Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:14, контрольная работа
Целью моей работы является исследования и анализ деятельности
Николая Христиановича Бунге (1823-1825гг.) и Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831-1895гг.). Главная их задача состояла в том, чтобы создать в стране современную крупную промышленность. Так как, поражение в Крымской войне 1853-1856 года и кровопролитная победа над Турцией на Балканах в 1876-1878 годах показали очевидную отсталость России. Промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее «соревнование» традиционного аграрного хозяйства и капитала.
Введение 3
Реформаторская деятельность Н.Х. Бунге 5
Реформаторская деятельность И.А. Вышнеградского 11
Заключение 17
Список литературы 19
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра теории и истории государства и права
направление 080200.62 «Менеджмент»
профиль «Государственное муниципальное управление»
(на базе среднего специального образования, внебюджет)
Контрольная работа
по дисциплине «История»
на тему «Реформаторская деятельность Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского»
Руководитель _____________________ канд.ист.наук, доц. Г.Р.Исхакова
Студент 1 курса, гр.1 _______________________ Рамазанова А.С.
Введение 3
Реформаторская деятельность Н.Х. Бунге 5
Реформаторская деятельность И.А. Вышнеградского 11
Заключение 17
Список литературы 19
Введение
За свою историю Россия знала несколько взлетов своего могущества -
Московское царство в первый период правления Ивана IV, империя Петра I,
эпоха молодой Екатерины II, "индустриальная революция" Александра III,
Советская Россия в конце Великой Отечественной Войны. Наибольший интерес, на мой взгляд, вызывает "промышленный рывок" 1885-1914 годов, когда Россия по показателям производительных сил и общей цивилизованности страны вплотную подошла к уровню ведущих стран Запада (впервые за свою историю). Если бы не сложившиеся роковым образом внешние и внутренние обстоятельства, наша страна, возможно, заняла бы лидирующие положение в мире.
Целью моей работы является исследования и анализ деятельности
Николая Христиановича Бунге (1823-1825гг.) и Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831-1895гг.). Главная их задача состояла в том, чтобы создать в стране современную крупную промышленность. Так как, поражение в Крымской войне 1853-1856 года и кровопролитная победа над Турцией на Балканах в 1876-1878 годах показали очевидную отсталость России. Промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее «соревнование» традиционного аграрного хозяйства и капитала.
Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В середине 1881 года во главе Министерства Финансов, которым в то время во многом регулировалась хозяйственная жизнь страны, становится Николай Христофорович Бунге, ученый-экономист, академик, бывший киевский профессор.
Перед ним стояли такие задачи, как нормализация финансов, стабилизация валютного курса рубля, вмешательство казны во все области хозяйства, усиление государственного железнодорожного строительства. Но Николаю Христиановичу не удалось окончательно решить свою главную задачу – улучшить финансовое положение страны и повысить благосостояние народа. И в 1886 года он оставляет свою должность Министра финансов России.
В январе 1887 года на должность управляющим назначается министерством финансов Иван Алексеевич Вышнеградский, который с 1888 —1892 является министром финансов России. Его главными задачами являлась выработка бездефицитного бюджета, защиту дворянских интересов, восстановление металлического обращения. Значительное внимание уделял созданию запаса золотой наличности. [4, с.165]
Реформаторская деятельность Н.Х. Бунге
В 1881-1886 годах министром финансов России был Николай Христианович Бунге – яркий представитель либеральных общественных и государственных деятелей России, ученый-экономист, педагог. Происходил он из дворян, окончил юридический факультет Киевского университе
Автор многих научных трудов, эксперт Редакционных комиссий по подготовке реформы 1861 года и разрешению крестьянского вопроса. Опыт финансовой деятельности и репутацию талантливого администратора Бунге приобрел в 60-е годы, успешно управляя, как уже упоминалось, Киевской конторой Госбанка.
Программа Николая Христиановича Бунге выгодно отличалась своей социальной направленностью, он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа, и включала разработку фабрично-заводского законодательства, создания рабочих ассоциаций, привлечения трудящихся к участию в прибылях предприятий. Его политическим идеалом была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной общественной инициативы.
Нельзя не сказать, что Н.Х. Бунге пришлось вступить в управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881 г. реакция отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года сряду - 1884 г. и особенно 1885 г. - ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881 г. Бунге пришлось свести с дефицитом на сумму свыше 50 миллионов рублей. Сумма государственного долга на 1 января 1881 г. достигла свыше 6 миллиардов, и неизбежно было заключение целого ряда новых займов.
