через
это — путь к религиозному освобождению.
3. Буддизм.
Значительно
позднее, чем ведизм в Индии сложился Буддизм.
Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни,
родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской
семье. К 40 годам он достиг просветления
и стал называться Буддой. Более точно
рассказать о времени появления его учения
невозможно, но то что Будда реальное историческое
лицо — это факт.
Как и всякая
религия, буддизм содержал в себе идею
о спасении — в буддизме она именуется
«нирваной». Достигнуть ее возможно лишь
следуя определенным заповедям. Жизнь
— страдания, которое возникает в связи
с желанием,
стремлением к земному существованию
и его радостям. Поэтому следует отказаться
от желаний и следовать «восьмеричному
пути» — праведным взглядам, праведному
поведения, праведным усилиям, праведной
речи, праведному образу мысли, праведной
памяти, праведному образу жизни и самоуглублению.
В буддизме огромную роль играла этическая
сторона. Следуя «восьмеричному пути»
человек должен полагаться на самого себя,
а не искать помощи извне. Буддизм не признавал
существование бога творца от которого
зависит все в мире, в том числе и человеческая
жизнь. Причина всех земных страданий
человека заключается в его лично ослеплении;
неспособность отказаться от мирских
желаний. Лишь погашением всяких реакций
на мир, уничтожением собственного «я»
можно достичь нирваны.
К периоду маурьев
в буддизме оформились два направления:
стхавиравадины и махасангики. Последнее
учение легло в основу махаяны. Древнейшие
махаянские тексты появляются еще в первом
веке до нашей эры. Одним из важнейших
в доктрине махаямы является учение о
ботхисатве-существе способное
стать буддой, приближающееся к достижении
нирваны, но из сострадания к людям в нее
не вступающие. Будда считался не реальным
человеком, а высшим абсолютным существом.
И будда и ботхисатва являются объектами
почитания.
Согласно махаяне, достижение нирваны
происходит посредством ботхисатв
и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри
получали щедрые подношения от сильных
мира сего.
Древнеиндийская культура оказала большое
воздействие на культуру других стран.
Уже с глубокой древности ее традиции
переплетались с традициями Востока. В
период Хараппской цивилизации установились
культурные и торговые отношения с Месопотамией,
Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились
культурные и экономические контакты
с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним
Востоком. Особенно тесными были связи
с Ираном: влияние индийской культуры
сказалось на архитектуре этой страны,
Иран много позаимствовал из древнеиндийской
науки. Древнеиндийская культура оказала
большое влияние на культуру Шри-Ланки
и Юго-Восточной Азии; письменности этих
регионов сложились на основе индийской,
в местные языки вошло много индийских
слов.
4. Философия.
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем или школ и деление их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).
Наиболее известная
школа древнеиндийских
В современной Индии
с почтением относятся к