Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:14, реферат
Краткое описание
Растущая социальная напряжённость в стране поставила власть перед необходимостью перемен. К счастью, в стране нашлись и люди, готовые провести эти реформы. Вокруг Ивана сложилась Избранная рада. Состав и историческая роль её до сих пор остаётся спорным вопросом. Считают, что в неё входили священник Благовещенского собора Сильвестр, митрополит Макарий, молодой придворный Алексей Фёдорович Адашев, дьяк Иван Висковатый, князь Андрей Михайлович Курбский. Проводя реформы, московское правительство испытывало нужду в поддержке нации в целом. Чтобы обеспечить эту поддержку, правительство обратилось к политически наиболее значимым сословиям – духовенству, боярству и дворянству.
Растущая социальная напряжённость в
стране поставила власть перед необходимостью
перемен. К счастью, в стране нашлись и
люди, готовые провести эти реформы. Вокруг
Ивана сложилась Избранная рада. Состав
и историческая роль её до сих пор остаётся
спорным вопросом. Считают, что в неё входили
священник Благовещенского собора Сильвестр,
митрополит Макарий, молодой придворный
Алексей Фёдорович Адашев, дьяк Иван Висковатый,
князь Андрей Михайлович Курбский.
Проводя реформы, московское правительство
испытывало нужду в поддержке нации в
целом. Чтобы обеспечить эту поддержку,
правительство обратилось к политически
наиболее значимым сословиям – духовенству,
боярству и дворянству. Идея соборности
стала развиваться с середины XVI века.
Земский Собор собирался по царской грамоте.
В его состав входили Боярская Дума, Освещенный
собор (церковные иерархи) и выборные от
дворянства и посадов. Духовная и светская
аристократия составляли элиту общества,
и в решении важных вопросов царь не мог
без них обойтись. Дворянство было главным
служилым сословием, основой царского
войска и бюрократического аппарата. Верхушка
посада была главным источником денежных
доходов казны. Противоречия, существовавшие
между этими социальными группами, позволяли
власти балансировать и усиливаться.
Земские соборы решали основные вопросы
внешней и внутренней политики, законодательства,
финансов, государственного строительства.
Вопросы обсуждались по сословиям (“по
палатам''), но принимались всем составом
собора. Известны соборы 1547, 1549, 1550, 1551,
1560, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584, 1598, 1604, 1611, 1613. 1619. 1622,
1632, 1634, 1637, 1639. 1642, 1645, 1648-1649, 1653 годов. Их
значение и принятие решения неоднородны.
Соборные решения служили источником
избрания на царство (1584-Фёдора Ивановича,
1598-Бориса Годунова, 1613-Михаила Романова).
В 1611 и 1612 годах проходит «военные соборы»,
решавшие стратегические задачи. Собор
1550 года принял новый Судебник, 1551 год
– основные положения реформы церкви.
Собор 1648-1649 годов принял важнейший документ
– Уложение. Структура соборов сложна:
в состав Стоглавого собора 1551 года в полном
составе входили Освященный собор, Боярская
Дума и Избранная Рада. Наиболее представительным
был Собор 1556 года, решавший вопрос о войне
с Польшей. На нем было сформировано пять
курий, представлявших духовенство, боярство,
приказных людей, дворянство и купечество.
Однако полномочия Собора были неопределенны
и безграничны, поэтому поводы к их созыву
были разными. Собирались соборы на Красной
площади, в Патриарших палатах или Успенском
соборе Кремля. Каждое сословие подавало
своё собственное мнение, в результате
составлялся соборный приговор.
В 1550 году царь вместе с Думой принял
новый Судебник. В центре законодательной
работы, по-видимому, стоял Казённый приказ,
возглавляемый казначеем. Не случайно
в период подготовки нового кодекса А.
Адашев получил чин казначея. Как только
работа над судебником подошла к концу,
Адашев покинул Казённый приказ. Судебник
1550 года часто называют царским судебником,
он является пересмотренным и расширенным
вариантом Судебника Ивана III. Если в первом
было 68 статей, во втором - 100.
