Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:29, реферат

Краткое описание

Целью данной работы было изучение петровских реформ, проведенных в первой четверти XVIII века, их предпосылок, причин, отраслей, затронувшие эти реформы, методы проведения и последствия.

Содержание

Введение.
1. Предпосылки к реформам.
2. Введение реформ в России.
Церковная.
Военная.
Гражданская и о положение сословий.
Финансовая.
Образование.
3. Внешние реформы.
4. Значение реформ для дальнейшего развития империи.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

печать реформ петра 1.docx

— 40.66 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.4

Финансовая реформа.

Основной причиной, послужившей  проведению финансовой реформы, была нужда  в денежных средствах для строительства  флота, обустройства армии, ведения  Северной войны 1700-1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введёная ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но были недолговечны. Объяснялось это прежде всего стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу).

Глава 2.5

Реформа в сфере  образования.

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

 С учениками в учебных  заведениях обращались весьма  строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».

 Нужды развивающейся  школы требовали выпуска новых  учебников. В 1701 г. преподаватель  Славяно-греко-латинской академии  Федор Поликарпов выпустил «Букварь  словенскими, греческими, римскими  письменыучатися хотящим», а в  1703 г. вышла знаменитая «Арифметика,  сиречь наука численная» Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».

 Реформы Петра положили  начало развитию отечественной  науки. В 1725 г. в Петербурге  была открыта Академия наук. Проект  устава Академии был разработан  при непосредственном участии  царя, но открытие состоялось  уже после его смерти. Академия  стала крупным научным центром.  «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии», – писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

Итог: реформы, проведенные  Петром I, охватывали практически все сферы жизни и деятельности, и привели к формированию новой сословной империи.

 

Глава 3.

Внешние реформы.

Серьезные изменения произошли  при Петре и в области внешних  отношений. Полтавская победа позволила Петру перехватить инициативу, которую он развил, укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстландию, а затем вступив в Германию, где при содействии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии и Ганновера было начато наступление на шведские владения в Померании. В течение неполных шести лет союзники вытеснили шведов из всех их заморских владений. В 1716 г. с их империей было навсегда покончено. Но в ходе раздела шведских владений отчетливо проявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на море претензии России.

Во-первых, Петр отказался  от прежних обязательств, данных союзникам, ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после "смуты" начала XVII в., — Ингрией и Карелией. Занятые силой русского оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710г. были включены в состав России. Резко усилившиеся армия и флот стали гарантией этих завоеваний. Во-вторых, начиная с 1712 г. Петр стал вмешиваться в дела Германии. Поначалу это было связано с борьбой против шведов в Померании, Голштинии и Мекленбурге, а затем, после изгнания их из Германии, Петр стал поддерживать (в том числе вооруженной рукой) претендовавшего на абсолютистскую власть мекленбургского герцога Карла-Леопольда, вступил в переговоры с Голштинией — соседним и враждебным Дании государством.

Ништадтский мир 1721 г. юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи: очевидна связь между празднованием Ништадтского мира и принятием Петром императорского титула. Возросшую военную мощь царское правительство использовало для усиления влияния на Балтике.

Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться влияния в Балтийском регионе, но и экономические интересы. «Меркантилистские концепции, которые он разделял, требовали активизации торгового баланса. Можно говорить о доминанте торговых задач в общей системе внешней политики России после Ништадтского мира.» (с1,стр.86)

Своеобразное сочетание  военно-политических и торговых интересов  Российской империи предопределило русско-персидскую войну 1722-1723 гг., дополненную  попытками проникнуть в Среднюю  Азию. Знание конъюнктуры международной торговли побуждало Петра захватить транзитные пути торговли редкостями Индии и Китая. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось отнюдь не как временная мера, а как долговременное присоединение к России в 1723 г. изначальной территории Персии (не случайно там были построены крепости).

Итог: Россия добилась мирового признания, «открыв окно в Европу». 
Глава 4.

Значение реформ для дальнейшего развития империи

В стране не только сохранялись, но укреплялись  и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями в экономике. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения  происходили на феодально-крепостнической  основе. Но сам этот строй существовал  уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности  для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых  территорий, новых сфер экономики  и производительных сил значительно  возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они  решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра  Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

Итог: не смотря на то, что не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, Удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Петра I зачастую представляют как реформатора, позволившего России перейти от феодальных отношений  к капиталистическим. Однако это  вряд ли можно считать корректным. Проведённые им реформы были направлены, прежде всего, на создание и обслуживание сильных вооружённых сил (армии  и флота). Безусловно, реформы укрепили и собственную власть Петра I, позволив ему объявить себя в 1721 г. императором. Но результаты экономических и социальных преобразований во многом спорны – по сути дела он провёл «индустриализацию» XVIII века.

В экономике петровские реформы  привели к тому, что на мануфактурах стали работать крепостные. Чтобы обеспечить мануфактуры рабочими, крестьян принудительно отрывали от земли. Оставшимся в деревне крестьян отнюдь не стало легче – подати на них увеличились почти в два раза из-за смены подворного налогообложения на подушное. Ориентация мануфактур на выполнение казённого военного заказа привела к тому, что российские заводчики не были заинтересованы в развитии производства и улучшении качества продукции. К тому же, зависимость от государства влияла на их инертность в политической сфере и не стремились к представительному правлению.

С социальной точки зрения, петровские реформы способствовали укреплению крепостного права, а следовательно, ухудшили положение большинства населения России. Больше всего от его реформ выиграли дворяне – их уравняли в правах с боярами, фактически упразднив бояр как сословие. Кроме того, тем, кому повезло в то время остаться свободным, получили возможность заслужить дворянство согласно Табелю о рангах. Однако культурные преобразования, дополнившие социальные реформы, впоследствии привели к фактическому выделению отдельной дворянской субкультуры, мало связанной с народом и народными традициями.

Позволили ли петровские реформы  построить в России капитализм? Вряд ли. Ведь производство было ориентировано  на государственный заказ, а социальные отношения были феодальными. Стало  ли социально-экономическое положение  России лучше после этих реформ? Вряд ли. Петровское правление сменилось чередой дворцовых переворотов, а во времена Екатерины II, с которой связывают расцвет Российской империи, произошло пугачёвское восстание. Был ли Пётр I единственным, кто мог осуществить переход к более развитому обществу? Нет. Славяно-греко-латинская академия была основана до него, западные манеры перенимались российским боярством и дворянством до него, упорядочение приказной бюрократии было произведено до него, мануфактуры (не казённые!) открывались до него и т.д.

Пётр I сделал ставку на военную  силу – и выиграл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. «Наше отечество. Опыт политической истории». М., 1991. Стр. 222.
  2. «Петр Великий и его время» Буганов В.П. М., 1989. Стр. 192.
  3. «История России» (учебник для вузов) Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов « М.,1997.Стр. 592.
  4. «Очерки из истории Петра Великого и его времени» Князьков С. — Пушкино: «Культура», 1990 (репринтное воспроизведение издания 1914 г.).Стр. 648.
  5. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm Артикул Воинский.

Информация о работе Реформы Петра 1