Одним из первых действий Н.Х. Бунге явился выпуск золотой 6%-ой ренты 1883 г., встретивший, в виду чрезвычайно высокого процента, недоброжелательное отношение в обществе. Состояние курса кредитного рубля было весьма неудовлетворительно. В 1881 г. средняя цена рубля составляла 65,8 копеек золотом, в 1886 г. - 58,9; платежный баланс был чрезвычайно неблагоприятен, и на заграничных биржах, особенно берлинской, производилась спекуляция с русскими фондами и кредитными рублями, против которой Бунге, руководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер. [1, с.210]
В одном из своих первых всеподданнейших докладов (1883) Бунге следующим образом определил свою финансовую программу: "Внимательное изучение слабых сторон нашего государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для нее покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер, ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления".
Из этой программы Бунге безусловно не удалось выполнить превышения доходов над расходами, вследствие значительных расходов на срочное погашение государственных займов. Во всем же остальном время управления Бунге явилось, действительно, выдающейся эпохой в истории русских финансов. Одним из первых финансовых мероприятий явилось понижение выкупных платежей, которое Бунге считал необходимым для улучшения благосостояния сельского населения, и которое настоятельно вызывалось тем, что в общем с крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Понижение было произведено в размере 1 рубля с каждого обложенного выкупными платежами душевого надела в великорусских местностях и на 16 копеек с рубля в малороссийских местностях.
Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год. В 1885 г. Бунге вошел в государственный совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра Великого краеугольный камень нашей финансовой системы. Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 миллионов рублей, часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (до 9 копеек за градус), а часть - увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет).
Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в 1885 г. Бунге в своем представлении государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскания налогов, вызывающего, с одной стороны, "прикрепление крестьян к земле паспортной системой", с другой - "стремление самовольной отлучки для приискания лучших заработков", высказывался в пользу отмены круговой поруки. Государственный совет не согласился с доводами Бунге, и круговая порука была оставлена для налогов, заменивших подушную подать. Во всяком случае, уничтожением подушной подати и понижением выкупных платежей помещичьих крестьян мы обязаны исключительно Бунге, который совершил чрезвычайно смелый шаг, отказавшись от доходов до 70 миллионов рублей в то время, когда бюджет давал дефицит.
Это значительное уменьшение доходов заставило Бунге обратиться к другим источникам и - прежде всего - к увеличению налогов. Так, при Бунге были увеличены налоги, кроме налога на спирт (сперва до 8 копеек по закону 19 мая 1881 г., затем до 9 копеек за градус, по закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены таможенные ставки на многие предметы ввоза, и закрыт транзит через Закавказье; введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), возвышен налог с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.), и увеличен налог поземельный, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на переход имуществ безмездными способами (налог на дарения и наследства), повышены налоги на заграничные паспорта, регулирована продажа питей.
Вместе с этими податными реформами Н.Х. Бунге заботился о введении института податных инспекторов, который должен был обеспечить более правильное поступление налогов. Огромное значение для дальнейшего экономического развития России имели учрежденные при Бунге новые государственные кредитные установления. Исходя из той точки зрения, что хозяйственное расстройство крестьян происходит, главным образом, вследствие недостаточности и малой производительности их земельных наделов, причем приобретение других земель в собственность представляется для крестьян крайне затруднительным в виду невозможности пользоваться долгосрочным кредитом, Бунге выработал проект государственного ипотечного банка для содействия крестьянам в приобретении ими земли. [3, с.243]
Устав банка был Высочайше утвержден 18 мая 1882 г. Ссуды должны были выдаваться 51/2% закладными листами, получившими название 51/2% государственных свидетельств крестьянского поземельного банка. По самому своему уставу банк должен был являться лишь посредником между крестьянами и землевладельцами, уже совершающими сделку по собственной инициативе. И с самого начала назначение банка, как гласили мотивы государственного совета, должно было состоять в содействии зажиточным и имеющим некоторый достаток крестьянам, но не малоземельным. Банк начал свои действия 10 апреля 1883 г., и к концу министерства Бунге, к 1886 г., имел в своем распоряжении запасный капитал в 467,7 тысяч рублей. Наряду с этим банком был открыт также и дворянский банк, который был учрежден специально "для помощи дворянству". По идее Бунге банк должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами хозяйничают на своей земле. Но государственный совет принял проект Бунге, устранив всякое ограничение.