Судебник рассматривает в основном судебные
процедуры, уголовные преступления и некоторые
нормы гражданского права. Ст.97-98 предусматривали,
что в случае появления прецедентов, не
рассматриваемых в данном Судебнике, новые
нормы в дополнение к Судебнику будет
устанавливаться царём и боярами.
Среди новых важных статей надо отметить
ст.60 и ст.64, которые ограничивали судебную
власть провинциальных наместников. В
ст.61 пункте 1. определялись лица, приговоренные
к высшей мере наказания. Это могли быть
виновные в вооруженном восстании и заговоре
против государя, а также «каждый, кто
сдал крепость врагу» позднее эта норма
вошла в главу 2 Соборного Уложения 1649
года.
Cт. 57 Судебника 1497 года дублировалась
ст. 88 Судебника 1550 года. Она обеспечивала
крестьянам возможность перехода к другому
владельцу в Юрьев день. Рассматривалось
(ст. 88) и положение крестьян, живущих в
доме, данном им землевладельцем (пожилые
дворы). При желании уйти он должен был
заплатить землевладельцу за пользование
домом: 1 год-1/4 стоимости, 2 года - половину,
3 года-3/4 стоимости, 4 года и более - стоимости
дома целиком.
В степной зоне дом стоил 1 рубль и 6 копеек
(в 1497-1рубль), в лесной зоне - 56 копеек (1497-50
коп), такое повышение можно объяснить
общим повышением цен в Московском государстве.
Значительный интерес представлял перечень
платежей за ущерб, нанесённый достоинству
людей среднего и низшего классов (ст.
26 судебника). Составители хотели защитить
дворянство и городских жителей от каких-либо
притеснений боярства. Шкала штрафов за
ущерб достоинству указывала место человека
в социальной иерархии. Чем выше был социальный
статус, тем большей платы мог требовать
человек. Гость получал 50 руб. ущерба собственному
достоинству, посадский человек - 5 руб.,
горожанин низшего статуса (т.е. «чёрный»
или «молодший») - 1 рубль., крестьянин -
1 рубль. Женское достоинство было защищено
лучше мужского. Компенсация жене была
в два раза выше во всех перечисленных
категориях, чем мужу.
Холоп на Руси не рассматривался как
юридически значимое лицо и поэтому не
подлежал защите достоинства со стороны
закона. Но согласно ст. 26, некоторые категории
людей, служившие боярам, должны были получать
плату за посягательство на их достоинство,
даже если юридически они были холопами.
В целом же, составители Судебника 1550
года попытались положить предел распространению
«холопства». (Ст. 76 –случаи получения
холопами свободы).
К началу XV1 века в Московском государстве
развился новый тип так называемого «условного
рабства» - служилое холопство. Этот тип
зависимости был следствием специальной
формы ссуды. Должник обязан был выплачивать
% по ссуде, выполняя определённые работы
для своего кредитора. Очевидно, у него
было мало шансов когда-либо погасить
эту ссуду и обычно, он работал на кредитора
до смерти. Судебник 1550 года ограничил
размер ссуды по служилой кабале, установив
максимум в 15 рублей. Кроме того, только
вольные люди, то есть те которые не входили
в налогооблагаемые сельские и городские
общины, имели разрешение получать такие
ссуды.
Существенные реформы были проведены
в жизни церкви.
В 1549 году церковный собор провел канонизацию
«новых чудотворцев». Местные святые превратились
в общерусских, создался единый для всей
страны пантеон.
В 1551 году состоялся новый церковный
собор. Книга его решений содержит сто
глав и сам собор называют Стоглавым. Его
задачами были: унификация церковных обрядов,
принятие мер по улучшению нравов духовенства,
чтобы повысить его авторитет. Стоглав
принял следующие решения:
1. Заменить домашние школы на правильно
организованные церковные училища. Их
рекомендовалось основать в Москве, Новгороде
и др. городах (гл. 26).
