Реформы Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх - отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание, «общее благо».

Содержание

I. Введение
II. Характеристика Екатерины II
III. Государственные реформы «просвещённого абсолютизма»
1. Реформа Сената
2. Губернская реформа
3. Судебная реформа
4. Городская реформа
5. Реформа образования
6. Полицейская реформа
7. Денежная реформа
IV. Заключение
V. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАЛЕНИЯ.docx

— 39.25 Кб (Скачать файл)

Шестигласная дума формировалась из общей городской думы, которая в, свою очередь, состояла «гласных от настоящих городовых обывателей, от гильдии, от цехов, от иногородных и иностранных гостей, от имянитых граждан и от посадских». Процесс формирования общегородской думы представителями каждого из сословий также был описан в жалованной грамоте. Вот как должны были выбирать гласных гильдии:

Чтоб составить голос  гильдейской, голоса от гильдии собирается всякие три года каждая гильдия и  выбирает по балам одного гласнаго каждой гильдии. Каждый гласный явиться должен у городскаго главы.

Таким образом, выборы в общегородскую  думу проходили раз в три года. Эта дума формировала шестигласную думу из своих гласных. Шестигласная дума должна была заседать минимум раз в неделю. Городской глава избирался непосредственно «городским обществом»:

По силе 72-й статьи учреждений по городам и посадам городской  глава, бургомистры и ратманы  выбираются обществом городским  чрез всякие три года по балам; старосты же и судьи словеснаго суда выбираются тем же обществом всякой год по балам.

В думу нельзя было избирать лиц моложе 25 лет, а также тех, кто не имеет капитала, «с которого проценты ниже пятидесяти рублей». В  тех городах, где соответствующих  капиталов не водилось, дозволялось  снизить имущественный ценз.

 

 

Реформа образования

На начало царствования Екатерины II образовательные учреждения Российской империи были представлены преимущественно  частными пансионами, в которых иностранцы обучали детей французскому языку  и изящным манерам, а также  духовными семинариями, в которых  за 40 лет с момента принятия «Духовного регламента» мало что изменилось.

Изучив состояние дел, императрица принимает решительные  меры по исправлению ситуации в образовании. Французским просветителем Д. Дидро  по просьбе императрицы был разработан «Генеральный план гимназий или государственных  училищ». Предполагалось открытие училищ, имеющих статус гимназий по направлениям: для учёных людей, для духовенства, а также училища гражданские  и купеческие. Для каждого училища  была прописана главная цель –  воспитание благонравия, а далее  цели конкретизировались в зависимости  от направления обучения. Не все  планы были реализованы, но была создана  четкая структура профессионального  образования.

В 1763 г. в Санкт-Петербурге открывается первое двухклассное народное училище, которое через три года становится четырёхклассным. В 1796 г. был  принят «Устав народным училищам Российской империи»; в этом же году были открыты  училища в 25 губерниях. Впервые учебные  заведения начинают работать по общим  программам, объединённые общими уставными  задачами. Ярко выраженной была мировоззренческая  идея – воспитание непоколебимой  верности государю, истинной любви  к Отечеству и согражданам. Училища  были предназначены для городского населения, сельское население реформы практически не затронули.

Ориентируясь на просвещенную Европу, императрица действительно  добилась значительного прогресса  в сфере образования. Но советы европейских  просветителей не всегда подходили  русской действительности.

Так, по совету французского просветителя Д. Дидро, от преподавания в народных училищах было отстранено духовенство – самое образованное сословие того периода. Закону Божьему  обучали светские учителя на иноземный  лад. Это было одной из причин недоверия  народа к училищам. Иноземное влияние, по мнению В.О. Ключевского, не имело  основы в виде элементарного общего образования, и русский человек  путался во всех этих новшествах, не понимая, что главное, а что второстепенное.

Понимая это, Екатерина II предпринимает  попытку новой реформы образования, автором которой стал И.И. Бецкой, с целью воспитания «новой породы людей» и пытается изменить подходы  к образованию и воспитанию.

Суть эксперимента заключалась  в том, что в специально созданное  детское учреждение принимались  младенцы, от которых отказывались родители. Даже крепостные крестьяне  имели возможность отнести новорожденного ребенка, сословие не имело значения, не существовало никаких бюрократических  процедур и ограничений. Единственное требование к родителям – никогда  не требовать ребенка обратно. Взамен родители были уверены, что их дети станут очень образованными людьми и пополнят привилегированное дворянское сословие. Приют пополнялся незаконнорождёнными  детьми, а также детьми из многодетных  крестьянских семей.

Несмотря на все усилия, эксперимент по воспитанию детей  в изолированной среде не удался. Тем не менее, педагогика получила новые  импульсы для развития. Науки стали  преподаваться на родном языке. Впервые  в педагогике выдвигается требование, чтобы учителя относились к ученикам с любовью. Впервые в учебных  заведениях учителя применяют современную  методику работы с аудиторией. До этого  в классе каждому ученику объясняли  материал отдельно, остальные ждали  своей очереди! Если прежняя школа  ставила целью обучение, то новая  школа выдвигает в качестве приоритета воспитание и нравственное развитие.

