Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:59, реферат
Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов. Петр I стал первым абсолютным монархом в истории Российского государства. Поскольку предшествующие монархи не являлись абсолютными они, в силу объективных причин, не могли устранить представительные органы с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов и утверждение самодержавия.
1. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть,
сенат, коллегии
2. Реформы местного и городского управления
3. Военная реформа
4. Суд и процесс
1. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть,
сенат, коллегии
2. Реформы местного и городского управления
3. Военная реформа
4. Суд и процесс
Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов.
Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Поскольку предшествующие монархи не являлись абсолютными они, в силу объективных причин, не могли устранить представительные органы (прежде всего Боярскую Думу) с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов и утверждение самодержавия (абсолютизма).
Установление абсолютизма в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.
В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало как правило 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.
Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.
Указом «О престолонаследовании» 1722 г. было отменено последнее на тот момент сохранявшееся ограничение власти монарха по назначению себе приемника.
В 1718 году начинается реорганизация Сената. Именным указом "О
должности Сената", опубликованным в декабре 1718 года, было установлено, что этот орган должен состоять только из президентов коллегий. Таким образом, в Сенат были включены "верховные господа" — "принципалы", обладавшие и ранее фактической властью в государстве.
В 1717 — 1720 годах Петр I провел радикальную реформу органов центрального отраслевого управления, направленную на создание централизованного бюрократического по своей организации государственного аппарата, сосредоточивающего в своих руках выполнение однородных функций в определенных областях жизни общества и государства. В ходе реформы и были образованы коллегии как центральные органы управления с общегосударственной компетенцией, подчиненные монарху и Сенату. Коллегиям подчинялся местный аппарат управления.
Коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В состав присутствия входили президент — по назначению государя и вице-президент — по назначению Сената, но с утверждения государя, четыре советника и четыре асессора по назначению Сената. Во главе канцелярии стоял секретарь, подготавливавший доклады для присутствия и осуществлявший надзор за деятельностью канцелярских чиновников. Петр I полагал, что подобная система будет способствовать большей авторитетности правления и поможет вести борьбу со взяточничеством. По своей компетенции коллегии были не только административными, но и судебными учреждениями.
В начале XVIII века устраняется и духовный противовес единоличной власти царя. Церковными делами руководил поставленный царем местоблюститель, которого сменила в последствии Духовная коллегия. В Регламенте Духовной коллегии (1721) верховенство власти царя получает юридическое закрепление. В 1722 г. Духовная коллегия была преобразована в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений, как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией.
Реформы местного и городского управления
Управление городами в конце XVII века основывалось на принципах строгой централизации. Возглавлял городское управление воевода, назначенный приказом, к ведомству которого относился данный город. Воевода — представитель центральной администрации. Через него осуществляли свою власть многочисленные приказы.
С конца XVII —начала XVIII столетия
самодержавие предприняло ряд попыток
укрупнить и привести в систему административно-
Губернии были очень неравноценны по территории и числу городов, ибо в основу их были положены уже существовавшие административные связи.
Указ 28 января 1715 г. предписывал образовывать ландратские доли только там, где в городах не было комендантов.
Вторая областная реформа (1719—1720 гг.) проводилась с учетом преобразований в системе высших государственных органов. Смысл ее заключался в том, что деление на провинции стало общим для всей страны. Это позволило создать на местах более мощный и разветвленный аппарат местного управления.
Развитие формы
Реформы Петра I можно разделить на три этапа:
Первый — преобразования, которые проводились до 1709 года. Это — "время разрушения старого государственного порядка".
Второй этап реформ Петра I, продолжавшийся с 1710 по 1718 год, характеризуется как период кризиса государственных учреждений. Все, что создается в этот период, создается под влиянием неотложных текущих потребностей для их удовлетворения.
И только третий этап, охватывающий последние семь лет правления Петра I, относится ко времени, когда проводится систематическая реорганизация всего государственного механизма.
Реформирование местного управления Петром, имеющее непреходящее значение, связано прежде всего с созданием единой централизованной системы этого управления.
Военная реформа
Вооруженные силы русского государства имели в XVII веке структуру, которая была характерна и для более раннего времени: дворянская конница, городское и сельское ополчение, а также стрелецкое войско, появившееся при Иване Грозном. Поместная и поселенная система содержания войск, когда после окончания боевых действий дворяне возвращались в поместья, а стрельцы и посоха — к занятиям ремеслом и сельским хозяйством, не способствовали повышению боеспособности вооруженных сил.
Осенью 1699 года были реформированы стрелецкие полки в Москве, а ряду сподвижников Петра было поручено сформировать три дивизии по девять полков в каждой, набор в которые осуществлялся из даточных людей (лица из тяглого населения, отданные на пожизненную военную службу) со всего государства, а также из "охочих" людей Москвы. В течение зимы 1699-1700 годов новобранцы доставлялись в Преображенское, где лично Петр со списком в руках определял годность каждого и сам распределял их в полки, командовать которыми были назначены иноземцы, начальствовавшие раньше в полках "иноземного строя".
С 1699 года изменяется принцип комплектования. Постепенно вводится рекрутская система набора. В военном отношении она была для своего времени прогрессивной, хотя легла тяжелым бременем на плечи простого люда. Условия существования рекрутов были невыносимо суровыми, что приводило к высокой смертности и массовым побегам.
Одновременно при Петре 1 был создан военно-морской флот.
Радикально изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго централизировано.
Суд и процесс
Судебная
реформа явилась составным
элементом реформы
Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать
правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской
администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским
условиям начала XVIII в. На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных судов. Губернаторы вмешивались в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г. упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам.
Дела по политическим обвинениям решались в органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а нередко и лично императорами. Таким образом, попытка судебной реформы в начале XVIII в. потерпела неудачу.
Общая
тенденция развития
Тенденция к замене суда розыском определяется обострением классовой
борьбы, неизбежно вытекающим из общего развития феодализма.