МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия Государственной
противопожарной службы
Дисциплина: История
мировых цивилизаций
Реферат
по теме: «реформация и формирование
основ и идеогогий буржуазного общества»
Выполнила: студентка 2 курса
Факультета платных образовательных
услуг
Направление подготовки: История
мировых цивилизаций
Группы 3.52.13
Палиох А.А.
Проверил:
Москва 2014
Содержание
1.Введение
2.Реформация.Основатели ,ключевые
события
3. Мораль и нравы буржуазного
общества
4.Заключение
1.Введение
Важнейшим этапом в культурно-историческом
развитии Европы явилась Реформация -
широкое религиозно-идеологическое и
социально-политическое движение, начавшееся
в первой четверти XVI в. в Германии и направленное
на преобразование (реформу) католической
церкви.
В своем реферате я опишу основные причины
реформации,ее периоды и деятельность
ее основателей.
Реформация - многогранное явление, способствовавшее
становлению ценностей протестантизма,
который, наряду с православием и католицизмом,
представляет собой одно из трех основных
направлений христианства.
Целью данного реферата является рассмотрение
основных причин реформаци, ее периодов
и основателей, анализ последствий данного
явления, зарождение протестантизма и
его принципов.
Объективной предпосылкой актуальности
данной темы является необходимость осмысления
влияния нематериальных идей на изменение
экономической системы. Протестантизм
нередко называют утилитарной религией,
основные положения которой, с одной стороны,
способствовали научно-техническому прогрессу,
накоплению капитала и, как следствие,
еще большему технологическому прогрессу,
а, с другой стороны, - созданию слишком
сложного, но в то же время материального,
мира для отдельно взятой личности, которая
утрачивает способность сознавать базовые
закономерности. Кроме того, осмысление
принципов протестантизма является основой
мирного сосуществования представителей
разных религий, необходимо для ведения
межрелигиозного диалога.
Задачами данной работы являются:
1)Определение сущности явления Реформация;
2)Анализ причин возникновения Реформации;
3)Основные периоды Реформации;
4)Основатели реформации;
5)Идеология буржуазного общества.
2.Реформация. Основатели,
ключевые события и периоды.
Духовный кризис, охвативший
Европу в результате господства католической
церкви во всех сферах общественной жизни,
распро-странения стяжательства и жажды
наживы привел к недовольству светской
знати и апокалиптическим настроениям
«третьего сословия», простых людей. (Апокалипсис
- завершающая книга Нового Завета, описывающая
конец света и второе пришествие Христа.).
Крупнейшие кардиналы и епископы были
богатыми земельными собственниками,
не занимались жизнью своих епархий, часто
не знали даже богословия. Высшие церковные
должности продавались и покупались, так
же как и низшие, которые в основном служили
источником извлечения дохода.
Первый удар по теократическим притязанием
римского папы, который претендовал на
высшую власть, абсолютную непогрешимость
и право на утверждение или низложение
светских и церковных властей, был нанесён
в XIV в., когда папство почти на семьдесят
лет попало в зависимость от французского
короля («авиньонское пленение»).
Вторым ударом стала деятельность непосредственного
предшественника М. Лютера, чешского богослова
Я. Гуса, выступившего за ограничение и
упрощение католического богослужения,
ведение его на национальных языках и
фактически за создание церквей, независимых
от Рима. За это он был вероломно, вопреки
выданной ему германским императором
охранной грамоте, схвачен и сожжён как
еретик в 1415 г.
Основателями Реформации были Мартин
Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564). 31 октября
1517 г. профессор богословия М. Лютер вывесил
на дверях церкви в Виттенберге «95 тезисов»,
в которых осуждалась торговля индульгенциями
и общие принципы церковной политики.
Ф. Энгельс назвал тезисы «ударом молнии
в бочку с порохом».
Идеи М. Лютера нашли поддержку самых широких
общественных слоев. В 1525 году под влиянием
реформаторского общественно-политического
движения началась Крестьянская война
под предводительством Томаса Мюнцера.
Народная реформация в Германии потерпела
поражение. Тем не менее, в духовнонравственной
сфере европейской культуры произошел
переворот, завершившийся возникновением
новой разновидности христианского вероисповедания
- протестантизма. Его принципы, в основе
своей сформулированные М. Лютером, заключались
в следующем:
- устранение догматического различия
священников и мирян (так как все одинаково
грешны, а значит, каждый может проповедовать
и совершать богослужение, так называемый
принцип всеобщего священства); - провозглашение
Библии единственным источником вероучения;
- утверждение постулата о том, что никакие
религиозные заслуги не могут приблизить
к спасению, а лишь вера в искупительную
жертву Христа.
Лютер впервые перевел Библию на немецкий
язык. Было лик-видировано монашество,
упрощено богослужение, отменено почитание
икон. Вместо сложной иерархии, системы
культов и обрядов протестантизм настаивает
на необходимости одной только личной
веры, непосредственно связывающей человека
с Богом, и собственного усилия, направленного
на воплощение в мирских делах божественного
промысла. Изменилось отношение к труду.
Важным становится не результат, а сам
процесс труда, упорство в исполнении
своего долга. Честный, упорный труд в
протестантизме обретает характер религиозного
подвига, становится своеобразной «мирской
аскезой», по выражению немецкого культуролога
М. Вебера.
Крупнейшими протестантскими конфессиями
стали лютеранство, кальвинизм, англиканство
и целый ряд сект: баптисты, методисты,
иеговисты, адвентисты и др.
Реформация стала первым решительным
выступлением поднимавшейся буржуазии
против средневековых феодальных порядков.
Она подготовила этим почву для концепции
прав человека. Не требуя коренных социально-политических
преобразований, не совершая научных открытий
или достижений в области художественного
творчества, Реформация изменила сознание
человека, открыла ему новые духовные
горизонты. В носителях протестантских
идей воплощается новый, буржуазный тип
личности с новым отношением к миру.
Важным периодом в становлении новоевропейской
культуры был ХVII век. Эпоха ранних буржуазных
революций (Нидерланды /1566-1609 гг./, Англия
/1640-1688 гг./) сложна и противоречива. Это
время формирования нового буржуазного
мировоззрения и морали, принципы которой
существенно отличались и от дворянско-
аристократической этики и от официальной
церковной. Новое буржуазное евангелие
труда и накопительства, тесно связанное
с протестантской этикой значительно
способствовало прогрессу капитализма.
Прогресс общественно-политической мысли
выразился в теориях естественного права
и общественного договора Т. Гоббса (1588-1679)
и Дж. Локка (1632-1704).
Особенностью новой эпохи стали новые
формы и методы научной деятельности.
Наука вышла из кабинета ученого-одиночки,
формируются научные общества, появилась
Академия наук. В области естественнонаучной
мысли было сделано много открытий: законы
Ньютона в физике, Бойля - в химии, Галилея
и Кеплера - в астрономии, создание алгебры
и аналитической геометрии, дифференциального
исчисления, микроскопа и телескопа. Труды
Паскаля, Ферма, Гюйгенса положили начало
теории вероятностей. Таким образом, можно
говорить о широкомасштабной научной
революции в ХVII веке.
Под влиянием Реформации и ранних буржуазных
революций возникают новые художественные
стили: барокко, классицизм, рококо. Реформация
и буржуазные революции Нового времени
способствовали формированию человека
с новым отношением к миру, со свободой
нравственного выбора, личной ответственностью
за свои суждения и поступки, что вело
к новым возможностям и перспективам в
социокультурном развитии.
Итак, важнейшим последствием
Реформации является смена феодальных
экономических отношений на капиталистические.
Стремление к экономии, развитию промышленности,
отказу от дорогостоящих развлечений
(в том числе и сокращение расходов на
богослужения) способствовали накоплению
капитала, который вкладывался в торговлю
и производство. В итоге протестантские
государства начали оᴨȇрежать в экономическом
развитии традиционно католические государства.
3.Мораль и нравы буржуазного
общества
С развитием капиталистических отношений
феодальные сословные моральные принципы
сменил буржуазный индивидуализм. Это
было более прогрессивно по сравнению
с зависимостью от феодального покровителя
и необходимостью заботы о существовании
своего сословия. Индивидуализм предоставил
человеку больше свободы для личностного
развития и самосовершенствования. Индивидуализм
был чертой раннего буржуазного общества,
в период первоначального накопления
капитала.
Главенствующая идея буржуазного общества
– личный материальный успех, развитие
частного предпринимательства, как главного
мотива деятельности человека. Этим принципам
была подчинена мораль.
Приобретение материальных благ, их приумножение,
стремление к власти и престижу становятся
главными требованиями буржуазной морали.
Эта мораль буржуазного общества оправдывает
наличие имущественного неравенства и
провозглашает стяжательство, расчетливость
и честолюбие как норму отношений между
людьми. Нормой считались также черствость
и равнодушие к людям, не входящим в сферу
интересов для бизнеса. В достижении поставленных
целей особый акцент делался на честолюбие
и тщеславие человека. Мораль была циничной
и оправдывала ведение захватнических
войн, притеснение людей в колониальных
территориях, использование грязных политических
технологий. Любое социальное недовольство
буржуазное государство подавляло системой
соответствующих законов.
Мораль оправдывала все возможные средства
на пути достижения личных целей. В обществе
царила ложь, прикрытая высшими ценностями.
Формально признавались права и возможности
каждой личности на пути к материальному
успеху. Мораль внушала наличие равенства
между людьми в достижении частного успеха.
В тоже время мораль буржуазного общества
позволяла личности проявлять свою активность,
ценились знания, умения и навыки, приводящие
к успеху. Человек ставил себе цели и задачи,
которые старался претворить в жизнь.
Добиться успеха можно было только при
взаимодействии с другими людьми, что
способствовало укреплению общественных
связей. Отношения между людьми строились
на вещественных мотивах.
С развитием капиталистических отношений
индивидуализм уступает место монополистическим
корпоративным отношениям. Мораль ориентирует
человека заботиться о корпоративных
интересах, вменяет ему бережное отношение
к ресурсам корпорации, преданности ее
интересам и высокий уровень трудолюбия
и ответственности.
Наличие материальных благ поощряет
людей искать удовольствия. Общественная
мораль, хоть и порицает, но все же допускает
наличие в обществе проституции, игорного
бизнеса, жестоких развлечений.
В противовес морали одобряющей материальный
успех и средства его достижения появляется
нигилистическая мораль осуждающая карьеризм,
вещизм, приспособленчество и утрату нравственных
ориентиров.
4.Заключение
Основные
направления протестантизма возникли
в ходе Реформации - религиозно-политического
движения за реформу Церкви, породившего
в XVI веке раскол западного христианства.
Причины,
вызвавшие Реформацию, были связаны с
разложением феодализма и с зарождением
капиталистических отношений. Основной
причиной Реформации является недовольство
различных слоев населения Европы моральным
разложением католической церкви, которое
сопровождалось экономической узурпацией,
эксплуатацией паствы, созданием препятствий
на пути развития капитализма. Немало
способствовали развитию Реформации и
гумаʜᴎϲтические идеи, провозгласившие
принцип свободы совести и личной ответственности.
Реформация оказала огромное
влияние на массовое сознание европейцев,
дала Европе новый тип личности и новую
систему ценностей. В Европе, быстро охваченной
идеями Реформации, стали образовываться
новые, реформированные церкви. Однако
утверждение новых религиозных идеалов
влекло за собой инквизицию, кровопролитные
гражданско-религиозные войны , религиозный
фанатизм.