Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:22, доклад
В начале XVI в. Западную Европу всколыхнуло движение, известное в истории под названием Реформация. Реформация - широкое общественно-политическое, идеологическое ирелигиозное движение буржуазии, направленное против феодализма и его опоры - католической церкви. Деятели Реформации требовали уничтожения феодализма, создания новой,
децентрализованной, более демократичной и дешевой церкви,секуляризации ее собственности, ликвидации духовенства какотдельной касты, а также монастырей и монашества, пышного католического культа, сложной церковной обрядности.Реформация привела к появлению нового направления вхристианстве - протестантизма, который объединяет ряд
Реформация и Контрреформация
в Великом княжестве Литовском.
В начале XVI в. Западную Европу всколыхнуло движение, известное в истории под названием Реформация. Реформация - широкое общественно-политическое, идеологическое ирелигиозное движение буржуазии, направленное против феодализма и его опоры - католической церкви. Деятели Реформации требовали уничтожения феодализма, создания новой,
децентрализованной, более
демократичной и дешевой
самостоятельных церквей и сект: лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь, баптистов, адвентистов и др. Эти церкви и секты несколько отличаются культом и организацией, но связаны общностью происхождения и догматики. Основные положения протестантизма были сформулированы его основателями М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли.
Основными реформационными течениями в Великом княжестве Литовском были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Хронологические рамки Реформации на территории Беларуси: вторая половина XVI в. - середина XVII в.Наибольшее распространение тут получил кальвинизм, доктрина которого импонировала шляхте. Широкие народные массы безразлично относились к Реформации, поэтому религиозное движение в Беларуси не приняло такого размаха, как в Европе.
Активную реформационную деятельность в Беларуси развернул крупный магнат, виленский воевода, канцлер Николай Радзивилл Черный. Только в своих владениях он закрыл 187 костелов, разрушил все придорожные католические часовенкии кресты и открыл 134 кальвинистские общины. Под покровительством Н. Радзивилла были организованы протестантские общины в Несвиже, Клецке, Ивье, Орше и других местах.
Вокруг кальвинистских общин собирались ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. К 60-м гг. XVI в. в кальвинизм перешла большая часть белорусских магнатов и значительная часть шляхты. В 1562-1565 гг. из кальвинистского лагеря выделяется самостоятельное течение, приверженцы которого получили название антитринитарии или ариане (от имени святого Ария, жившего в IV в. до н.э. в Александрии и отрицавшего триединство Бога). Ариане делились на два течения: крестьянскоплебейское и шляхетско-бюргерское. Представители первого выступали за отмену крепостничества, создание бесклассового общества, основанного на примитивно-коммунистических основах, где нет частной собственности, где труд является обязанностью каждого человека, где нет войн и насилия. Предста-
вители шляхетско-бюргерского течения защищали феодальную собственность на землю и эксплуатацию крестьян, сословно-классовое неравенство и в то же время признавали необходимость проведения социальных реформ и улучшения положения крестьян. Их взгляды выражали известные деятели Реформации, писатели, просветители, гуманисты Сымон
Будный и Василий Тяпинский. Смягчить радикализм крестьянско-плебейского течения антитринитаризма, примирить взгляды его левого и правого крыла попробовал в 80-е гг. XVI в. Фауст Социн, по имени ко-
торого стало называться реформационное движение в XVII в. социнианство. Новое учение отбросило проблемы бедных и богатых, частной собственности. Центром социнианства в ВКЛ в начале XVII в. был Новогородок. Боязнь польских и литовских феодалов вспышки крестьян-
ской войны, противоречия между крестьянско-плебейским и шляхетско-бюргерским направлениями антитринитаризма, преследования ариан иезуитами и государством с использованием методов клеветы и погромов (с 1647 г. закрывались арианские типографии и школы, решением сейма в 1658 г. ариане изгонялись из государства: им давали три года на упорядочение имущественных дел, после чего тех, кто осмеливался исповедовать или распространять антитринитаризм, карали смертной казнью) привели к тому, что во второй половине XVII в. реформационное движение в Беларуси приостановилось. Несмотря на поражение, Реформация способствовала активизации духовной жизни, проникновению в общество ренессансно-гу-
манистических идей, развитию образования и книгоиздания,
распространению светских форм культуры, расширению международных связей и контактов. Вместе с тем она влекла за собой полонизацию белорусской шляхты и части мещанства,уничтожение старобелорусского языка и культуры, замедляла процесс формирования белорусской народности.