 

Полицейская реформа

При императрице Екатерине II, в ходе реформ местного самоуправления (1775-1785 гг.), обсуждалась и система  полицейского управления. С 1779 г. началась работа над проектом Устава о благочинии, которая была завершена в 1781 г. Главными источниками Устава стали: Учреждение о губерниях, материалы уложенной  комиссии и иностранные полицейские  нормы и правовые трактаты. Предполагалось создать в городах полицейские органы для охраны благочиния, покоя и добронравия.

8 (19) апреля 1782 г. Устав  был утверждён. Он состоял из 274 статей и разделялся на 14 глав. Устав регламентировал структуру  полицейских органов, их систему  и основные направления деятельности, содержал перечень наказуемых  полицией деяний.

Сохранение «благочиния, добронравия и порядка» в городе было возложено на управу благочиния — коллегиальный орган, в который  входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные члены от купечества.

Управа благочиния была подчинена  губернскому правлению и выполняла  разнообразные административно-хозяйственные  и судебные функции.

Каждый город, насчитывавший  более 4 тыс. дворов, разделялся на части (по 200-700 дворов), которые в свою очередь  делились на кварталы (по 50-100 дворов). В  части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель.

Полиция наблюдала за нравами  и развлечениями, принимала меры к сохранению народного здравия, городского хозяйства, торговли и народного  продовольствия. Она пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные  решения, осуществляла предварительное  следствие и розыск преступников. К ведению полиции относились действия связанные с непослушанием  законам или решениям полицейских  властей; направленные против православной церкви и богослужений; нарушающие общественный порядок; нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка); нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); преступления против личности и имущества. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.

Помимо организационных  основ полицейского управления, в  уставе были изложены определённые морально-нравственные правила, которыми должны были руководствоваться  и полиция, и городское население: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».

Также устав нарисовал  портрет идеального должностного лица, наделённого комплексом добродетелей и лишённого пороков и недостатков: он обязан был проявлять человеколюбие, добросовестное отношение к службе, стремление к достижению общего добра, бескорыстие, обязан был чинить равный суд, руководствоваться исключительно  законом, покровительствовать невинному  и скорбящему, воздерживаться от взяток, ибо они «ослепляют глаза и  развращают ум и сердце, устам же налагают узду».

Реформы местного управления, проведённые в царствование Екатерины II позволили привести полицейские органы в определенную систему, хотя специального общегубернского органа управления полицией в это время не было создано. После буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. из компетенции управ благочиния были исключены судебные дела, городское благоустройство и к концу XIX в. они повсеместно были закрыты.

Денежная реформа

Первые бумажные денежные знаки появились в России в 1769 г. и просуществовали под названием  ассигнаций вплоть до 1843 г. К этому  времени государственного кредитования не было как такового. Попытка прибегнуть к внешнему займу в размере 2 миллионов  рублей во время Семилетней войны  окончилась полным провалом. В 1769 году Екатериной II при помощи ассигнационного  банка, основанного еще до ее вступления на престол, было выпущено ассигнаций на 17 млн 841 тысяч рублей.

     Причиной необходимости  введения ассигнаций явилось  то, что основой денежного обращения  был серебряный рубль, который  играл роль всеобщего эквивалента  и был обеспечен ценой заключенного  в нем металла. Но отечественные  рудники давали только 6-7 тыс.  кг серебра в год. При ежегодной  чеканке 2 млн рублей серебряной монеты требовалось 40 тыс. кг, поэтому основным источником серебра была торговля с Европой хлебом и другой традиционной продукцией. Золотая монета была в обращении в очень незначительном количестве и являлась скорее товаром, чем деньгами, ее курс по отношению к серебру был свободным.

     Как главную  причину введения ассигнаций  Манифест 29 декабря 1768 г. указывал  необходимость размена медной  монеты на денежные знаки, удобные  к перевозке.

     Ассигнации  первого выпуска 1769-1786 гг. прочно  вошли в русское денежное обращение.  Они не были обязательны к  приему частными лицами, однако  для этого времени их курс  был очень высок — от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, т.е. были равноценны серебряной монете.

В 1786 г. был изменен внешний  вид ассигнаций. Одновременно были введены номиналы в 5 и 10 рублей, к 1790 г. они составляли 36% от всей массы  ассигнаций, что значительно расширило  сферу обращения бумажных денег. За все царствование Екатерины II ассигнаций было выпущено на 157 млн рублей, и курс их к концу этого царствования упал ниже 70 коп. серебром за рубль ассигнациями.

Заключение

Долгое царствование Екатерины II 1762—1796 наполнено значительными  и весьма противоречивыми событиями  и процессами. Это было время, когда  императорская власть пыталась осуществить  одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ. Идейной основой реформ стала  философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле, её правление  нередко называют эпохой просвещённого  абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещённый абсолютизм — утопическим учением просветителей об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии, Австрии, России и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, — пеняла она французскому философу Д. Дидро, — пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, — на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что Екатерина просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый  по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.

Список литературы

http://www.fullhistoria.ru/istorias-692-1.html

http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=729

http://statehistory.ru/413/Reformy-mestnogo-samoupravleniya-Ekateriny-II-1775-1785-godov/

http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=502

http://www.istorya.ru/articles/rusdenref.php

http://www.abc-people.com/typework/history/doch-20.htm

http://www.hrono.ru/biograf/bio_ye/ekaterina2.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы Екатерины II