Реформаторские проекты начала XIX в. Жизнь и деятельность Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Краткое описание

После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное cостояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.

Содержание

Введение………………………………….. ………………………………..2
1.Проекты конституций и освобождения крестьян в царствование Александра I ………………………………………………………………..3
1.1Первый этап реформ…………………………………………………….3
а) Попытки решения крестьянского вопроса……………………..4
б) Проекты освобождения крестьян……………………………….5
в) Реформа в области образования………………………………. .5
1.2. Второй этап реформ …………………………………………………. 7
2. А.Аракчеев и перемены в политике Александра I…………………….8
3. Легенда о смерти Александра I ……………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по отечественной истории.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

В 1805 находился  при государе в Аустерлицком сражении.

В 1807 произведён в генералы от артиллерии, а 13 января 1808 назначен военным министром; 17 января назначен генерал-инспектором всей пехоты и артиллерии с подчинением ему комиссариатского и провиантского департаментов. Во время управления министерством Аракчеевым были изданы новые правила и положения по разным частям военной администрации, упрощена и сокращена переписка, учреждены запасные рекрутские депо и учебные батальоны; артиллерии была дана новая организация, приняты меры к повышению уровня специального образования офицеров, упорядочена и улучшена материальная часть. Положительные последствия этих улучшений не замедлили обнаружиться во время войн в1812—1814 годах.

Время после  окончания Отечественной войны  в советской историографии было принято называть аракчеевщиной, по фамилии одного из ближайших помощников Александра I, А.А. Аракчеева. С его именем связывалась вся реакционная политика самодержавия после Отечественной войны 1812 г. Это не совсем верно. Направление политики зависело от Александра, Аракчеев в большой степени был только исполнителем замыслов императора.

Несмотря на то что война с Наполеоном потребовала значительных человеческих и материальных жертв, после 1812 г. в русском обществе господствовало приподнятое настроение, свидетельствующее о том, что страна вышла из страшного испытания обновленной, готовой для дальнейшего развития. Это подкреплялось военными успехами заграничного похода русской армии и надеждами на скорые политические перемены. Так, ближайшее окружение Александра было уверено в намерении императора дать России конституцию. Об этом свидетельствовал и факт предоставления конституции Царству Польскому, созданному на территории герцогства Варшавского и присоединенному к России. Одновременно среди правящих кругов набирали силу и консерваторы, считавшие, что победа в войне свидетельствует о необходимости сохранения прежних порядков. Военные революции в Италии и Испании, волнения в Семеновском полку укрепили и Александра в этой точке зрения и положили конец его конституционным колебаниям. Царь окончательно отказался от каких-либо либеральных реформ в России.

Наиболее мрачной  страницей царствования Александра стало создание военных поселений. Эта идея возникла у царя еще перед  Отечественной войной. В 1816 г. он решил  возобновить попытки проведения ее в жизнь. Первые военные поселения  появились в Новгородской губернии, где находились имения Аракчеева. Он и возглавил организацию и  руководство военными поселениями. Главной их задачей было уменьшить  расходы на содержание армии. С этой целью часть государственных  крестьян передавалась в ведение  военного ведомства. Такие крестьяне  освобождались от обычных податей  в казну и за это должны были комплектовать и сами содержать  воинские части. Хотя правительство  пыталось помочь военным поселениям ссудой, скотом, инвентарем, жизнь военных  поселенцев строго регламентировалась и находилась под постоянным контролем  начальства. Несмотря на определенные материальные выгоды, крестьяне относились к военным поселениям с ненавистью и считали их худшим проявлением крепостного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Легенда о смерти  Александра I.

Согласно официальной  версии, Александр I умер 19 ноября 1825 г. в Таганроге от брюшного тифа. Осенью этого года он путешествовал по югу  России и 20 октября по приглашению  новороссийского губернатора, графа  Воронцова, он отправился в Крым. 27 октября  он продрог и простудился. Через  неделю император, ранее отличавшийся замечательным здоровьем, приехал  в Таганрог, где слег в постель  в тяжелом состоянии, а еще  через две недели — скончался. В походных условиях было произведено  вскрытие тела, а потом его бальзамирование. Два уездных врача и четыре фельдшера в отсутствии необходимых  для бальзамирования материалов глубокой ночью колдовали над  трупом августейшего Государя императора Александра Павловича. Лишь по истечении  сорока дней процессия с телом  Государя должна была выступить в  Петербург. В своем последнем  путешествии почивший император  проезжал через Харьков, Курск, Орел, Тулу, Москву в сопровождении эскорта  и большого количества войск, призванных ограждать тело покойного от взволнованных  масс народа, желающих удостовериться в том, что в гробу лежит  действительно царь. Прах Александра Павловича везли по ужасным дорогам  с большими предосторожностями, на каждой остановке гроб вскрывали  и осматривали тело.