При Бунге сильное расширение получило сооружение казенных железных дорог. Для этой цели при Бунге было израсходовано до 133,6 миллионов рублей; казною сооружено железных дорог всего протяжением в 3461 версту. Кроме того, приобретено в казну несколько линий частных обществ. Бунге сам сомневался в том, чтобы "обращение железных дорог в государственную собственность сразу обогатило казначейство", но видел, что "со временем железные дороги могут сделаться такою же отраслью государственного хозяйства, как почта и телеграфы".
Несмотря на отсутствие плана в выкупе частных дорог и государственного железнодорожного строительства и на огромные дефициты от эксплуатации железных дорог, все же именно Бунге много содействовал упорядочению нашей железнодорожной политики, а вместе с ней и вообще русских финансов. Управление Бунге министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Идеал независимости национального хозяйства, освобождения его от иноземного господства, проповедовавшийся с особенной энергией "Московскими Ведомостями", а затем Менделеевым , приводил к требованиям повышения пошлин. Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Н. Х. Бунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокaтившейся по всей Европе и в чaстности в Германии вызвaвшей в 1879 г. значительные перемены в тарифной системе. В 1881 г. была произведена надбавка на 10% на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, к которому затем присоединились соответственные повышения на вальцевое железо, сталь, машины и т. п. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциональным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу. [2, с 457]
Одной из крупных заслуг Николая Христиановича как министра финансов является его стремление к введению у нас подоходного налога. Острая финансовая нужда в конце 70-х и начале 80-х годов, вызванная отчасти турецкой войной, отчасти сокращением целого ряда государственных ресурсов в виду податных реформ, отчасти вообще дурным финансовым управлением, поставила на очередь коренную реформу налогового обложения. В своем всеподданнейшем докладе на 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложения. Но, опасаясь сильной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение одного подоходного налога.
В числе реформ Бунге необходимо указать еще первый шаг на пути регламентации фабричного труда, выразившийся в законе 1 июня 1882 г., начало более правильного устройства городских и частных банков, положенное правилами 26 апреля 1883 г., и питейную реформу 1885 г. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати, в особенности "Московских Ведомостей", и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной администрации и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера. В январе 1887 г. Николай Христианович Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров.
Реформаторская деятельность И.А. Вышнеградского
Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895 гг.) сменил Н. X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики, он основал научную школу по конструированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модернизации крупных военных предприятий России.
Самым положительным в деятельности И. А. Вышнеградского на посту министра финансов было: дальнейшее воплощение в жизнь идей Н. X. Бунге по подготовке денежной реформы и в достижении бездефицитного бюджета; планомерное накопление золотого запаса; продолжение политики протекционизма: если при Н. X. Бунге были введены 10% пошлины на иностранные товары - металл и машины, то при И. А. Вышнеградском выросли пошлины на чугун, сталь, а также хлопок; осуществление, как и в прежние годы, перехода частных железных дорог под контроль государства; продолжение деятельности Крестьянского и Дворянского поземельного банков; изыскивание новых налогов, чем в стране активно занимались уже к тому времени 200 лет.
Как ведущий специалист страны в области конструирования машин, министр финансов более других высокопоставленных чиновников того времени разбирался в особенностях индустриализации в стране, понимал необходимость развития отраслевого машиностроения. Для решения этих задач и распределялись денежные потоки из государственной казны. Пристально следил он и за дальнейшим развитием промышленной инфраструктуры, в том числе транспортной сети. Заметной была роль министерства финансов в прокладке с 1876 по 1890 г. более 10 тыс. верст новых железнодорожных путей.
