Разделяя идеи Адама Смита о естественной
свободе и гармоническом развитии экономических
отношений на основе свободной конкуренции, Сперанский
настаивал на том, чтобы способствовать
«максимальному развитию частной деятельности».
Главная задача правительства – поощрять
свободное экономическое, моральное и
духовное развитие нации. Основа процветания
нации – природные ресурсы и труд. Сперанский
выступал за частную земельную собственность
за освобождение крепостных крестьян
с землей. И в первую очередь необходимо,
считал он, сделать собственниками казенных
крестьян. Считая приоритетным для России
земледелие для ее экономического развития
(и для финансовой политики государства)
промышленности. Правительство должно
принять эффективные меры к поощрению
промышленного предпринимательства и
дать полную свободу торговой деятельности
всем слоям населения. И здесь он считал
основным частное предпринимательство.
Государству, по мнению Сперанского, не
следует содержать свои фабрики и заводы,
кроме как для военных целей, ибо на практике
доказана неэффективность государственных
промышленных заведений в силу более низкой
производительности их по сравнению с
частными заведениями.
Налоговая политика должна быть построена
таким образом, чтобы она не стесняла частного
промышленного предпринимательства, когда
налоги не затрагивают необходимый для
производства капитал, но начисляются лишь на чистые прибыли, когда метод
их получения дешев для государства и
необременителен для частных лиц.
Во внешней политике Сперанский стал
инициатором яда мер, направленных на
защиту интересов России. Среди внешнеполитических
инициатив Сперанского следует назвать его роль в установлении
нормальных отношений с Финляндией, присоединенной
к России в 1808 г. Они предусматривали сохранение
самостоятельности Финляндии в ряде внутриполитических
вопросов. По существу речь шла о создании
условий для перехода к правовому самодержавию,
учитывающему многообразие национально-политических
форм. Данная политика позволила на протяжении
всего XIX в. сохранить лояльность Финляндии
по отношению к России.
Таким образом, разработанный Сперанским
план политического преобразования дополнялся и планом экономического
развития страны, в основе которых – защита
государством частной собственности граждан,
свободы предпринимательства и конкуренции.
1.3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской
империи во многом будут связаны с бюрократической
машиной, Сперанский разработал проекты
ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь
с десятками, если не сотнями, деловых
бумаг, он имел возможность определить
уровень подготовки российских чиновников.
Да и сам являясь одним из них, он прекрасно
понимал значение "чиновничьей армии"
для будущих реформ и поэтому стремился
сделать ее высокоорганизованной и работоспособной.
Две частные меры, имевшие
внутреннею связь с готовившимися реформами, указывали какие
люди требуются для новых правительственных
учреждений. 3 апреля 1809 г был издан указ
о придворных званиях. Он менял порядок,
введенный еще в правление Екатерины II,
согласно которому дворяне, даже не состоявшие
на государственной службе, получали звание
камер-юнкера или камергера, а следовательно
и определенные привилегии. Отныне эти
звания надлежало рассматривать как простые
отличия, не дающие никаких привилегий.
Привилегии же получали только те, кто
нес государственную службу. Указ был
подписан императором, но ни для кого не
было секретом, кто являлся его действительным
автором.
Второй мерой был опубликованный
6 августа 1809 г. Указ о новых правилах производства
в чины по гражданской службе, в тайне
подготовленный Сперанским. Можно лишь представить, сколько
недоброжелателей и врагов появилось
у Михаила Михайловича благодаря одному
этому указу. Отныне чин коллежского асессора,
который ранее можно было получить по
выслуге лет, давался только тем чиновникам,
которые имели на руках свидетельство
об успешном окончании курса обучения
в одном из российских университетов или
выдержавшим экзамены по специальной
программе. Данная программа предусматривала
проверку знаний русского языка, одного
из иностранных языков, естественного,
римского, государственного и уголовного
права, всеобщей и русской истории, государственной
экономики, физики, географии и статистики
России. Чин коллежского асессора соответствовал
8-му классу "Табели о рангах". Начиная
с этого класса и выше чиновники имели
большие привилегии и высокие оклады.
Кроме того, 8-й ранг давал право потомственного
дворянства. Несложно догадаться, что
желающих получить его было много, а сдавать
экзамены большинству претендентов, как
правило немолодых, было просто не под
силу. Вполне понятно, что эти неожиданные
преобразования Сперанского, направленные
на укрепление государственной власти,
были враждебно встречены частью дворянства
и чиновничества. Ненависть к новому реформатору
начинала возрастать.
1 января 1810 года был
объявлен манифест о создании
Государственного совета, заменившего
Непременный совет. М. М. Сперанский
получил в этом органе должность
государственного секретаря. В его
ведении оказалась вся проходившая
через Государственный совет
документация: он готовил бумаги
к заседаниям, составлял доклады и отчеты
для представления их императору.
Сперанский изначально предусматривал
в своем плане реформ Государственный
Совет как учреждение, которое не должно
особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Отныне
все законопроекты должны были проходить
через Государственный Совет и обсуждаться
на его общем собрании.
Общее собрание составлялось
из членов четырех департаментов:
1) законодательного
2) военных дел
3) дел гражданских и
духовных
4) государственной экономики;
и из министров.
Председательствовал на нем
сам государь или особое лицо, им назначенное.
При этом оговаривается, что царь мог утверждать
лишь мнение большинства общего собрания.
Об этом свидетельствует и тот факт, что в «Журнал» Государственного
Совета вписывалось только мнение большинства,
а мнение меньшинства и какие либо другие
высказывания выступали в роли приложений.
Таким образом, появление Государственного
Совета означало создание учреждения,
имевшего законодательное и объединительное
значение и состоявшего из назначаемых,
а не избираемых лиц. Это во многом соответствовало
духу замыслов Сперанского и явилось дальнейшим
шагом России на пути к укреплению правового
порядка, а также осуществлению либеральных
принципов.
В соответствии с намеченным
уже в первые месяцы 1810 года состоялось
обсуждение проблемы регулирования государственных
финансов. Сперанский составил «План финансов»,
который лег в основу царского манифеста
от 2 февраля. Основная цель этого документа
заключалась в ликвидации бюджетного
дефицита. Согласно его содержанию прекращался
выпуск бумажных денег - ассигнаций, который
вели к обесцениванию рубля; сокращался
объем финансовых средств, поступавших
в распоряжение министерств; финансовая
деятельность министров ставилась под
контроль. Одновременно предусматривалось
увеличение размера пошлин и налогов.
С целью пополнения государственной казны
подушная подать с 1 рубля была повышена
до 3-х, также вводился новый, небывалый
прежде налог - «подоходный прогрессивный»
облагающий доходы помещиков с их земель.
Низший налог взимался с 500 рублей дохода
и составлял 1% последнего; высший налог
падал на имения, дававшие более 18 тыс.
рублей дохода и составлял 10% последнего.
Меры эти дали положительный результат
и как отмечал в дальнейшем сам Сперанский:
"переменив систему финансов... мы спасли
государство от банкротства". Дефицит
бюджета сократился, а доходы казны возросли
за два года на 175 миллионов рублей.
Летом 1810 г. по инициативе
Сперанского началась реорганизация министерств, завершившаяся
к июню 1811 г. В ходе ее было ликвидировано
министерство коммерции, дела которого
распределялись между министерствами
финансов и внутренних дел. Из ведения
последнего были выделены дела о внутренней
безопасности, для которых образовалось
особое министерство полиции. Кроме того
были учреждены несколько особых ведомств,
со значением близким к отдельным министерствам
- государственного контроля, духовных
дел иностранных вероисповеданий и путей
сообщения. Сами министерства делились
на департаменты (с директором во главе),
департаменты - на отделения. Из высших
чиновников министерства составлялся
совет министра, а из всех министров - комитет
министров для обсуждения дел административного
и исполнительного характера. Вместе с
тем в законе стали четко прописываться
пределы власти министров и их ответственность.
К началу 1811 года
Сперанский предложил и новый
проект преобразования Сената. Суть
этого проекта в значительной
мере отличалась от того, что
планировалось первоначально. На
сей раз Сперанский писал, что
необходимо строго разделить дела административные
и судебные дела Сената, которые были смешены
в его устройстве. Согласно этому предполагалось
разделить Сенат на правительствующий
и судебный. Состав последнего предусматривал
назначение его членов следующим образом:
одна часть - от короны, другая выбиралась
дворянством. В двойственности состава
особенно блеснула искра тех идей, на которых
был построен общий преобразовательный
план Сперанского.
Этот проект вызвал резкие
возражения в Государственном совете,
члены которого усмотрели в праве выборов
дворянством состава Сената ограничение
самодержавной власти.
