Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:35, реферат
Деятельность Н.Х. Бунге на посту министра финансов, а также созданная им политико-правовая доктрина по сей день находятся под пристальным вниманием исследователей. Отметим, что творческое наследие Николая Христиановича в большинстве случаев изучается представителями исторической и экономической наук. Правовые же взгляды Н.Х. Бунге до сих пор оставались в тени и не подвергались глубокому научному анализу.
Введение 3
Реформаторская деятельность Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского 4
Заключение 11
Список использованных источников 12
Деятельность Н.Х. Бунге на посту министра финансов, а также созданная им политико-правовая доктрина по сей день находятся под пристальным вниманием исследователей. Отметим, что творческое наследие Николая Христиановича в большинстве случаев изучается представителями исторической и экономической наук. Правовые же взгляды Н.Х. Бунге до сих пор оставались в тени и не подвергались глубокому научному анализу. Кроме того, оценки его деятельности и взглядов как современниками, так и более поздними исследователями носят неоднозначный или прямо противоположный характер, что говорит о необходимости более глубокого изучения политико-правового наследия Н.Х. Бунге.
Социально - экономические мероприятия Бунге и Вышнеградского должны были стать прологом будущих более масштабных преобразований, но в той ситуации выглядели паллиативами, остаточным явлением либеральной «весны». Между тем их значение достаточно велико с точки зрения исторической перспективы. Понижение выкупных платежей, отмена подушной подати, открытие Крестьянского банка, принятие первых фабричных законов, борьба Бунге против искусственной поддержки общины, его призывы к укреплению индивидуальной крестьянской собственности на землю и переселению страдающего от малоземелья сельского населения на окраины страны создали необходимую «реформаторскую базу» для деятельности преобразователей следующего поколения - С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.
Цель работы – изучить реформаторскую деятельность Н.Х Бунге и И.А Вышнеградского.
РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.Х БУНГЕ И
И.А ВЫШНЕГРАДСКОГО
Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823—1895 гг.) — министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председатель Комитета министров в 1887—1895 гг. [2, с. 171]
В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Теория кредита». Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.
В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: «спросе» и «предложении»; «хозяйственной свободы конкуренции». До переезда в Петербург он зарекомендовал себя с положительной стороны на посту Управляющего Киевской конторой Государственного банка России (1862 г.) и ректора Киевского университета (1871—1875; 1879—1880 гг.).
Став в 1880 г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881 г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.
Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881 г. был сведен с дефицитом в 50 миллионов рублей. Сумма государственного долга составила 6 миллиардов рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 копеек золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.
С 1881 г. Н. X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883 г.) в докладах и записках Александру III:
Достижение бездефицитного бюджета
сдерживалось значительными расходами
на срочные погашения
Н. X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак.
Итогом явился рост золотого запаса страны.
Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.
В 1880-е гг. Н. X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.
Через 20 лет после 1861 г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т. д.
Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние «временнообязанных» для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 «Положение о Крестьянском поземельном банке» от 18 мая 1882 г. гласила, что банк «учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные».
Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет «даровой помощи в поземельных отношениях». Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог «для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка».
Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.
Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 миллионов рублей.
В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870-х гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.
В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.
Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н. X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.
Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н. X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок. [6]
Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдавались на 36 и 4.8 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т. е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75—2,25%. Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.
Иван Алексеевич Вышнеградский (1831—1895 гг.) сменил Н. X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики, он основал научную школу по конструированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в.
Признаны его заслуги и в модернизации крупных военных предприятий России. Самым положительным в деятельности И. А. Вышнеградского на посту министра финансов было: дальнейшее воплощение в жизнь идей Н. X. Бунге по подготовке денежной реформы и в достижении бездефицитного бюджета; планомерное накопление золотого запаса; продолжение политики протекционизма: если при Н. X. Бунге были введены 10% пошлины на иностранные товары — металл и машины, то при И. А. Вышнеградском выросли пошлины на чугун, сталь, а также хлопок; осуществление, как и в прежние годы, перехода частных железных дорог под контроль государства; продолжение деятельности Крестьянского и Дворянского поземельного банков; изыскивание новых налогов, чем в стране активно занимались уже к тому времени 200 лет. [3, с. 207]
Как ведущий специалист страны в области конструирования машин, министр финансов более других высокопоставленных чиновников того времени разбирался в особенностях индустриализации в стране, понимал необходимость развития отраслевого машиностроения. Для решения этих задач и распределялись денежные потоки из государственной казны. Пристально следил он и за дальнейшим развитием промышленной инфраструктуры, в том числе транспортной сети. Заметной была роль министерства финансов в прокладке с 1876 по 1890 г. более 10 тыс. верст новых железнодорожных путей.