2. Предписывалось переписывать
книги с добрых переводов, править,
чтобы не допускать ошибок. Иконописцам
следовать греческим образцам
и Андрею Рублеву (гл.27,28,43).
3. Исправить нравы низшего духовенства,
усилив надзор и наказание
за непослушание. Вводилась слежка
за низшим духовенством.
4. Осуждена продажа церковных
должностей, вымогательство и взятки
в церковной среде.
5. Осуждены «бесовские игрища»
и скоморошные представления. Грехом
признали стрижку бороды, азартные
игры, мытье в бане мужчин и
женщин вместе.
6. Осудил монастырских служащих
за злоупотребления, призвал монахов
довольствоваться квасами. Запрещалось
проживать в одном монастыре
монахам и монашкам, не велено
жить в миру, собирать деньги и бражничать.
7. Поощрялось милосердие к народу.
8. Проведена перепись больных, калек,
стариков, чтобы устроить богадельни
для них с пищей и одеждой.
Для надзора избирались «градские
целовальники», чтобы монахи не
злоупотребляли выделенными средствами.
Но зарплату служащим не платили.
9. О церковном землевладении. Церковь
лишалась земель и доходов, приобретенных
в период боярского правления.
Запрещалось покупать земли без
специального разрешения царя. Возврату
подлежали все поместные и
«черные» земли, которые отняли
или купили монастыри у прежних
хозяев. Монастыри стали платить
в казну все основные налоги,
даже больше, чем дворяне.
800 четвертей пашни помещика
600 четвертей пашни монастыря
500 четвертей пашни черносошных
крестьян.
Собор провозгласил византийский принцип
«симфонии» церкви и государства, включив
шестую новеллу императора Юстиниана,
излагавшую суть «симфонии». В 62 главе
Стоглава записано: «Человечество обладает
двумя великими дарами бога, данными ему
через любовь его к людям – священство
и царство. Первый направляет духовные
потребности; второй – управляет и заботится
о человеческих делах. Оба вытекают из
одного источника». Этот принцип «симфонии»
церкви и государства подразумевал определённое
ограничение царского самодержавия.
Некоторые положения собора оказались
не совсем чётко сформулированы и позднее
стали открыты для критики. Их переоценка
в середине XVII века послужила причиной
церковного раскола.
1. В ранней христианской традиции
существовало разное сложение
пальцев для крёстного знамения.
На соборе было одобрено двоеперстие,
что символизировало двойственную природу
Христа (гл.31)
2. Следующее решение затрагивало
детали церковного ритуала. Было
отмечено, что «алилуя» писалась трижды
во многих церквах и монастырях Пскова
и Новгорода, в Москве же – два раза. Собор
запретил трёхкратное исполнение, т.е.
римско – католическое, и одобрил двухкратное
повторение «алилуя» (так наз. сугубая
алилуя. Гл. 42)
3. Третье противоречивое решение
Собора привело к добавлению
слова в восьмой части Символа
Веры. В православном прочтении
следует говорить, что мы веруем
«в святой дух, бога, Дарителя
жизни, который произошел от отца…».
В рукописях «Бог (по-русски и по-церковнославянски
- «Господь») был заменён словом «Истинный».
Некоторые переписчики вставили «Истинный»
между Бог и Даритель Жизни. Стоглавый
Собор постановил, что надо говорить либо
«Бог», либо «Истинный», не произнося эти
слова вместе (глава 9). Правда, в действительности
это решение игнорировалось. Сложилась
практика читать символ веры следующим
образом «Святой Дух, Истинный, Даритель
Жизни». (Выпадало Бог, вместо него истинный).
В 1550-1551 году в стране был введен новый
земельный кадастр, который определял
новую единицу налогообложения - «большую
соху». Она составляла на одном хорошем
поле 800 четвертей у помещика, 600 у монастырей,
500 у черносошных крестьян. Всего норма
для трех полей составляла соответственно
2400, 1800 и 1500 четвертей, т. е 1200, 900 и 750 десятин.
