Реформы Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы рассказать о петровских преобразованиях и рассмотреть противоречия, связанные с ними.

Задачей моей работы является рассмотреть какие реформы провел Петр, с какими проблемами он столкнулся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2

1 глава Преобразования Петра Великого и проблемы связанные с ними….4

1.1 Военная реформа…………………………………………………………5

1.2 Реформа органов власти и управления…………………………………6

1.3 Табель о рангах …………………………………………………………..7

1.4 Церковная реформа……………………………………………………....8

1.5 Преобразования в промышленности и торговле………………………8

1.6. Реформы в области культуры и быта…………………………………..9

2 глава Взгляды на преобразование Петра………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….. 2

1 глава Преобразования  Петра Великого и проблемы  связанные с ними….4

1.1 Военная реформа…………………………………………………………5

1.2 Реформа органов власти  и управления…………………………………6

1.3 Табель о рангах …………………………………………………………..7

1.4 Церковная реформа……………………………………………………....8

1.5 Преобразования в промышленности  и торговле………………………8

1.6. Реформы в области  культуры и быта…………………………………..9

2 глава Взгляды на преобразование  Петра………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема в наше время  весьма актуальна, потому что, не зная истории нашей сраны, мы не можем  строить наше будущее. А реформы  Петра Великого являются характерным  примером того как   Россия стоя на переломном этапе своего развития справляется с проблемами преобразования общества и проблемами самоопределением страны.

  С   одной   стороны,   признается  прогрессивная  роль

нововведений  Петра,  с   другой   -   насильственный   характер

реформирования кажется  причиной многих последующих бед  в русской

истории.

      Ниже мы  постараемся  выявить  противоречия  в   характере

петровских преобразований   и   указать,  как,  несмотря на  эти

противоречия и  другие  многочисленные  сложности,   результатом

реформ стало  укрепление  Российского  государства (империи).

Выбор этой темы объясняется тем, что меня  привлекает эпоха преобразований Петра, его деятельность на благо России и его личность, как человека.

Цель работы рассказать о петровских преобразованиях и рассмотреть противоречия, связанные с ними.

Задачей моей работы является рассмотреть  какие реформы провел Петр, с какими проблемами он столкнулся.

Краткая историографическая справка:

В конце XVII в., когда на русском  престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Необходимость реформ назрела, и «требовались народом».

 В.О. Ключевский пишет:   "реформа   сама   собою  вышла  из

насущных нужд государства  и народа, инстинктивно почувствованных

властным человеком..." и,  еще,  "война привела его [Петра] и до

конца жизни толкала к  реформам". Поэтому первое противоречие  в

петровских  преобразованиях  это   - их начало.  С одной  стороны,

реформы назревали (были подготовлены до Петра)  и  были  вызваны

объективными потребностями (по Ключевскому,  главная потребность

это - оборона государства). Однако только Петр, кажется, смог бы

взять  на  себя  такое  бурное  осуществление реформ,  как это и

произошло.  На престоле оказался человек желавший "послужить" (а

не  "покомандовать")  государству и имевший для  этого силы.

Противоречивость  здесь  в  личной  роли  Петра  I  в  реформах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава Преобразования Петра Великого и проблемы  связанные с ними

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь она захватила  все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время  и во всем своем составе. Каждая реформа  подступала по нескольку раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том  порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила  на первую очередь преобразование военных  сил страны. Военная реформа повлекла за собой два ряда мер, из которых  одни направленны были на поддержание  регулярного строя преобразованной  армии и новосозданного флота, а  другие на обеспечение их содержания. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения  сословий, усиливали напряжение и  производительность народного труда  как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и  ускоренной работы, ставили ему такие  сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при  его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная  перестройка управления всей правительственной  машины, как необходимое общее  условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к  делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о  распространении научного знания, о  заведении общеобразовательных  и профессиональных, технических  школ. Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа - ее начальным моментом, а устройство фи- нансов - ее конечной целью. Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное  значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества и дальнейший ход событий.

1.1 Военная реформа

Петр создает мощную регулярную армию и в связи с этим ликвидируется  поместное дворянское ополчение  и стрелецкое войско. Революционным  изменением было то, что Петр ввел новый  принцип комплектования армии - периодические  созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.  Основу армии  стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным  штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в  соответствии с общеармейскими уставами. В основу рекрутской системы был  положен сословно-крепостнический  принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и  несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим  указом и стали ежегодными. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских  дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская  академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский устав, а в 1720г. – Морской  устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную, сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в войне.

Следующим этапом стало создание балтийского флота.  Спешно вербовали экипаж и в 1703 г. Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами экипажа. Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования этой регулярной армии, был создан сложный военно-административный механизм с коллегиями Военной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией.  Расходы на содержание армии составляли 2/3 всего тогдашнего бюджета.

1.2 Реформа органов  власти и управления

Из всех преобразований Петра  центральное место занимает реформа  государственного управления, реорганизация  всех его звеньев. Был проведен комплекс мер, связанный с перестройкой центральных  и местных органов власти и  управления. Их сущностью было формирование дворянско - чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма.

 В результате реформ  к концу первой четверти XVIII в.  сложилась следующая система  органов власти и управления. Вся полнота законодательной,  исполнительной, и судебной власти  сосредоточилась в руках Петра,  который после завершения Северной  войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый  высший орган исполнительной  и судебной власти - Сенат, обладавший  значительными законодательными  функциями. В порядке осуществления  исполнительной власти Сенат  издавал указы, имевшие силу  закона. В 1722 г. во главе Сената  был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль  за деятельностью всех правительственных  учреждений. Генерал-прокурор должен  был выполнять функции "ока  государства". Этот контроль он  осуществлял через прокуроров, назначаемых  во все правительственные учреждения.

Взамен устаревшей системы  приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась  Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые  входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число  контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко  разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.Во главе губернии стоял  назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший  в своих руках исполнительную и служебную власть.При губернаторе  существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что  губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены  на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода  с провинциальной канцелярией при  нем. Провинции в свою очередь  делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.

В основе военно-бюрократической  системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев.

1.3 Табель о  рангах

Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах, вводила новую  классификацию служащего люда. Все  ново учреждённые должности - все  с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась  во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую  иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдашнему словотолкованию) не получат". Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы бы- ли". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия.

1.4 Церковная реформа

Церковная реформа играла важную роль в утверждении абсолютизма. Её проведение обозначала ликвидацию самостоятельной роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

1.5 Преобразования в промышленности и торговле

Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной  проблему реформирования российской промышленности.

 Совершенно очевидно, что в России в годы царствования  Петра произошел резкий экономический  скачок. Промышленное строительство  проходило невиданными темпами:  за первую четверть XVIII в. возникло  не менее 200 мануфактур вместо  тех 15-20, которые существовали  в конце XVII в. Главными отраслями  являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонного значения, осуществлялось не из абстрактных  представлений о развитии экономики  или расчетов получить доходы, а  было непосредственно и жестко детерминировано  необходимостью обеспечить армию и  флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. В созданной за короткое время государственной  промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные  для последующих лет.

Схожая ситуация возникла и в торговле. Создавая собственную  промышленность, государство создавало (точнее - резко усиливало) и собственную  торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров  внутри страны и экспортных товаров  при продаже их за границей. Государство  захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом - введением монополии на заготовку  и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно  расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и многие другие. Установление государственной  монополии вело к волюнтаристскому повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное - к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов. Следствием стало  расстройство, дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре  торгового предпринимательства. В  подавляющем ряде случаев введение государственной монополии означало передачу права продажи монополизированного  товара конкретному откупщику, который  выплачивал в казну сразу большую  сумму денег, а затем стремился  с лихвой вернуть их за счет потребителя  или поставщика сырья, вздувая цены и уничтожая на корню своих  конкурентов.

Информация о работе Реформы Петра Великого