Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:16, реферат
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
1. Введение.......................................................................................................................... 3 стр
2. Истоки Петровских реформ................................................................................. 4 стр
3. Военные реформы....................................................................................................... 5 стр
4. Церковная реформа.................................................................................................... 6 стр
5. Реформа образования............................................................................................... 7 стр
6. Судебная реформа....................................................................................................... 7 стр
7. Областная реформа..................................................................................................... 7 стр
8. Финансовая реформа.................................................................................................. 8 стр
9. Итоги реформ Петра I................................................................................................. 9 стр
10. Выводы........................................................................................................................... 9 стр
Содержание:
1. Введение......................
2. Истоки Петровских реформ......
3. Военные реформы...............
4. Церковная реформа.............
5. Реформа образования...........
6. Судебная реформа..............
7. Областная реформа.............
8. Финансовая реформа............
9. Итоги реформ Петра I.............................
10. Выводы........................
11. Список источников и литературы
..............................
Введение
В царствование Петра Первого
были проведены реформы во всех областях
государственной жизни страны. Многие
из этих преобразований уходят корнями
в XVII век - социально-экономические преобразования
того времени послужили предпосылками
реформ Петра, задачей и содержанием которых
было формирование дворянско-чиновничьего
аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия
привели к необходимости усиления и укрепления
самодержавного аппарата в центре и на
местах, централизации управления, построения
стройной и гибкой системы управленческого
аппарата, строго контролируемого высшими
органами власти. Необходимо было также
создание боеспособной регулярной военной
силы для проведения более агрессивной
внешней политики и подавления участившихся
народных движений. Требовалось закрепить
юридическими актами господствующее положение
дворянства и предоставить ему центральное,
руководящее место в государственной
жизни. Все это в совокупности и обусловило
проведение реформ в различных сферах
деятельности государства.
Два с половиной столетия историки, философы
и писатели спорят о значении Петровских
преобразований, но вне зависимости от
точки зрения того или иного исследователя
все сходятся в одном - это был один из
наиважнейших этапов истории России, благодаря
которому всю ее можно разделить на допетровскую
и послепетровскую эпохи. В российской
истории трудно найти деятеля, равного
Петру по масштабам интересов и умению
видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная
же историческая оценка реформ зависит
от того, что считать для России полезным,
что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Знаменитый историк Сергей Михайлович
Соловьев, который, наверное, наиболее
глубоко исследовал личность и поступки
Петра Великого, писал: "1Различие взглядов...
происходило от громадности дела, совершенного
Петром, продолжительности влияния этого
дела;
чем значительнее какое-нибудь явление,
тем более разноречивых взглядов и мнений
порождает оно, и тем долее толкуют о нем,
чем долее ощущают на себе его влияние".Как
уже было сказано, предпосылками петровских
реформ явились преобразования конца
XVII века. Во второй половине этого столетия
изменяется, становясь более централизованной,
система государственного управления.
Предпринимались также попытки более
четко разграничить функции и сферы деятельности
различных приказов, появились зачатки
регулярной армии -полки иноземного строя.
Происходили изменения в культуре: появились
театр, первое высшее учебное заведение.Русские
начинают более тесно соприкасаться с
представителями других культур,особенно
после присоединения Украины и Белоруссии
(временно), воспринявших идеи и новые
традиции эпохи Возрождения. Знаменитая
Немецкая слобода,оказавшая на юного Петра
такое сильное воздействие, также переживала
свой расцвет в конце XVII в.
Но несмотря на то, что почти всем реформам
Петра Великого предшествовали те или
иные государственные начинанияXVII в.,
они имели безусловно революционный характер.
После смерти императора в 1725 г. Россия
была на пути превращения совсемв другую
страну: из Московского государства, чьи
контакты с Европой были довольно-таки
ограниченными, она превратилась в Российскую
империю - одну из величайших держав мира.
Петр превратил Россию в подлинно европейскую
страну (во всяком случае, как он это понимал)
- недаром выражение "прорубил окно
в Европу" стало настолько часто употребляемым.
Вехами на этом пути стали завоевание
выхода к Балтике, строительство новой
столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство
в европейскую политику.
Деятельность Петра создала все условия
для более широкого знакомства России
с культурой, образом жизни, технологиями
европейской цивилизации, что и послужило
началом довольно болезненного процесса
ломки норм и представлений Московской
Руси. Еще одной важной особенностью петровских
реформ было то, что они затронули все
слои общества, в отличие от предыдущих
попыток российских правителей. Строительство
флота, Северная война, создание новой
столицы - все это становилось делом всей
страны.
Истоки Петровских преобразований
Истоки преобразований
эпохи Петра Великого лежат
в XVII столетии. В результате деятельности
первых Романовых был
В XVII в. отставание России от уровня развития
западноевропейских государств было весьма
значительным, несмотря на обозначившуюся
тенденцию к сокращению разрыва. Государству
нужна была сильная личность, которая
обладала бы не только верховной властью,
но и пониманием необходимости перемен,
энергией, смелостью и решительностью,
умом и талантом преобразователя. И таким
государственным деятелем стал Петр Ι.
Вся государственная деятельность Петра
Великого делится на два периода: 1695-1715
и 1715-1725 гг.
Важнейшей особенностью реформаторской
деятельности первого периода является
ее обусловленность, прежде всего, задачами
внутреннего переустройства, которые
были продиктованы нуждами ведения Северной
войны. Реформы в основном проводились
насильственными методами и сопровождались
активным вмешательством государства
в дела экономики. Отсутствие опыта, военные
неудачи, давление старого консервативного
аппарата власти придали многим реформам
непродуманный, поспешный характер.
Во второй период, когда военные действия
уже были перенесены на территорию противника,
реформы стали более планомерными и последовательными.
Преобразования оформлялись законодательными
указами царя (их количество за первую
четверть XVIII в. составило более 2,5 тыс.).
Однако это вовсе не противоречит тому
факту, что реформаторская деятельность
Петра носила в основном насильственный
характер.
В целом петровские реформы были подчинены
интересам не отдельных сословий, а всего
государства - его процветанию, благополучию
и приобщению к западноевропейской цивилизации.
Они служили осуществлению своеобразной
революции сверху и шаг за шагом формировали
в России систему абсолютной
монархии – типа государственной власти,
при которой монарху принадлежит неограниченная
верховная власть. При абсолютизме достигается
высшая степень централизации, создается
разветвленный бюрократический аппарат,
постоянная армия и полиция, а деятельность
сословно-представительных органов фактически
прекращается.
Военные реформы Петра I.
Военные реформы занимают
особое место среди Петровских преобразований.
Они имели наиболее ярко выраженный
классовый характер. Сущность военной
реформы состояла в ликвидации дворянских
ополчений и организации
Задачи создания современной боеспособной
армии и флота занимали юного царя еще
до того, как он стал полновластным государем.
Можно насчитать лишь несколько (по оценкам
разных историков - по-разному) мирных
лет за 36-летнее царствование Петра. Армия
и флот всегда были главным предметом
заботы императора. Однако военные реформы
важны не только сами по себе, но еще и
потому, что они оказывали очень большое,
часто решающее, влияние на другие стороны
жизни государства. Ход же самой военной
реформы определялся войной.
Василий Осипович Ключевский писал: "1Война
указала порядок реформы, сообщила ей
темп и самые приемы".
"Игра в солдатики", которой отдавал
все свое время юный Петр, с конца 1680-х
гг. становится все более и более серьезной.
В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере,
около Переславля-Залесского, несколько
небольших кораблей под руководством
голландских мастеров. Весной 1690 года
создаются знаменитые "потешные полки"
- Семеновский и Преображенский. Петр начинает
вести настоящие военные маневры, на Яузе
строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали
ядром будущей постоянной (регулярной)
армии и проявили себя во время Азовских
походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр
I уделяет флоту, первое боевое крещение
которого также приходится на это время.
В казне не было необходимых средств, и
строительство флота поручалось так называемым
"кумпанствам" (компаниям) - объединениям
светских и духовных землевладельцев.
С началом Северной войны основное внимание
переключается на Балтику, а с основанием
Санкт-Петербурга строительство кораблей
ведется почти исключительно там. К концу
царствования Петра, Россия стала одной
из сильнейших морских держав мира, имея
48 линейных и 788 галерных и прочих судов.
Начало Северной войны стало толчком к
окончательному созданию регулярной армии.