Тяжелая промышленность страны в конце
80-х — начале 90-х гг. XIX в. обслуживала
не только железнодорожное строительство,
но и различные отрасли
История проникновения иностранных капиталов в Россию началась еще в XVIII в., когда правительство Екатерины II в 1769 г. впервые организовало иностранный займ. Вначале инициатива находилась в руках голландских банкирских фирм типа Rosenthal и др. К середине XIX в. с ними стали конкурировать английские банки. [1, с. 231]
После отмены крепостного права за границей стали размещаться не только государственные, но и гарантированные правительством облигационные займы учрежденных в России железнодорожных обществ.
Основным рынком реализации российских ценных бумаг — государственных и частных (под правительственную гарантию) — становится в 1870-е гг. Германия. Размещением их занимался в этой стране «Русский синдикат», состоявший из ряда банков и банкирских домов Германии. После некоторого охлаждения отношений с Германией во второй половине 1880-х гг. произошел отлив российских ценных бумаг из этой страны, чем и воспользовались французские банки, скупив ценные российские бумаги у германских банков. Такова была предыстория усиления роли французского капитала в России.
Общая сумма иностранного капитала в акционерных обществах страны составила в 1890 г. 214,7 млн руб. Вслед за М. X. Рейтерном и Н. X. Бунге регулировал этот процесс в интересах российской экономики И. А. Вышнеградский. Банки России не утеряли независимости и не попали в подчинение иностранным банкам. Дело в том, что финансовая зависимость появляется не на основе капитальных вложений в ту или иную отрасль экономики, как это происходило в России, а в случаях массового финансирования оборотов. Эти явления в Российской экономике не наблюдались вплоть до 1917 г. Главным направлением деятельности И. А. Вышнеградского оставалась подготовка денежной реформы. В 1890 г. были проведены большие закупки золота за границей. Под золотое обеспечение в 1891—1892 гг. было выпущено кредитных билетов на сумму 150 млн руб. Осуществлению задуманной еще П. X. Бунге денежной реформы помешало стихийное бедствие: в 1891 г. из-за сильной засухи было собрано очень мало хлеба, ряд губерний империи поразил голод. В 1892 г. И. А. Вышнеградский оставил пост министра финансов. [6]
Итак, можно сделать ряд выводов: Бунге внес существенный вклад в создание благоприятных условий для интенсивного этапа промышленной революции в России. Таможенная охрана защитила отечественных предпринимателей от иностранной конкуренции и дала импульс развитию внутреннего производства. Мероприятия в области налогообложения и государственного кредита обеспечили финансовую основу для стимулирования правительством индустриального роста. Вышнеградский И.А. продолжил ряд основных направлений политики Н.Х. Бунге. Вышнеградский усилил протекционистское направление таможенной политики, начал подготовку винной монополии и табачной монополии, увеличил налоги – прямые (государственный, поземельный, с городских недвижимых имуществ, обложение торговли и промыслов), косвенные (ввел акциз на спички и осветительные масла, увеличил питейный акциз) и гербовый сбор. Установил льготный земельный кредит помещикам в Дворянском банке, снизив процент, платимый по ссудам. Провел контрольно-финансовую и тарифную реформы на железной дороге. Сосредоточил в Министерстве финансов управление железнодорожными тарифами, образовал Департамент железнодорожных дел. Проводил политику выкупа малодоходных железных дорог в казну. Поддерживал монополии как органы борьбы с перепроизводством и выступал против них, когда последние резко повышали цены.
Информация о работе Реформаторская деятельность Бунге и Вышнеградского