Идеи государственного переустройства
на основах конституционной монархии,
финансовые преобразования и вся реформаторская
деятельность М.М. Сперанского вызывали
резкое неприятие значительной части
дворянства, сановников и чиновничества.
Интриги, сплетни и немыслимые измышления
в адрес М.М. Сперанского пошатнули его
положение при дворе. К тому же в это время
шло активное насаждение в общественном
сознании доктрины политического консерватизма.
Даже поэтапный и постепенный характер
реформ пугал и отталкивал дворян, видевших
в них, прежде всего, потерю льгот и привилегий.
Сам М.М. Сперанский позднее писал: «Существенные
преобразования, и особенно преобразования
финансов, везде влекут за собой важное
неудобство: прикосновение к частным интересам.
Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать
безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения
в таких государствах, где общественное
мнение слишком слабо, чтобы защитить
усердие и талант от нападений, зависти
и невежества». В 1812 г. Сперанский был сослан
в Нижний Новгород, а затем переправлен
в Пермь. Оттуда он обращался к царю с письмами
к царю, в которых объяснял свои действия.
Сперанский также доказывает свою преданность
императору, находясь в трудном положении,
он не отчаивается и хочет быть полезным
своему государю и отечеству. В 1816 Сперанский
был назначен гражданским губернатором
г. Пензы, 1819 г. он получил назначение на
пост генерал-губернатора Сибири.
По возвращении из Сибири
1821 г. Сперанский назначен членом Государственного
Совета и Сибирского комитета, управляющим
Комиссией составления законов.
Кардинальное значение для
Сперанского и для России имела его работа,
которая с полным правом можно назвать подвигом.
В 1826 г. Сперанский возглавил 3 Отделение
Собственной Канцелярии, осуществляющей
кодификацию законов. За короткий срок
был подан колоссальный труд по сбору
и изданию законов. Было составлено 45-томное
«Полное Собрание законов Российской
Империи» (1830 г.), а также 15-томный «Свод
законов Российской Империи» (1832 г.). Свод
законов составлен по отраслевому принципу,
систематизация на основе римского права,
деление на публичное и частное право.
В ходе работы отбрасывались устаревшие
нормы, проводилась редакционная правка,
и устранялись противоречия в тексте.
Издание Свода законов имело
и то важное последствие, что оно способствовало
правовому регулированию крепостного
права, а тем самым – его смягчению. Указы
и постановления правительства, ограничивающие
власть помещиков над крестьянами и направленные
против помещичьих злоупотреблений, были
теперь включения в Свод превращены в
общеобязательные нормы [8, 62].
Сперанский различал три
стадии кодификационной работы:
1) составление полного собрания законов, т.е.
расположение всех правовых актов законодательства
в хронологическом порядке.
2) составление Свода
законов, т.е. расположение всех действующих
законов в систематическом порядке,
но без всяких изменений по
существу их.
3) составление Уложения, т.е. приведение
в систему действующих законов с надлежащими
дополнениями и исправлениями.
По воле императора работа
была ограничена первыми двумя этапами.
Мысль об Уложении казалась царю опасной
для всего дворянского миропорядка.
Полное собрание законов было включено
35993 акта. Работа над Сводом состояла в
следующем. За образец было принято Уложение
Юстиниана. На основе полного законов
составлены были специальные исторические
своды по отдельным отраслям права. Свод
составил 15 томов и, по мнению его составителя,
он должен был послужить лишь основой
для разработки Уложения, под которым
Сперанский разумел совокупность действующих
законом, исправленных и дополненных сообразно
требованиям времени. Мысль о составлении
Уложения не была одобрена Николаем I,
поэтому после издания Свода ему придана
сила закона. Сам Сперанский трудился
над Уголовным уложением, которое было
закончено в 1845 г., и составило XV том Свода
законов Российской империи.
Основы гражданского права
по Своду законов Российской империи.
Действующее гражданское
законодательство было систематизировано
в 9–11 томах Свода законов. Впервые в русском
законодательстве подробно раскрывается
содержание полномочий собственника на
принадлежащее ему движимое и недвижимое
имущество. Недвижимым имуществом считались земельные
угодья, деревни, дома, заводы, фабрики
и иные дворовые места. К движимому имуществу
относились мореходные и речные суда,
книги, рукописи, экипажи, металлы, и другие
полезные ископаемые.