Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:12, реферат
Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх - отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание, «общее благо».
I. Введение
II. Характеристика Екатерины II
III. Государственные реформы «просвещённого абсолютизма»
1. Реформа Сената
2. Губернская реформа
3. Судебная реформа
4. Городская реформа
5. Реформа образования
6. Полицейская реформа
7. Денежная реформа
IV. Заключение
V. Список литературы
Шестигласная дума формировалась из общей городской думы, которая в, свою очередь, состояла «гласных от настоящих городовых обывателей, от гильдии, от цехов, от иногородных и иностранных гостей, от имянитых граждан и от посадских». Процесс формирования общегородской думы представителями каждого из сословий также был описан в жалованной грамоте. Вот как должны были выбирать гласных гильдии:
Чтоб составить голос гильдейской, голоса от гильдии собирается всякие три года каждая гильдия и выбирает по балам одного гласнаго каждой гильдии. Каждый гласный явиться должен у городскаго главы.
Таким образом, выборы в общегородскую думу проходили раз в три года. Эта дума формировала шестигласную думу из своих гласных. Шестигласная дума должна была заседать минимум раз в неделю. Городской глава избирался непосредственно «городским обществом»:
По силе 72-й статьи учреждений по городам и посадам городской глава, бургомистры и ратманы выбираются обществом городским чрез всякие три года по балам; старосты же и судьи словеснаго суда выбираются тем же обществом всякой год по балам.
В думу нельзя было избирать лиц моложе 25 лет, а также тех, кто не имеет капитала, «с которого проценты ниже пятидесяти рублей». В тех городах, где соответствующих капиталов не водилось, дозволялось снизить имущественный ценз.
Реформа образования
На начало царствования Екатерины II образовательные учреждения Российской империи были представлены преимущественно частными пансионами, в которых иностранцы обучали детей французскому языку и изящным манерам, а также духовными семинариями, в которых за 40 лет с момента принятия «Духовного регламента» мало что изменилось.
Изучив состояние дел,
императрица принимает
В 1763 г. в Санкт-Петербурге открывается первое двухклассное народное училище, которое через три года становится четырёхклассным. В 1796 г. был принят «Устав народным училищам Российской империи»; в этом же году были открыты училища в 25 губерниях. Впервые учебные заведения начинают работать по общим программам, объединённые общими уставными задачами. Ярко выраженной была мировоззренческая идея – воспитание непоколебимой верности государю, истинной любви к Отечеству и согражданам. Училища были предназначены для городского населения, сельское население реформы практически не затронули.
Ориентируясь на просвещенную Европу, императрица действительно добилась значительного прогресса в сфере образования. Но советы европейских просветителей не всегда подходили русской действительности.
Так, по совету французского
просветителя Д. Дидро, от преподавания
в народных училищах было отстранено
духовенство – самое
Понимая это, Екатерина II предпринимает
попытку новой реформы
Суть эксперимента заключалась
в том, что в специально созданное
детское учреждение принимались
младенцы, от которых отказывались
родители. Даже крепостные крестьяне
имели возможность отнести
Несмотря на все усилия, эксперимент по воспитанию детей в изолированной среде не удался. Тем не менее, педагогика получила новые импульсы для развития. Науки стали преподаваться на родном языке. Впервые в педагогике выдвигается требование, чтобы учителя относились к ученикам с любовью. Впервые в учебных заведениях учителя применяют современную методику работы с аудиторией. До этого в классе каждому ученику объясняли материал отдельно, остальные ждали своей очереди! Если прежняя школа ставила целью обучение, то новая школа выдвигает в качестве приоритета воспитание и нравственное развитие.
Полицейская реформа
При императрице Екатерине II, в ходе реформ местного самоуправления (1775-1785 гг.), обсуждалась и система полицейского управления. С 1779 г. началась работа над проектом Устава о благочинии, которая была завершена в 1781 г. Главными источниками Устава стали: Учреждение о губерниях, материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты. Предполагалось создать в городах полицейские органы для охраны благочиния, покоя и добронравия.
8 (19) апреля 1782 г. Устав
был утверждён. Он состоял из
274 статей и разделялся на 14 глав.
Устав регламентировал
Сохранение «благочиния, добронравия и порядка» в городе было возложено на управу благочиния — коллегиальный орган, в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные члены от купечества.
Управа благочиния была подчинена
губернскому правлению и
Каждый город, насчитывавший более 4 тыс. дворов, разделялся на части (по 200-700 дворов), которые в свою очередь делились на кварталы (по 50-100 дворов). В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель.
Полиция наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению народного здравия, городского хозяйства, торговли и народного продовольствия. Она пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников. К ведению полиции относились действия связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; направленные против православной церкви и богослужений; нарушающие общественный порядок; нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка); нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); преступления против личности и имущества. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.
Помимо организационных основ полицейского управления, в уставе были изложены определённые морально-нравственные правила, которыми должны были руководствоваться и полиция, и городское население: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».
Также устав нарисовал
портрет идеального должностного лица,
наделённого комплексом добродетелей
и лишённого пороков и
Реформы местного управления, проведённые в царствование Екатерины II позволили привести полицейские органы в определенную систему, хотя специального общегубернского органа управления полицией в это время не было создано. После буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. из компетенции управ благочиния были исключены судебные дела, городское благоустройство и к концу XIX в. они повсеместно были закрыты.
Денежная реформа
Первые бумажные денежные
знаки появились в России в 1769
г. и просуществовали под
Причиной необходимости
введения ассигнаций явилось
то, что основой денежного
Как главную
причину введения ассигнаций
Манифест 29 декабря 1768 г. указывал
необходимость размена медной
монеты на денежные знаки,
Ассигнации
первого выпуска 1769-1786 гг. прочно
вошли в русское денежное
В 1786 г. был изменен внешний вид ассигнаций. Одновременно были введены номиналы в 5 и 10 рублей, к 1790 г. они составляли 36% от всей массы ассигнаций, что значительно расширило сферу обращения бумажных денег. За все царствование Екатерины II ассигнаций было выпущено на 157 млн рублей, и курс их к концу этого царствования упал ниже 70 коп. серебром за рубль ассигнациями.
Заключение
Долгое царствование Екатерины
II 1762—1796 наполнено значительными
и весьма противоречивыми событиями
и процессами. Это было время, когда
императорская власть пыталась осуществить
одну из самых продуманных, последовательных
и успешных в истории России программ
реформ. Идейной основой реформ стала
философия европейского Просвещения,
с которой императрица была хорошо
знакома. В этом смысле, её правление
нередко называют эпохой просвещённого
абсолютизма. Историки спорят о том,
чем был просвещённый абсолютизм
— утопическим учением
Список литературы
http://www.fullhistoria.ru/
http://www.prlib.ru/history/
http://statehistory.ru/413/
http://www.prlib.ru/history/
http://www.istorya.ru/
http://www.abc-people.com/
http://www.hrono.ru/biograf/