Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа
Цели данной работы является оценить Александра I, как политического деятеля.
Задачи работы:
Рассмотреть причины реформ Александра I.
Проанализировать реформы, проводимые Александром I, Акрачеевым и Сперанским.
Выявить отказ проведения реформ.
Изучить итоги царствования Александра.
Введение
Раздел 1 Причины проведения реформ Александра I. Отмена крепостного права.
1.1. Причины проведения реформ Александра I.
1.2 Попытки решения крестьянского вопроса
Раздел 2 Реформаторская деятельность Сперанского и Александра I.
2.1. Финансовая реформа.
2.2. Реформа в области образования.
2.3. Реформа высших органов управления.
2.4. Проекты освобождения крестьян.
2.5. Военные поселения.
2.6. Формы оппозиции.
Раздел 3 Личность и итоги царствования Александра I.
3.1. Отказ проведения реформ.
3.2. Итоги царствования Александра I.
Заключение.
Библиографический список.
Приложения.
Уровни системы образования:
Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.
Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.
1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
1804 год — первый цензурный
устав. При университетах из
Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.
В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.
В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.
В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.
2.3 Реформа высших органов управления
Негласный комитет
С первых дней нового царствования императора
окружили люди, которых он призвал помогать
ему в преобразовательных работах. То
были бывшие члены великокняжеского кружка:
граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н.
Государственный совет
Начали с центрального управления. Собиравшийся
по личному усмотрению императрицы Екатерины Государс
Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.
Сенат
8 февраля 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.
Святейший Синод
Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.
С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.
Министерская реформа
8 февраля 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии
Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года — «Общее учреждение министерств».
Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:
внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;
устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;
государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;
устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;
устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.
Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий[7].
Число министерств и приравненных к ним Главных управлений, таким образом, достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.
В 1818 году Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву раз
Проект Мордвинова:
Проект Аракчеева:
Проект Гурьева:
В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению
проекта военных поселений,
первый опыт внедрения которых был проведён
в 1810—1812 гг. на резервном батальоне Елецкого м
Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву.
Цели проекта:
В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтики до Чёрного моря.
К 1825 году в военных поселениях насчитывалось 169 828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков.
В 1857 году военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 000 человек.
Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 года вспыхнуло восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 году крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом.
16 октября 1820 года головная рота Семёновског
Под влиянием Семёновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации. В 1821 году в армии вводится тайная полиция. В 1822 году вышел указ о запрете тайных организаций и масонских лож.
Именно при Александре I формируются
тайные офицерские организации, ставшие потом именоваться декабристскими:
в 1816 году был создан «Союз спасения», состоявший из 30 офицеров -дворян, участников войны с Наполеоном,
резко критиковавших Александра I за прекращение
либеральных реформ и поворотом к консерватизму и настаивавших на основных демократических
свободах. В 1818 году на основе «Союза спасения» формируется
«Союз благоденствия»,
насчитывавший более 200 человек, и настроенный
более решительно (ликвидация самодержавия,
крепостного права и т. д.). В 1821 «Союз благоденствия»
объявил о самороспуске, а на его основе
были созданы «Северное» и «Южное тайные общества»,
лидеры которых имели программы революционных
преобразований (см. «Русская правда» Пестеля и «Конституция» Муравьёва) и предполагали захватить власть путём военного переворота в
столице (Северное общество) и поддержке
его в провинции (Юное общество). После
загадочной смерти Александра I и образовавшегося междуцарствия
3.1 Отказ от проведения реформ вначале 20-х гг.
К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.
Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.