Наибольшую деятельность И. А. Вышнеградский проявил в железнодорожном деле. Ненормальное положение, занимаемое нашими железными дорогами, давно привлекало к себе внимание общества, печати и правительства. Начало упорядочению железнодорожного дела было положено назначением так называемой Барановской комиссии по исследованию железнодорожного дела в России, результатом работ которой был общий устав российских железных дорог (1885). Но лишь в 1887 г. были подчинены правительственному руководству и надзору действия железнодорожных обществ по установлению тарифов на перевозку пассажиров и грузов, с целью ограждения от ущерба казенного интереса и потребностей населения, равно как нужд торговли и промышленности, а в 1888 г. права, отсюда вытекающие, переданы министру финансов. Министерство финансов поставило себе следующие задачи: упрощение тарифа и придание ему большего единообразия; уравнение тарифными ставками положения конкурентов-производителей из разных мест, чтобы одни не имели преимуществ перед другими; улучшение финансового положения железных дорог для облегчения государственного казначейства, ежегодно приплачивавшего огромные суммы по гарантированным облигациям. Осуществление указанных принципов было возложено на вновь учрежденный в составе министерства финансов особый департамент железнодорожных дел и на тарифные учреждения. Пересмотрены самые важные тарифы - хлебные, и затем подвергнуты разработке ввозные тарифы от портовых и пограничных районов (1890) и перемолочные тарифы (1889); разработаны тарифы на перевозку по российским железным дорогам переселенцев и их имуществ (частные дороги делали 75% скидку, а казенные взимали 0,3 к. с человека и версты), а также ввозные тарифы российских железных дорог в международном сообщении. Железнодорожным обществам было рекомендовано министром финансов не вводить льготных тарифов без разрешения министерства. Утверждены правила для съездов представителей железных дорог по тарифным вопросам; в случаях предполагаемого изменения ставок требуется предварительное предъявление тарифов в министерство под угрозою в противном случае издания такого тарифа, какой министерство финансов найдет соответствующим частным и государственным интересам. Взамен произвольно установленных железными дорогами плат назначено определенное вознаграждение за услуги, оказываемые частным лицам железными дорогами и железнодорожными агентами. Другая сторона железнодорожной политики - собственно финансовая - касается вопросов о выдаче ссуд и авансов железнодорожным обществам, о возврате старых ссуд и об установлении контроля над операциями железнодорожных обществ. Вопросы о ссудах И. А. Вышнеградский разрешал с некоторою осторожностью, а когда общества ходатайствовали об увеличении облигационных капиталов для железнодорожных сооружений и т. п. целей, министерство выговаривало себе право получать из реализованных займов обратно часть ранее выданных правительством ссуд. Таким образом, соглашением с главным обществом российских железных дорог относительно расчетов по эксплуатации Николаевской железной дороги, ему было предоставлено право увеличить облигационный капитал на 15 млн. руб. и уплатить эту сумму правительству. Затем на подобных основаниях были разрешены выпуски 4% облигации обществам дорог: Курско-Азовской, Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Брянской и Фастовской (1888 г.), Курско-Харьковско-Азовской (1890), Лозово-Севастопольской (1891), Орловско-Витебской и др. Благодаря подобным разрешениям займов за рассматриваемый период увеличились поступления от возврата ссуд правительству железными дорогами. Действие начатой еще с 1884 года системы контроля над оборотами железных дорог продолжалось и при И. А. В. Такой надзор, помимо ранее установленного, был введен в 1887 г. над 9 железнодорожными обществами. По закону 1890 г. совершаемые железнодорожными обществами займы подлежат предварительному утверждению министра финансов. В 1890 г. железным дорогам предложено было суммы, следующие на покрытие заграничных платежей по их займам, вносить на текущий счет в государственный банк, чтобы этим путем прекратить злоупотребления при покупке железнодорожными обществами заграничных тратт. При бывшем министре финансов выкуплены следующие линии, большею частью малодоходные: Ряжско-Моршанская (1887); Закавказская, Моршанско-Сызранская, Тамбово-Козловская, Курско-Харьково-Азовская (1890) и Либаво-Роменская (1891). Министерство финансов благоприятствовало слиянию железнодорожных обществ. На этом основании были слиты Уральско-Горно-заводская и Екатеринбурго-Тюменская железные дороги, под названием Уральской; Тамбово-Козловская линия с Тамбово-Саратовской, с переименованием в Козлово-Саратовскую (1891); общество Рязянско-Козловской железной дороги обратилось в общество Рязанско-Уральской железной дороги (1892).
Тяжелая промышленность страны в конце 80-х - начале 90-х гг. XIX в. обслуживала не только железнодорожное строительство, но и различные отрасли промышленного производства. В это время усилились вложения в российскую экономику иностранного капитала, который играл немаловажную роль и в развитии кредитной системы России.
Целенаправленное инвестирование иностранных банков в российскую промышленность началось с 1886 г. Фирма Ротшильдов (Париж) приобрела контрольный пакет акций Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества. Скупая нефть в Баку - на первых в России нефтяных промыслах - Ротшильды организовали переработку нефти и в большом объеме экспортировали из России керосин.
История проникновения иностранных капиталов в Россию началась еще в XVIII в., когда правительство Екатерины II в 1769 г. впервые организовало иностранный займ. Вначале инициатива находилась в руках голландских банкирских фирм типа Rosenthal и др. К середине XIX в. с ними стали конкурировать английские банки.