 Лишь 6 марта  гроб с телом покойного императора  прибыл в Петербург. Жители  столицы толпами шли в собор,  чтобы посмотреть на Государя, но как и москвичи, были глубоко разочарованы тем, что лицо императора увидеть было невозможно. К князю Галицыну отправлялись целые депутации с просьбой открыть гроб. Князь докладывал Государю Николаю Павловичу о желании народа, но тот так и не разрешил показать лицо почившего императора его бывшим подданным, на том основании, что оно было сильно искажено при бальзамировании древесно-уксусной кислотой. 13 марта 1826 г. тело бывшего Государя было предано земле, но люди, в огромном количестве посещавшие Петропавловскую церковь, так и не смогли удостовериться в том, что покойник, лежащий в царском гробу — действительно Александр Павлович Романов.

Смерть Александра произвела на жителей России гнетущее впечатление. Никто не мог ожидать  скорой кончины императора, поскольку  здоровье Александра никому не внушало  серьезных опасений. Император постоянно  находился в разъездах и производил впечатление человека энергичного, деятельного и уверенного в своих  силах. Странная, загадочная смерть вдали  от столицы, скорое бальзамирование  народными умельцами из Таганрога, таинственные осмотры трупа в местах остановок, необычно строгие меры охраны, предпринятые на всем пути следования траурной процессии, — все это рождало серьезные подозрения в народе, которому было отказано в праве проститься с Государем императором. Народ не устраивала официальная версия о крымской лихорадке и в его сознании родилась другая, более романтичная история, согласно которой Александр не умер, а продолжает здравствовать, затерявшись в необъятных просторах матушки России под другим именем. П. Бунин в книге «Легенда о смерти Александра I» пересказывает одну из бытовавших в народе версий этого загадочного события.

«В  Таганроге строился дворец для Елизаветы  Алексеевны, рассказывает это предание. Государь захотел осмотреть  дворец, подъехал к  нему с заднего  крыльца и хотел  войти. Около крыльца  стоял часовой. Увидев Государя, он его  остановил и сказал:

  — Ваше Императорское  Величество, не извольте  туда идти, там  вас убьют.

  Государь остановился,  задумался, потом  сказал солдату:

  — Хочешь ли  ты, солдат, умереть  за меня? Тебе будут  оказаны царские  почести и твой род будет награжден. Солдат согласился.

  Государь надел  солдатский мундир  и стал на часы, а солдат надел  царский, набросил  на плечи шинель, закрыл ею лицо  и пошел во дворец. Когда солдат вошел  в первую комнату.  Раздался выстрел  из револьвера. Пуля  пролетела мимо. Солдат  повернулся и бросился  бежать. Но вслед  ему раздался другой  выстрел, которым  солдат был убит. Его схватили и  потащили во внутренние  комнаты, думая,  что убитый —  император Александр.  От государыни  убийство скрыли, сказали, что Государь  сильно заболел  и умер.

  Между тем, пока  все это происходило,  Александр стоял  на часах и ждал, что будет с  солдатом. Когда он  услыхал выстрелы, то бросил ружье  и скрылся». 

В сознании народа император продолжал жить, и оставалось лишь появиться какому-нибудь незаурядному человеку, внешне похожему на почившего  Александра, чтобы народная фантазия породила продолжение легенды о  чудесном избавлении Государя от насильственной смерти.

 Ожидания  чуда воплотились в благоговейном  отношении русских крестьян к  личности святого старца, странным  образом появившегося в Сибири  через 11 лет после загадочной  смерти прославленного венценосца. Старец Федор Кузьмич, в коем  склонные к мистификации русские  люди признали воскресшего Александра I, действительно был человеком  неординарным — его неподдельная  набожность, благородство черт лица  и осанки, глубокий ум, внутреннее  достоинство и мягкость натуры, располагали к нему практически  всех людей, которые имели удовольствие  с ним общаться. Его первое  появление в Сибири осенью 1836 г. не осталось незамеченным. Работники  одной из кузниц, расположенных  на окраине Красноуфимска, не  могли не обратить внимания  на путника, чье совершенно  недеревенское лицо, плавная речь  и манера держаться, резко выделяли  его из числа местных жителей.  Подозрительный старец, дававший  уклончивые ответы на вопросы  о том, кто он и откуда, был  арестован. Началось формальное  следствие. Производившие расследование из бесед со старцем убедились, что перед ними не бродяга, а человек глубоко интеллигентный, из высшего общества, сознательно скрывающий свое происхождение. Не смотря на настойчивые уговоры назвать истинное имя и фамилию, Федор Кузьмич по-прежнему утверждал, что он бродяга, не помнящий родства. Суд приговорил его к двадцати ударам плетями и к ссылке в сибирской деревне Зерцалы Тобольской губернии.

С этого момента  начался путь Федора Кузьмича к славе  святого старца, которая со временем обогатилась народной верой в  то, что именно он и есть спасшийся  от смерти император Александр I. Вместе с партией арестантов старец следовал по этапу к месту своего назначения, но он не затерялся в толпе. Высокая  статная фигура, ясные голубые глаза, абсолютная белизна его седых волос, задушевная речь и проникновенная мягкость голоса привлекали к нему всеобщее внимание. Федор Кузьмич был ласков и приветлив со всеми, ухаживал за больными, делился с нуждающимися тем, что имел, утешал павших духом, разбирал ссоры и обиды, примирял враждовавших, словом, вел себя так, как и подобает святому старцу. Слава о его святой жизни скоро распространилась по всей округе. Приходящие к нему со всей Сибири люди дивились его учености и глубокой мудрости. Необыкновенная личность Федора Кузьмича интересовала всех, было ясно, что он — человек не простой: по его манерам и образованию всем казалось, что он из высшего общества. Его знание военной истории, великолепная осведомленность в государственных делах, личное знакомство с протоиереем Фотием и другими важными персонами, о которых он рассказывал весьма подробно, постоянная переписка с людьми из различных городов европейской России и посещения каких-то таинственных лиц из Петербурга, выдавали в святом старце Федоре Кузьмиче представителя высшей российской аристократии.

 Сначала почему-то  думали, что он — сложивший  с себя сан архиерей, хотя в  нем не было ничего такого, что бы хоть сколько-нибудь  указывало на его духовное  происхождение. Потрясающее внешнее  сходство Федора Кузьмича с  императором Александром Павловичем  породило слухи о том, что  святой старец не кто иной, как отказавшийся от престола Государь всея Руси, и вскоре слухи эти вылились в твердо сложившееся убеждение. Сам старец никогда не называл себя Александром, хоть икона святого Александра Невского всегда была вместе с ним. Но чем упорнее молчал Федор Кузьмич о своем прошлом, тем настойчивее народная молва называла его императором Александром.

Народная любовь к святому старцу была столь велика, что когда Федор Кузьмич отдал  Богу душу, на его могиле крестьяне  поставили часовню, а на белом  кресте написали надпись:

«Здесь погребено  тело Великого Благословенного старца Федора Кузьмича, скончавшегося 20 января 1864 года».

 Обращаясь  к астрологическим методам исследования, мы обнаруживаем странную взаимосвязь  между датой смерти святого  старца Федора Кузьмича и гороскопом  Александра I, и наоборот — полное  отсутствие указаний на смерть  в гороскопе, построенном на  дату официальной смерти императора  в Таганроге. В транзитной карте,  построенной на 19 ноября 1825 г. (официальную  дату смерти) мы видим замкнутый тритон к Плутону в XII доме и множество квантилей (аспектов свободы) к Сатурну в VIII доме, что указывает на имитацию кончины, свободное распоряжение смертью, умелое использование тайных сил и уход в тень (Плутон в XII доме), в добровольное изгнание. Если же построить гороскоп на дату смерти старца Федора Кузьмича, то станет очевидной связь этого события с гороскопом самодержца. В карте, построенной на 20 января 1864 г. с гороскопом Государя совпали две крестовые ситуации, связанные с Лунными Узлами, задействовавшие VIII дом гороскопа (дом экстремальных обстоятельств), IV дом (по которому определяется естественное окончание жизни), альмутен ASC (управитель личности) и альмутен VIII дома. Судя по всему, под видом Федора Кузьмича умер именно Александр I. 

Заключение.

Жизнь и смерть Александра I – это действительно  драматическая страница русской  истории; еще в большей степени  – это драма живой человеческой личности, вынужденной сочетать в  себе, кажется, столь несовместимые  начала, как «власть» и «человечность».

Он один из первых заговорил о важности ограничения  самодержавной власти, введение думы и конституции. При нем все  громче стали звучать голоса призывающие  отменить крепостное право, и в этом отношение была проделана огромная работа. В годы правления Александра I, Россия смогла успешно защититься от внешнего врага, покорившего всю  Европу. Отечественная война 1812 г. стала  олицетворением единства русского народа, перед лицом внешней опасности.

Ни одно из крупных  государственных начинаний Александра I нельзя рассматривать, с одной стороны, вне его стремления оправдать  свое восшествие на престол, «принести  счастье людям», а с другой –  вне постоянного чувства страха за свою жизнь, которой он мог поплатиться  в случае, если бы его политика пришла в противоречие с могущественным консервативным дворянством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Валлотон А. Александр I. -М:1989.

2. Мироненко  С.В. Самодержавие и реформы.  Политическая борьба в России

в начале Х1Х в. М: 1989.

3. Федоров В.А. Александр I. // Вопросы истории, 1990, №1.

    История  России в потретах.-М:1996. Т1

4. Ячменихин К.М. Алексей Андреевич Аракчеев.// Вопросы Истории, 1991, №12.

     Отечественная  война 1812 года //Родина,1992,№6-7

5. Богданович М. И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. СПб., 1869-71. Т. 1-6

6. Шильдер Н.К. Император Александр I.его жизнь и царствование.СПб.,1904-1905. Т. 1-4.

Информация о работе Реформаторские проекты начала XIX в. Жизнь и деятельность Александра I