Для земель худшего качества норма была
иной.
Митрополит Макарий и большинство членов
Собора 1551 года были консерваторы. Они
стремились избавить русскую церковь
от её недостатков, но не собирались вводить
ничего нового в её практику и догматику.
И всё же Собор дал импульс постепенному
подъему новых течений в русской религиозной
и интеллектуальной жизни, открытая и
смелая критика Собором недостатков в
жизни церкви послужила толчком для более
сознательного отношения к церковным
проблемам среди священников и мирян.
В связи с упорядочением административной
и военной службы правительство предполагало
отобрать из знати и дворянства тысячу
«лучших слуг» и наделить их поместьями
в Подмосковье. Будучи поблизости от столицы,
«лучшие слуги» в любой момент могли быть
вызваны в Москву для ответственных служебных
поручений. Подготовлявшаяся реформа
должна была приобщить цвет провинциального
дворянства к делам управления. Среди
историков нет единого мнения по вопросу
о судьбе этой реформы. И.И. Смирнов считал
организацию «тысячи» одним из важнейших
достижений Избранной рады. По мнению
А.А. Зимина, проект не получил практического
осуществления.
В целях укрепления вооруженных сил правительство
Адашева преступило к организации постоянного
стрелецкого войска и сформировало трехтысячный
стрелецкий отряд для личной охраны царя.
Стрелецкие войска зарекомендовали себя
с лучшей стороны в военных компаниях
последующих лет. Основной боевой силой
русской армии в ХVI в. оставалось, впрочем,
феодальное ополчение, состоявшее в массе
своей из мелких дворян. Необеспеченность
этих дворян землями подрывала боеспособность
ополчения. Правительство многократно
обсуждало проблему перераспределения
земельных богатств в пользу дворянства.
Этой теме посвящены были, по крайней мере,
5 из 12 вопросов, представленных царем
Стоглавому собору. Аргументируя необходимость
земельного передела, Иван указывал на
то, что в годы боярского правления многие
бояре и дворяне обзавелись землями и
кормлениями «не по службе», а другие оскудели:
«у которых отцов было поместья на сто
четвертей, ино за детьми ныне втрое, а
иной голоден». В вопросах митрополиту
царь просил рассмотреть, каковы «вотчины
и поместья и кормления» у бояр и дворян
и как они «с них служили», и приговорить,
«недостальных как пожаловали».
Проекты «землемерия» приобрели широкую
популярность в среде дворянства. Однако
осуществление их натолкнулось на сугубо
практические трудности: откуда было взять
необходимые служилой мелкоте земли? Дворяне
не прочь были поправить свои дела за счет
церкви. Земельные богатства духовенства
возбуждали в них зависть. В центральных
уездах страны монастыри успели завладеть
примерно 1/3 населенных крестьянами земель.
Ни в одной стране, писали иностранцы,
нет такого количества монастырей и монашествующей
братии, как в России.
Покушение на земельные богатства церкви
встретило решительное противодействие
со стороны воинствующих церковников
– иосифлян. Так называли себя последователи
Иосифа Волоцкого, главного противника
Нила Сорского и нестяжателей. Иосифлянское
большинство сплотилось вокруг Макария
и провалило правительственную программу
секуляризации. Правительству удалось
лишь частично осуществить свои замыслы.
В мае 1551 г. был издан указ о конфискации
всех земель и угодий, переданных Боярской
думой епископам и монастырям после смерти
Василия III. Закон полностью запрещал церкви
приобретать новые земли без доклада правительству.
Задавшись целью воспрепятствовать выходу
земель «из службы», власти ввели некоторые
ограничения в отношении княжеско - вотчинного
землевладения. Князьям воспрещалось
продавать и отказывать свои вотчины в
пользу церкви без особого на то разрешения.
Земли, уже переданные монастырям без
доклада, подлежали конфискации и обращались
в поместную раздачу.