До Петра армия состояла из двух главных
частей - дворянского ополчения и различных
полурегулярных формирований (стрельцы,
казаки, полки иноземного строя). Революционным
изменением было то, что Петр ввел новый
принцип комплектования армии - периодические
созывы ополчения были заменены систематическими
рекрутскими наборами. В основу рекрутской
системы был положен сословно-крепостнический
принцип. Рекрутские наборы распространялись
на население, платившее подати и несшее
государственные повинности. В 1699 г. был
произведен первый рекрутский набор, с
1705 г. наборы узаконены соответствующим
указом и стали ежегодными. С 20 дворов
брали одного человека, холостого в возрасте
от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны
эти сроки постоянно изменялись из-за
нехватки солдат и матросов). Более всего
от рекрутских наборов пострадала русская
деревня. Срок службы рекрута практически
не был ограничен. Офицерский состав российской
армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся
в гвардейских дворянских полках или в
специально организованных школах (пушкарская,
артиллерийская, навигационная, фортификационная,
Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят
Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось
широкомасштабное перевооружение армии.
К концу Северной войны Петр имел огромную
сильную армию - 200 тыс. человек (не считая
100 тыс. казаков), которая позволила России
одержать победу в изнурительной, растянувшейся
почти на четверть века войне.
Главные итоги военных реформ Петра Великого
заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии,
одной из сильнейших в мире, которая дала
России возможность воевать со своими
основными противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды талантливых
полководцев (Александр Меншиков, Борис
Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и
др.);
- создание мощного военного флота; - гигантский
рост военных расходов и покрытие их за
счет жесточайшего выжимания средств
из народа.
Церковная реформа.
Важную роль в утверждении
абсолютизма играла церковная реформа
Петра. Во второй половине XVII в. позиции
Русской православной церкви были весьма
прочными, она сохраняла
Церковная политика Петра, как и его политика
в других сферах государственной жизни,
была напрвлена прежде всего на как можно
более эффективное использование церкви
для нужд государства, а если конкретнее
- на выжимание из церкви денег на государственные
программы, прежде всего на строительство
флота (о "кумпанствах" см. Раздел
1). После путешествия Петра в составе Великого
посольства его занимает еще и проблема
полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после
смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается
провести ревизию для переписи имущества
Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией
о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет
выборы нового патриарха, поручая в то
же самое время митрополиту Рязанскому
Стефану Яворскому пост "местоблюстителя
патриаршего престола". В 1701 г. образуется
Монастырский приказ - светское учреждение
- для управления делами церкви. Церковь
начинает терять свою независимость от
государства, право распоряжаться своей
собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской
идеей об общественном благе, для которого
необходим продуктивный труд всех членов
общества, разворачивает наступление
на монахов и монастыри. В 1701 г. царский
указ ограничивает число монахов: за разрешением
на постриг теперь нужно было обращаться
в Монастырский приказ. Впоследствии у
царя появилась идея использовать монастыри
как приюты для отставных солдат и нищих.
В указе 1724 г. количество монахов в монастыре
ставится в прямую зависимость от числа
людей, за которыми они ухаживают.
Сложившиеся отношения между церковью
и властью требовали нового юридического
оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской
эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный
регламент, котрый предусматривал уничтожение
института патриаршества и образование
нового органа - Духовной коллегии, которая
вскоре была переименована в "Святейший
правительственный Синод", официально
уравненный в правах с Сенатом. Президентом
стал Стефан Яворский, вице-президентами
- Феодосий Яновский и Феофан Прокопович.
Создание Синода явилось началом абсолютистского
периода русской истории, так как теперь
вся власть, в том числе и церковная, была
сосредоточена в руках Петра. Современник
сообщает, что когда русские церковные
деятели пытались протестовать, Петр указал
им на Духовный регламент и заявил: "Вот
вам духовный патриарх, а если он вам не
нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал)
булатный патриарх".
Принятие Духовного регламента фактически
превратило русских священнослужителей
в государственных чиновников, тем более
что для надзора за Синодом было поставлено
светское лицо - обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялась параллельно
с податной реформой, проводились учет
и классификация священников, а низшие
их слои были переведены в подушный оклад.
По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской
и Астраханской губерний (образованы в
результате членения Казанской губернии),
от подати было освобождено только 3044
священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди
священников вызвало Постановление Синода
от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям
вменялось в обязанность нарушать тайну
исповеди, если у них была возможность
сообщить какие-либо важные для государства
сведения.
В результате церковной реформы церковь
потеряла огромную часть своего влияния
и превратилась в часть государственного
аппарата, строго контролируемую и управляемую
светской властью.
Реформа образования.
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.
14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.
По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.
Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
Судебная реформа.
При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — гофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой