Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:28, реферат

Краткое описание

Реформы государственного управления. Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Петра 1.doc

— 135.35 Кб (Скачать файл)

При Петре I процесс сближения холопов и крестьян был резко усилен. Вначале были отменены возможности выхода холопов на свободу. Согласно указам они должны были служить в армии. Окончательный удар холопству был нанесен переписью душ в 1719--1724 гг., причем холопы были вначале переписаны, а затем по указу 1723 г. были навсегда внесены в подушный оклад. Утратив признак бестяглости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян и потеряли право на получение свободы.

То, что происходило в социальном строе России петровского времени, свидетельствует об унификации сословной структуры общества, сознательно направляемой рукой реформатора, ставившего своей целью создание так называемого «регулярного государства», которое можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое.

Для законодательства Петра I была характерна четкая регламентация прав и обязанностей каждого сословия и соответственно более жесткая система запретов.

Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте, где его записали в оклад. Уже само это по себе затрудняло выход из платежной общины для перемены статуса. Чтобы не парализовать хозяйственную жизнь городов, правительство указом от 13 апреля 1722 г. разрешило помещичьим крестьянам при уплате огромного налога записываться в посад, не прерывая отношений зависимости с помещиком. Закон, разрешая крестьянам торговать, гарантировал помещику власть над крепостными. Тем самым он как бы удлинял цепь, на которую был посажен так называемый «торгующий крестьянин». Подобное же было сделано с крестьянами-отходниками, работавшими на мануфактурах.

Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезными из них следует признать размещение в 1724--1725 гг. армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и вменение полицейских функций армейским командирам, а также введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

Петр I осуществил и церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодного) управления Русской Церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой Церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал ее институты для проведения своей политики. Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник согласно закону был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди.

Социально-экономическое развитие России проходило крайне сложно и противоречиво. В результате преобразований Петра I стало активно развиваться мануфактурное производство, создаваться промышленность. Начинается движение в сторону преодоления технико-экономической отсталости России, но вступившие в стадию своего разложения крепостнические отношения не только оставались господствующими, но и распространялись на новые территории. В стране вырастает крупная промышленность, но в ней переплетаются капиталистические, полукрепостнические и крепостнические отношения.

Развитие товарно-денежных отношений вовлекает в свою орбиту значительную часть помещиков и некоторую часть крестьянских хозяйств. Разрушая натуральный характер сельского хозяйства, этот процесс постепенно создавал предпосылки для проникновения в него капиталистических отношений, однако в XVIII в. эти предпосылки не могли быть в полной мере реализованы. Нарождающаяся русская буржуазия в XVIII в. не превратилась еще в самостоятельный класс, она оставалась все еще средневековым сословием купечества. Буржуазия была тесно связана с крепостным строем и вытекающими из него атрибутами. Этим во многом объясняется сложность и противоречивость социально-экономического и политического развития России XVIII в.

Закономерен вопрос о том, была ли в тех условиях какая-либо альтернатива крепостнической политике? Ею стала бы только отмена в России крепостного права. Мог ли Петр I отменить крепостное право? Отвечая на этот вопрос, профессор Е. В. Анисимов в своей работе дает правильный ответ, а именно: для Петра не существовало никакой альтернативы. Крепостничество утвердилось в России задолго до его рождения. Оно пропитало все корни жизни страны, сознание людей. Нельзя забывать, что крепостное право в России, в отличие от Западной Европы, играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I все это хорошо понимал, поэтому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй.

 

Утверждение абсолютизма и его особенности. Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторических судеб России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет: Сенат -- с 1711 г. по декабрь 1917 г., синодальное устройство Православной Церкви -- с 1721 г. по 1918 г., система подушной подати -- с 1724 г. по 1887 г. Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного было подобных институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.

Все изменения в рамках петровских реформ происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых, буржуазных отношений. В России возникает мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобретает металлургия. Преобразования Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение ее развития, имели большое прогрессивное значение. Их осуществление во многом было связано с личностью самого Петра I, который являлся крупным государственным деятелем, действовал с исключительной целенаправленностью, смелостью, ломая рутинные порядки и учреждения, преодолевая бесчисленные трудности. Выдающийся политик, обладавший широкими знаниями, военный деятель и дипломат, Петр I умел в тех сложных условиях быстро оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач. В то время изменения и реформы, осуществлявшиеся на крепостнической основе, сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, сферы экономической жизни.

Реформы Петра I оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. В XVIII в. в России наблюдается (хотя и в начальной стадии) процесс разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений. В середине века начинается все возрастающая критика крепостничества и всех его порождений со стороны экономистов, философов, общественных деятелей, словом, всех прогрессивных умов. Однако между этими процессами в России и Западной Европе была значительная разница, которая не сводилась только к существенным различиям в уровне социально-экономического развития и остроте противоречий между старыми и новыми отношениями. Мы уже говорили, что социально-экономическое развитие России шло весьма противоречиво из-за тесного переплетения нарождающихся буржуазных отношений и в промышленности, и некоторым образом в сельском хозяйстве с крепостническими отношениями, которые еще оставались господствующими во всех сферах жизни общества.

Во время царствования Петра I существенно изменилась территория России, хотя в количественном отношении такие изменения были не столь велики, как в XVIII в., когда в ее состав вошли огромные, почти не заселенные или мало заселенные просторы Сибири и Дальнего Востока. К концу XVIII в. границы России значительно продвинулись на запад -- от 200 до 600 км. Начиная от устья Днестра, южная граница шла через Черное море к устью Кубани, включая в состав России Крым и все Северное Причерноморье. На Северном Кавказе она проходила в основном по Кубани и Тереку, а в конце века протянулась и за главный Кавказский хребет в связи с вхождением Грузии в состав страны. В результате всех этих процессов численность населения России в XVIII в. заметно увеличилась. К концу века она достигала 37,5 млн человек. Изменился и национальный состав.

По мнению ученых-историков Московского университета им. М. В. Ломоносова, на протяжении XVIII в. в территориальном распределении населения отмечаются три важнейшие тенденции: а) в результате значительных изменений границы на новые западные районы приходилось около 20% его общего количества; б) население Центра, Севера, Северо-Запада и Среднего Поволжья росло медленно; в) происходил резкий рост населения в южных и восточных районах, что значительно повысило их удельный вес как в составе общей численности жителей страны, так и в экономической жизни.

Как и в прошлом, основная масса населения жила в деревнях. Даже к концу XVIII в. городское население составляло немногим более 3%. И все же это положение начало меняться, хотя и медленно. Становление новых промышленных районов приводило к соответствующему перераспределению жителей между сельскими районами и формирующимися торгово-промышленными центрами. По мере реализации петровских реформ и этот процесс начинает приобретать новые обороты.

Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважение. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свое отставание от передовых стран Западной Европы.

Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать ее отсталость не смогли. Сын своего времени, Петр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий. Весьма немало вошло в наш национальный фонд навечно. Это -- города и каналы, достижения промышленной и духовной культуры, героические деяния в труде и на полях сражений, наконец, развитие национального самосознания народов России.

Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России вперед, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжалось. И в этом важную роль, роль ускорителя, сыграли мощные импульсы, приданные этому движению в эпоху первого русского императора деяниями его самого, сподвижников царя-плотника и, конечно, миллионов простых тружеников России.

 


Информация о работе Реформы Петра 1