Реформы Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Царствование императора Александра II(старшего сына Николая I, 1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ» значительно продвинувшую вперед русскую жизнь. Из этих преобразований значительными являются: освобождение крестьян в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правового, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов, открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

Содержание

Введение……………………………………………………3
Хронология………………………………………….......................4
Отмена крепостного права………………………………………..4
Основные положения крестьянской реформы…………………..5
Финансовая реформа……………………………………………...6
Судебная реформа…………………………………………………7
Реформа местного самоуправления (земская реформа)………...9
Реформа образования……………………………………………...8
Городская реформа……………………………………………….10
Военная реформа…………………………………………………11
Значение реформ………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб.история экономики.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Второй инстанцией для  окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. 

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры  и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое  образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

                Реформа местного самоуправления (Земская реформа,1864 г.)

 

         1 января 1864г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что  для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых  органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными  делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет—вплоть до создания Государственной думы.

Реформы образования(1864г.)


Экономический процесс  и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем  населения и отсутствием системы  массовой подготовки специалистов. В 1864г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Городская реформа (1870г.)

 

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело  к возрастанию роли городов как  центров экономической, общественной и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право  базировалось на буржуазном имущественном  цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

 

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

 

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в  конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более  половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной  — по структуре, вооружению, образованию

Значение реформ

Итак, мы рассмотрели  основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.

Уничтожение крепостного  права и последовавшие за ним  реформы способствовали культурному  развитию и быстрому экономическому росту страны. Правительство (в частности, министр финансов М. X. Рейтерн) стремилось к упорядочению государственного хозяйства и поднятия общей производительности страны; особое внимание правительства привлекала постройка железных дорог и развитие внешней торговли.

Торговая и промышленная жизнь страны начала быстро развиваться. Характерным показателем этого  развития был быстрый рост акционерных обществ: за пятилетие 851—55 гг. по всем отраслям народного хозяйства было учреждено 18 акционерных обществ с капиталом около 6 млн. рублей;

за пятилетие 1866—70 гг.— 104 общества с капиталом около 700 млн. рублей; правда, после кризиса в начале 70-х гг. рост акционерных

предприятий несколько  замедлился, но все же положение  акционерного дела теперь было совершенно несравнимо с дореформенной эпохой. В начале царствования Александра II линия железных дорог в России составляла немного более одной тысячи км, к концу 1880 г.— немного менее 23 тыс. км. Оборот внешней торговли, составляющий в 1860 г. около 340 млн. руб. (вывоз около 180 млн. руб., ввоз около 160 млн. руб.), в 1880 г составлял около 1120 млн. руб. (вывоз около 500 млн. руб., ввоз около 620 млн. руб.).

Города расцвели с  освобождением крестьян, потому что  падение крепостных хозяйств и освобождение крестьянского труда создало  для городских рынков новых потребителей, открыло новые сферы для предприимчивости, привлекло рабочие руки. Между городами и уездами создались новые с вязи, уничтожавшие прежнюю сословную разобщенность. Жизнь получала характер бессословный и относительно демократический.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         

 Александр II оставил  глубокий след в истории, ему  удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.           

 Внутренние реформы  Александра II сравнимы по своему  масштабу разве что с реформами  Петра I. Царь-реформатор совершил  действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.           

 Падение крепостной  зависимости, выравнивание всех  перед судом, создание новых  либеральных форм общественной  жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило  желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.            

 В годы его правления  Россия прочно укрепила свои  взаимоотношения с европейскими  державами, разрешила многочисленные  конфликты с соседствующими странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 
  1. Арефьева А.А. История российского государства – М., 2003 
  2. Воронцова Е.Н. Хрестоматия по истории – СПб: Питер, 2005 
  3. Захарова Л.Г. Александр II. 1855-1881 // Романовы. Исторические портреты. – М., 1997 
  4. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории Отечественная история, 2005 - №4 
  5. Ключевский В.О. История России: полный курс лекций, том. 2 – Минск: Харвест, 2003 




Информация о работе Реформы Александра I