Реформация пошатнула позиции католической церкви.В результате создания национальных протестантских церквей(гуситской в Чехии, кальвинистской в Швейцарии, лютеранской в Германии, англиканской в Англии и др.) католическая Церковь потеряла миллионы верующих. Однако она нашла в
себе силы объединиться и пойти в наступление, с тем чтобы восстановить утраченные позиции. Новую церковную политику в условиях Реформации определил Тридентский собор.
Началом контрреформации в ВКЛ считается 1569 г., когда первые иезуиты появились в Вильно. Их позвал сюда виленский бискуп Валерьян Протасевич для борьбы с протестантизмом и для организации университета в столице княжества. Орден направил сюда опытных миссионеров, талантливых теологов, проповедников, писателей. Главным идеологом контрреформации в ВКЛ стал П.Скарга. По указанню папы княжество было выделено в отдельную Литовскую иезуитскую провинцию - одну из 35-ти в Европе. Толерантность государства создавала хорошую почву для деятельности ордена. В последней трети XVІ в. правящие круги Речи Посполитой, учитывая централизованный характер католической церкви, ее политические связи и социальный опыт, стали все более ее поддерживать. Сторонником ордена иезуитов быв Стефан Баторий, который опирался на поддержку костела в своей внешней и внутренней политике. Про себя он говорил: "Если бы я не был королем, был бы иезуитом". Содействовал "гвардейцам Лойолы" Сигизмунд ІІІ - "иезуитский король", как он сам себя называл. Власти и аристократия щедро наделяли иезуитов землей с крестьянами, жертвовалиа значительные денежные суммы. Экономическое могущество обеспечило ордену сильное идеологическое и политическое влияние.
Первоочередной задачей
иезуитов было возвращение в лоно
римской церкви соблазненных протестантизмом
высших слоев и распространение
католицизма среди
Густая сеть монастырей разных католических орденов (иезуитов, бернардинов, францисканцев, кармелитов, пиаров и др.) и костелов покрыла Беларусь. Через них воздействовали на широкие массы общества. Иезуиты приобрели хорошую репутацию среди населения благотоворительной деятельностью, оказанием медицинской помощи.
Вместе с Люблинской унией и Реформацией контрреформация создала новую культурно-конфессиональную ситуацию на территории Беларуси. Функция контрреформации для Беларуси неоднозначна: с одной стороны, конфессиональный раскол народа, с другой - приобщение к духовной интеллектуальной культуре Запада. Вместе с Реформацией контрреформация и католическая реформа «ошеломили» белорусско-украинское общество богатством западной богословской, институциональной и пастырской традиций, о которых в Киевской митрополии почти ничего не знали на протяжении шести столетий. Все это довела до его сознания информационная «революция», наступившая с расширением печатного слова, а также - переход знати в другие конфессии.
Белорусско-украинское христианство
столкнулось с католической контрреформацией
в трех основных аспектах: теологическом,
организационном, политическом. Реформация
и контрреформация выявили
Успехи контрреформации и католической реформы привели братства и православную иерархию Киевской митрополии к осознанию необходимости реформирования православной церкви: наведения порядка в церковных структурах, усиления церковной дисциплины, открытию своих учебных заведений и к принятию белорусско-украинской иерархией радикального решения о переходе под римскую юрисдикцию. Православная церковь Киевской митрополии не получила поддержки в борьбе с контрреформацией от Константинопольского патриархата, что было одним из мотивов, склонивших иерархию к выходу из-под его юрисдикции и признания власти римского папы. Так на волне контрреформации была заключена Брестская церковная уния, которая укрепила позиции папства на белорусских землях. Идеологи контрреформации рассматривали унию как переходный этап римо-католицизму.
Контрреформация встретила
решительный отпор со стороны
протестантов и православных. В 1599 г.
в Вильно их представители - 168 литовских
магнатов и шляхтичей - подписали
акт о взаимной помощи в противостоянии
католицизму, однако остановить его
натиск оппозиция не смогла. Контрреформация
обострила религиозные
Контрреформация в Беларуси - часть европейского процесса. Но она имела здесь свои особенности. Реформация и контрреформация в Беларуси частично совпали в своем развитии, что привело к особенному конфессиональному напряжению в последние десятилетия XVІ в. В то же время историческое сосущестоввание двух, а затем трех христианских церквей в ВКЛ выработало нормы толерантности, поэтому контрреформация не приобрела в ВКЛ таких жутких форм, как местами в Западной Европе, и религиозные гонения не были такими суровыми, как в Московском государстве, где господствовала идеология одной церкви. В отличие от западноевропейских стран, где в результате Реформации от католической церкви откололась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, в Беларуси силам контрреформации удалось вернуть в католицизм охваченную протестантизмом знать и обратить в него знать православную, а народные массы - наблизить через церковную унию. Постепенно обновленный и усиленный иезуитами католицизм начал вытеснять кальвинизм, арианство и другие протестантские секты в Беларуси.
Условия для победы контрреформации создала Люблинская уния 1569 г. Новая политическая реальность - объединение с государством с господствующей католической религеяй, доминирующая роль Польши в Речи Посполитой - подтолкнула наиболее чувствительную к политической коньюнктуре кальвинистскую шляхту к переходу в католицизм. Ее гнал туда также страх перед нарастающей волной народных движений, радикализм Реформации. Большинство белорусских феодалов, как втянутых в вир реформационного движения, так и православных в конце XVІ - начале XVІІ в. консолидируются с польскими на основе католицизма.
М.Смотрицкий в произведении "Фринос" (1610 г.) перечисляет 47 известных магнатских православных фамилий, принявших тогда католицизм: Сапеги, Воловичи, Хрептовичи, Сангушки, Скумины, Чарторийские и др. По иронии судьбы католиками стали дети и внуки опекуна Реформации в ВКЛ Николая Радивилла Черного, "столпа православия" Константина Острожского. Конечно, веру меняли не все поголовно. Малосклонная к римо-католицизму мелкая православная шляхта в большинстве своем в XVII в. приняла унию.
Плоды контрреформации можно выразить языком статистики. Через 5 лет после прибытия в Вильню они обратили в католицизм около 6 тысяч человек. Один только Андрей Боболя во время миссионерской деятельности в Несвиже (1622-1624) склонил к переходу в каталицизм 10 протестантов, 34 православных, 20 "недоверков-безбожников". Работая в 1652-1653 г. в Пинске, он добился перехода в свою веру двух православных деревень Баландичи и Вздрожин (около 80 дворов), под его влиянием преимущественно католическим стало православное население местечка Янов. Он пал жертвой своей миссионерской деятельносии и был канонизирован папством. В 1660 г. в Речи Посполитой католики составляли 43%, униаты - 33% (это были, главным образом, белорусы и украинцы), православные - 10%, иудеи - 9%, протестанты и представители других религий - 5% от количества всех жителей государства.
В конце XVІІ в. контрреформация в ВКЛ победила. Но духовная жизнь Беларуси определялась ее идеями и после подавления Реформации - почти до середины XVІІІ в. На смену контрреформации пришла эпоха Просвещения.
Литература:
1. Марозава С. Контррэфармацыя // Энцыклапедыя гісторыи Беларусі.: У 6 т. Т. 4. - Мн., 1997. - С. 230 - 232.
Информация о работе Реформация и Контрреформация в Великом княжестве Литовском