После отмены крепостного права за границей стали размещаться не только государственные, но и гарантированные правительством облигационные займы учрежденных в России железнодорожных обществ.
Основным рынком реализации российских ценных бумаг - государственных и частных (под правительственную гарантию) - становится в 1870-е гг. Германия. Размещением их занимался в этой стране "Русский синдикат", состоявший из ряда банков и банкирских домов Германии. После некоторого охлаждения отношений с Германией во второй половине 1880-х гг. произошел отлив российских ценных бумаг из этой страны, чем и воспользовались французские банки, скупив ценные российские бумаги у германских банков. Такова была предыстория усиления роли французского капитала в России. [5, с.216]
Общая сумма иностранного капитала в акционерных обществах страны составила в 1890 г. 214,7 млн. руб. Вслед за М. X. Рейтерном и Н. X. Бунге регулировал этот процесс в интересах российской экономики И. А. Вышнеградский. Банки России не утеряли независимости и не попали в подчинение иностранным банкам. Дело в том, что финансовая зависимость появляется не на основе капитальных вложений в ту или иную отрасль экономики, как это происходило в России, а в случаях массового финансирования оборотов. Эти явления в Российской экономике не наблюдались вплоть до 1917 г.
Главным направлением деятельности И. А. Вышнеградского оставалась подготовка денежной реформы. В 1890 г. были проведены большие закупки золота за границей. Под золотое обеспечение в 1891-1892 гг. было выпущено кредитных билетов на сумму 150 млн руб.
Осуществлению задуманной еще Н. X. Бунге денежной реформы помешало стихийное бедствие: в 1891 г. из-за сильной засухи было собрано очень мало хлеба, ряд губерний империи поразил голод. В 1892 г. И. А. Вышнеградский оставил пост министра финансов. [6, с.86]
Заключение
Итак, можно сказать следующее: планы индустриализации Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, во многом отличаясь, в своей основе имели два основных принципа успешного преобразования экономики. Это стабилизация финансов, позволяющая привлечь иностранный капитал, и разветвленная сеть железных дорог, убыстряющая товарообмен внутренней и внешней торговли.
Вместе с тем результаты их деятельности дали основание считать, что они действительно приводили в жизнь определенную систему, выходившую довольно далеко за рамки финансовой политики” и их заслуги как министров финансов были прямым результатом и применением на деле ранее сложившихся научных воззрений.
Например, успешной была деятельность Николая Христиановича Бунге в области железнодорожного хозяйства – положено начало его регулированию и выкупу железных дорог казной. Большое значение имело создание при нем фабричной инспекции и зарождение фабричного законодательства, в частности, закона о работе малолетних. Некоторые его идеи, связанные с общинным землепользованием, переселенческим делом и рабочим вопросом, в измененном виде были использованы правительством России в начале ХХ в. в связи с назреванием революционных событий.
Вся финансовая политика Ивана Алексеевича Вышнеградского была подчинена одной задаче: обеспечение кредитных билетов золотом и серебром. Основными источниками стали – внешние займы (обусловленный низким процентом) и активный платежный баланс. Главными экспортными товарами стали – хлеб и сахар. Было выгодно то, что 1887-1889гг. в Европе были очень неурожайными, но на удивление урожайными в России. Кроме того, был установлен ряд сборов с крестьян. 1891-1892 гг. – неурожаи и голод в России, кот практически свел на нет все усилия Вышнеградского, так как пришлось закупать хлеб за границей. В 1888г. – госбюджет впервые стал бездефицитным, чего не было уже достаточно давно. И.А. Вышнеградский укрепил бюджет, как с помощью косвенных налогов, так и с помощью пошлин. 1891г. – таможенный тариф, который носил строго протекционистский характер.
Список литературы
1. Д.М. Ковалько. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе России. - Киев: Тип. Им. Ун-та св. Владимира, 1901. - 460c.
2. И. Х. Озеров. Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века - М., 1905 г. - 267с.
3. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории: Учебное пособие для вузов. − СПб.: Лань, 2002, - 509 с.
4. М.Н. Соболев. Таможенная политика России во второй половине ХIХ века - Томск: Типо-лит. Сиб. т-ва печ. дела, 1911г.- 886с.
5. В.А. Федоров. Истрия России 1861-1917гг. – М.: ЮРАЙТ, 2011г. - 482 с.
6. Л.Н. Юровский. На путях к денежной реформе. М.: «Финансовой Газеты» НКФ, 1924 г. - 114 с.
3
Информация о работе Реформаторская деятельность Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского