Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:29, реферат
Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно, и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.
Введение
1. Характеристика эпохи – рубеж XVII- XVIII вв.
2. Реформа в области образования
2.1. Открытие школ разного типа. Появление профессионального образования
2.2. Первые учебники
2.3. Развитие науки. Учреждение академии наук
3. Церковная реформа
4. Новшества в архитектуре
4.1. Санкт – Петербург
5. Военная реформа
6. Изменения в бытовом укладе общества
Заключение
Список литературы
Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.
«Создание регулярной армии было частью задачи, которую ставил перед собой Пётр, получив нарвский урок. Пётр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове на Оке был спущен первый русский корабль «Орёл». Все эти чувства хорошо отражены в преамбуле Морского устава 1720 года»6.
«Строительство петровского флота, как известно, началось в Воронеже в 1695 – 1696 годах. Сам Пётр был незаурядным кораблестроителем, предложившим много новых технических решений, начиная с проектирования и кончая использованием морских судов. Одновременно со строительством кораблей в Петербурге и Кронштадте создавались мощные военно-морские базы, дополненные базой в Эстляндии (Рогервик; ныне Палтийски). В Кронштадте строилась уникальная система каналов и шлюзов, которая позволяла беспрепятственно ремонтировать, вооружать и даже хранить в межсезонье на берегу огромные корабли»6.
Петровское время стало расцветом галерного флота, известного с античных времён. Пётр правильно оценил его значение для борьбы с противником в мелководных шхерах Финского и Ботнического заливов.
«Флот нуждался в офицерском составе, знающем военно-морское дело, а верфи в кораблестроителях. Ни тех, ни других в России не было, и царь идёт на необычный шаг – посылает за границу молодых дворян для изучения морского дела. В декабре 1696 года Петру пришла мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за границей специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян. Программа их обучения предусматривала овладение минимумом военно-морских знаний, а затем и искусством кораблестроения»15
6. Изменение в бытовом укладе общества
Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий.
В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало «государеву службу» своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» - разрешения жениться.
В 1717 году с разрешения или по распоряжению Петра была издана переводная книжка под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Книга это была сборником правил и наставлений о том, как дворянину держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Первое и самое главное правило – не уподобляться деревенскому мужику. Современный придворный шляхтич должен был быть обучен языкам, конной езде, танцам, фехтованию; должен быть красноречив и начитан.
Книга была немецкой, и поэтому представляла из себя сборник наставлений по последней европейской моде. Однако ж эта книжка пользовалась огромной популярностью у дворянства и выдержала три издания.
Неудивительно, что подобные наставления прямейшим образом способствовали расслоению русского общества – главное, чему учила эта книга – как можно сильнее обособиться от болванов – крестьян и холопов.
С 1718 г. по указу царя были введены «ассамблеи», которые вскоре получили довольно широкое распространение. Ассамблеи представляли из себя необычные для России светские вечера, где ели, пили, танцевали, играли в игры, беседовали. Никаких церемоний не было – никого не встречали, не провожали, не потчевали. Каждый приходил и уходил по своему усмотрению.
Ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе, заложили традиции, которые позже выльются в знатные приемы, балы и светские салоны.
Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий, и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.
Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых «подлых людей», все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.
В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.
И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительны.[13]16
Заключение
Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. Разных взглядов на Петра, в его эпоху - великое множество.
В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка.
Вообще, споры о Петре великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отельном правителе.
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.
Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром. Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ, являются сами эти споры.
Список литературы
1. Анисимов, Е.В. «Время петровских реформ». -Л.: Изд-во «Лениздат», 1989
2. Артемов, В.В., Лубченко Ю.Н. история Отечества: С древнейших времен до наших дней. – М.: «Академия», 2003
3. Багер, Х. Реформы Петра великого. – М.: Прогресс, 1985
4. Заичкин, И.А., Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. Популярный очерк / Под ред. А. А, Преображенский. - М.: Мысль., 1992
5. История России. - М., 1998
6. Ключевский, В.О. Курс русской истории. Т.4. - М., 1989
7. Князьков, С. Из прошлого русской земли. Время Петра I. - М.: Планета., 1991
8. Павленко, Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль, 1998
9. Павленко, Н.И «Петр Великий», М.: Изд-во «Мысль», 1990
10. Пыляев, П.И. Старый Петербург. - С.П., 1889
11. Соловьев, С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993
12. Погодин М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1. М., 1846 г.
1 Анисимов, Е.В. «Время петровских реформ»стр,129. -Л.: Изд-во «Лениздат», 1989
2 Артемов, В.В., Лубченко Ю.Н. история Отечества: С древнейших времен до наших дней. Стр136«Академия», 2003
3 Артемов, В.В., Лубченко Ю.Н. история Отечества: С древнейших времен до наших дней. – стр137 академия»2003
4 Баггер, Х. Реформы Петра великого. –стр.119 М.: Прогресс, 1985
5 Заичкин, И.А., Почкаев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. Популярный очерк / Под ред. А. А, Преображенский. - М.: Мысль., 1992 стр 491
6 История России стр 130
7 Ключевский, В.О. Курс русской истории стр.398
8 Князьков, С. Из прошлого русской земли. Время Петра I,стр70-71
9 Павленко, Н.И «Петр Великий»,стр 571
10 Павленко, Н.И «Петр Великий»,стр573
11 Анисимов, Е.В. «Время петровских реформ»стр 134
12 Пыляев П.И. Старый Петербург стр11
13 Пыляев П.И. Старый Петербург стр73
14 Погодин М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1.стр104-109
15 Погодин М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1.стр114-115
16 Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1990. – Стр.573