Ремесло и торговля по поэмам Гомера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Мифы большинства народов - это мифы, прежде всего о богах. Мифы Древней Греции – исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах, а о героях. Герои – это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали подвиги, очищали землю от чудовищ, наказывали злодеев и тешили свою силу в междоусобных войнах.

Содержание

Введение


Основная часть:

1.Характеристика источников
а) определить тип источника
б) биографическая справка об авторе
в) цель написания, источники информации.
г) в чём ценность документа.
2. Постановка вопроса
Какой же тип общества возник на развалинах микенской монархии?
3. Исследование источников.
а) Какие ремёсла упоминаются в поэмах, что служит орудиями труда.
б) Отделилось ли ремесло от сельского хозяйства.
в) Существовало ли строгое разделение труда в ремёсленном производстве или один и тот же ремёсленник мог заниматься разными ремёслами.
г) Торговля. С кем велась? Чем торговали? Что служило меновой единицей? Отделилась ли торговля от пиратства?

Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Ульяновский государственный педагогический.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Пандар стреляет стрелами с железными наконечниками  «Илиада»(7;141)

«Мощный, не луком тугим, не копьём длиннотельным сражался,

Он булавою  железной ряды разрывал супротивных».

И, тем не менее, на всем протяжении Илиады герои сражаются бронзовым оружием: такова сила тенденции к архаизирующей идеализации.

Археология показывает, что так называемое дорийское  завоевание отбросило Грецию на несколько  столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков её прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация со всеми характерными для неё формами социально- экономических отношений, государственных учреждений, религиозно-идеологических представлений и тому подобное: несомненно, прекратило своё существование ( многочисленные пережитки крито-микенской эпохи сохранились в греческом искусстве и архитектуре, а также в религии, в мифологии и эпической поэзии. Нельзя, однако, забывать о том, что это именно пережитки, т.е. разрозненные, случайно уцелевшие элементы безвозвратно ушедших в прошлое древнейших культур). На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.

Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто  уже больше не селился. Даже в Афинах, очевидно, не пострадавших от дорийского нашествия, акрополь был покинут своими обитателями уже в 12 веке до н.э. и после этого долгое время оставался незаселённым. Создаётся впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешёвые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. Всё это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров- ремесленников из разорённой войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем. Изделия греческих ремесленников гомеровского периода заметно уступает как по своим художественным качествам, так и чисто в техническом отношении произведения микенских, а тем более критских, минойских мастеров. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первый, ещё очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце 9века.

Всё это, разумеется, не означает, что гомеровский период не внёс в культурное развитие Греции ничего нового. История человечества не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского периода элементы регресса причудливо переплетаются с целым рядом важных новшеств. Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. В микенскую эпоху железо было известно в Греции только как драгоценный металл и шло главным образом на изготовление разного рода украшений вроде колец, браслетов и.т.д. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются 12-11 века до н.э. Несколько позже, в 10-9 веках до н.э., появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений афинской Агоры, долото и тесло из одной могилы в некрополе.

Керамика, железный серп из Тиринфа и другие предметы. О широком применении железа для изготовления сельскохозяйственных и всяких иных орудий хорошо осведомлён и Гомер. В одном из эпизодов «Илиады» Ахилл предлагает участникам  состязаний на тризне, устроенной им в честь погибшего друга Патрокла, испытать свои силы в метании глыбы самородного железа. Она же будет и наградой, которую получит победитель. Глыба эта так велика, что

« Сколько бы кто ни имел и далёких полей  и широких,-

На пять круглых  годов и тому на потребу достанет

Глыбы такой; у  него никогда оскуделый в железе

В град не пойдет ни оратай, ни пастырь, но дома добудет.

Широкое внедрение  нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Металл впервые стал дешев и широко доступен (месторождения железа встречаются в природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова - основных компонентов бронзы). Отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам добычи руды. В связи с этим резко возросли производственные возможности отдельной семьи. Это был бесспорный технический прогресс. Однако его благотворное воздействие на общественное и культурное развитие Древней Греции сказалось далеко не сразу, и в целом культура гомеровского периода стоит намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской эпохи. Об этом единогласно свидетельствуют не только предметы, найденные археологами во время раскопок, но и те описания жизни и быта, с которыми нас знакомят гомеровские поэмы.

В 11-9 веках до нашей эры  в греческой экономике  господствовал натуральный тип  хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень и пшеница), виноград, оливки. По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником. Животноводством также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. Мы читаем, например: «Один человек получает удовлетворение в одних делах, а другой в других» (Од.14,228). В эпосе есть сведения о существовании умелых мастеров, о гадателях, врачах, плотниках, певцах (Од.17,382-385). По этим текстам уже можно судить о значительном разделении труда.

В ремесле 11-9 вв. до нашей эры существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как в сельском хозяйстве, было ориентировано  только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

В 8-6вв.до н.э. экономическая  ситуация в Древней Греции значительно  изменилась. В этот период ремесло  отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики.

Этому также  способствует более широкое распространение железных орудий труда. Старинная родовая община, основанная на натуральном хозяйстве, конечно, не торговала, а обмен был настолько примитивен, что не играл ведущей экономической роли. В поэмах Гомера же намечается совершенно другая ситуация. Здесь весьма часто делают взаимные богатые дары, которые иной раз приближаются к тому, что в экономике носит название обмена. Настоящая торговля упоминается в эпосе крайне редко. Однако она уже существует.

Ремесленников в поэмах Гомера  много: кузнецы, плотники, кожевники, горшечники, ткачи, золотых и серебряных дел мастера, а также прорицатели, певцы, лекари и глашатаи. Уровень ремесла здесь чрезвычайно высок. Как мы увидим ниже, поэтическое изложение буквально переписано упоминаниями разного рода добротных изделий, художественно сработанного оружия, одежды, украшений и домашней утвари. Ни один эпос в мире не дал подобного любования в таких размерах, как « Илиада» и «Одиссея», где десятки стихов посвящаются тем или другим произведениям.   Почти все предметы и вещи получают у Гомера неизменные эпитеты «священный», «божественный» или просто «прекрасный», «сильный», «блестящий» и.т.д. «Священными» являются у него города и вся домашняя утвари. «Божественна» та соль, которой посыпают кушанья, обязательно «прекрасны» сандалии у Афины Паллады. Гомер чрезвычайно любит блестящие предметы. Обычно всё у него сверкает, лучится. Изысканная одежда не только у Геры, но и у Кирки. Подробно описывается оружие героев. Оно тоже обычно светится, ослепительно блестит, на нем много золота. Серебра и драгоценных в те времена металлов. Особенно ярко изображены щит Ахилла (Ил.,18, 477-607) и вооружение Агамемнона (Ил.,11, 15-46). Описывается блеск и убранство дворцов Алкиноя и Менелая.                                                                                                                         

Однако не нужно  себе представлять вещи, изображаемые у Гомера, обязательно роскошными. Гомеровские поэмы заканчивали своё оформление в века гораздо более скромной и бедной жизни, чем крито-микенская культура, которая в них реставрировалась. Дворец Одиссея, несмотря на своё богатство скромен. Отец Одиссея живет за городом довольно простой, если не прямо убогой жизнью.

Гомеровский демос  уже начинает разоряться и отчуждаться  от родных мест. Ещё более бесправны переселенцы - метанасты, поденщики, часто попадавшие в полную кабалу к хозяину.

В эпосе Гомера мы встречаем прослойку нищих, которая  уже совсем немыслима в родовой  общине, где все являются своими и родными.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причём, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников.

Ремесло было развито  значительно меньше, чем земледелие и скотоводство.

Дифференциация  отдельных ремесленных специальностей была, по-видимому, слабее, чем в микенское  время. Основная масса сельского  населения ещё совмещала, в известной мере, земледельческий труд с домашним ремеслом. Но всё, же и эпос, и данные археологии подтверждают, что ремесло отделялось от земледелия. Упомянутое выше погребение кузнеца из Афин показывает, что уже в 10 веке кузнечное ремесло было довольно развитым. Кузнецы пользовались молотом, наковальней, воздуходувными мехами, клещами, весами. Из других орудий ремесленного труда известны были различные топоры, сверла, гончарный круг, ткацкий станок и др. Весь известный нам по археологическим данным набор инструмента микенского времени упоминается и в гомеровских поэмах. Общественное положение ремесленников было, по-видимому, довольно высоким. Все они были лично свободными людьми, многие из них пользовались почетом. Описывая какую-нибудь искусно сделанную вещь, поэт, как правило, называет имя мастера, изготовившего её. Знанием ремесла гордятся и басилей. Существенным отличием ремесленников начала 1 тысячелетия от мастеров  микенского времени  является, как уже говорилось выше, меньшая дифференциация  их труда; но зато ремесло обслуживало уже не только верхушку общества, но начинало обслуживать и всё более широкие круги свободных.  При этом, например, керамика по своему  качеству почти ни чем не отличалась позднеэлладской, а в использовании металлов, особенно железа, ремесленники намного  превзошли, уровень микенского времени.

Греческая торговля в эпоху Великой колонизации  развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную  продукцию, и колониями, поставляющими  различные виды сырья (особенно металл и лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся  посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Торговля в  целом была развита ещё очень  слабо. В эпосе как торговцы упоминаются в основном финикийцы и тафийцы; где жили тафийцы - ещё не ясно, возможно в районе Коринфского залива. Из занимающихся торговлей эллинов несколько раз упоминается лишь царёк острова Лемнос Эвней. Отношения к торговцам было отрицательным; Одиссей чувствовал себя оскорблённым, когда его сочли торговцем. Вообще у Гомера нет даже специального термина для обозначения торговли и торговцев; не говориться в эпосе и о рынках. Показателем наличия только натурального обмена является также и отсутствие денег. Торговля финикийцев и тафийцев ведётся в основном украшениями и железом. Она тесно связана с морским разбоем и, особенно, с похищением людей для продажи в рабство. Несмотря на то, что Гомер часто упоминает о финикийцах, археологические раскопки для всего времени от 11 до 9 века не выявили фактически никаких предметов восточного происхождения. В 9 веке финикийская торговля оживляется в центральной  и даже в западной части Средиземноморья, но не в Эгейском бассейне. Древнейшим, не считая микенского времени, найденный на территории Эллады клад с финикийскими изделиями был обнаружен на острове Эгина; однако в настоящее время считают, что он относится ко времени не раньше второй половины 8 века.

На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры в  связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используют металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже 7-6 вв. до н.э. начинается чеканка монеты. К 6 веку до н.э. в Греции, существовали две основные монетные системы – эгинская и эвбейская. От названий островов Эгина и Эвбея - важных торговых центров Эгейского моря. Основа каждой системы являлся талант – весовая единица, которая на Эвбее составляла 26,2кг, а на Эгине – 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тысяч драхм – серебряных монет. Эгинский стандарт был распространён  в большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский – на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах – Коринфе и Афинах.   

Информация о работе Ремесло и торговля по поэмам Гомера