Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:15, контрольная работа
Отсталость Российского государства была результатом трех важнейших факторов. Во-первых, в наследство от монгольского нашествия в стране оставалась деспотическая, во многом не совершенная политическая система. Во-вторых, основным источником просвещения в России, считавшей себя наследницей Византии и Третьим Римом, была христианская церковь, которая требовала набожности и благочестия, но не доверяла наукам и нововведениям. В-третьих, контакты с Западной Европой ограничивало географическое положение России.
В конце XVIIв. Торговля с западом велась через Архангельск на Белом море - импортировались оружие и предметы роскоши. Российских товаров на экспорт было мало, и по большей части это было сырьё и сельскохозяйственная продукция.
Введение………………………………………………...………………………………3
1 Реформы Петра I……………………………………………………………………...5
2 Внешняя политика Петра I…………………………………………………………11
3 Результаты и значение петровских преобразований……………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………………23
По Стамбульскому (Константинопольскому) договору от 12 июня 1724 года Турция признавала все приобретения России в западной части Каспийского моря и отказывалась от дальнейших притязаний на Персию. Стык границ между Россией, Турцией и Персией был установлен на месте слияния рек Аракс и Кура. В Персии смута продолжалась, и Турция оспорила положения Стамбульского договора прежде, чем граница была точно установлена.
Следует отметить, что вскоре после смерти Петра эти владения были потеряны в связи с высокими потерями гарнизонов от болезней, и, на взгляд царицы Анны Иоанновны, бесперспективности региона.
3 Результаты и значение
Петр I вошел в историю России
как великий реформатор. Не было
такой сферы общественной жизни,
которую российский император не
подверг коренному
Дискуссии о том, стихийно или продуманно, по плану, действовал император, упреки в том, что нередко его политика носила бессистемный характер, поскольку отсутствовала предварительно продуманная всесторонняя программа преобразований, основаны скорее всего на не до конца осознанном убеждении, что подобного рода программу составить все-таки можно и если хорошо ее разработать и постараться, то можно и осуществить. Однако история не знает таких примеров. Человек и общество - это сложные самоорганизующиеся системы: общество состоит из отдельных людей с разнообразными и даже разнонаправленными интересами, а человек в своих действиях нередко руководствуется чувствами, а не соображениями разума. Примирить противоречивые интересы, объединить людей с совершенно разными потребностями, предусмотреть и просчитать всевозможные природные, экономические, общественные и иные последствия непосильно даже самому гениальному человеку.
Петр I, как правило, действовал по ситуации, активно и действенно откликаясь на те или иные события. Так, готовясь к войне со Швецией, он реорганизовал армию по европейским образцам, а также на основе накопленного в самой России опыта. Для ведения войны требовалось много денег, оружия и снаряжения, а потому начались лихорадочные поиски денежных источников, вводились новые налоги, подстегивалась промышленность в ущерб будущему народа (в противном случае несколько не ясно, зачем разорять основу общества и государства - крестьян, купцов и ремесленников).
Для Петра I благо Отчизны, которой
он так ревностно служил, и его
собственные интересы как самодержца
- одно и то же, однако понимание народом
своего блага было иным. Не благоденствие
народа было главной целью Петра
I. Он много раз говорил и
Даже когда в конце своего
царствования Петр I начинает готовить
реформы, стремится проводить их
продуманно, поставив четкую цель и
сформулировав программу в
По мнению ряда западных исследователей, петровские реформы положили начало интенсивной "вестернизации" страны. Так, историк М.Карпович отмечал: "Пробивая окно в Европу, русское самодержавие руководствовалось, главным образом, практическими соображениями: хотело укрепить оборону и улучшить систему управления. Но следуя этим курсом, оно с неизбежностью стимулировало развитие новых тенденций, которые в конце концов привели к подрыву его основ. Самодержавию принадлежала поистине всеобъемлющая роль: оно стало создателем даже собственного врага, т.к. именно с Запада заносились представления о конституционном правлении, гражданском равенстве и личных свободах".
Отечественный историк В.Г.Хорос указывает на три основные черты имперской модели модернизации России, характерной для XVII и особенно для XVIII в., при этом отмечая, что импорт технологий, организационных форм, а также культурных образцов во многом определялся военными потребностями:
Модернизация вызвала раскол русского общества на модернизированную (западно-ориентированную) культуру верхов (1/10 населения) и традиционную (восточно-ориентированную) культуру большинства (9/10) населения страны. Впоследствии этот результат петровских преобразований расценивали по-разному. Наиболее полно проблема цивилизационного раскола российского общества после петровских преобразований на "почву" и "цивилизацию" рассмотрена в трудах историка XIX в. В.О.Ключевского, который отмечал: "из древней и новой России вышли не два смежных периода нашей истории, а два враждебных склада и направления нашей жизни разделивших силы русского общества и обративших их на борьбу друг с другом, вместо того, чтобы заставить их дружно бороться с трудностями своего положения".
"Почва":
"Цивилизация":
В рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями и идеалами, тяготевшие к разным путям развития. Расколотость России, противостояние двух укладов - один из важнейших факторов, определивших развитие страны в XVIII - XX вв. и ставших следствием петровских преобразований. Петр обратился не за западной цивилизацией в целом, а только за ее технологическими плодами. Но он не увидел в Европе или увидел, но не захотел взять дух свободного предпринимательства, уважение личности, охрану прав индивида, неприкосновенность частной собственности. Однако ему были более понятны традиционные способы управления большой страной - насилие и внеэкономическое принуждение.
Заключение
Личность Петра и его деятельность очень спорны. До сих пор историки расходятся в мнениях, оценивая его деятельность. Одни считали и считают его великим реформатором, другие — «губителем русской культуры», немного сделавшим для необходимых реформ.
Одни полагают,
что Петр нарушил естественный
ход развития России, другие, что
петровские преобразования
Список литературы
1 История Отечества. Часть I (древнейшее время – середина XIX века). Учебное пособие. А.Ф. Ильтенбаев, В. П. Карев, Т. С. Конюков, М. А. Филимонов. – 1993. – 102 с. ;
2 История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Под ред. Рыбакова Б. А. М., 1975 ;
3 Хрестоматия по истории России. Т. 1 Сост./ И. В. Бабич. - М.: Мирос, 1994 ;
4 История отечества в лицах. Авт.- сост. С.А. Аветисян.- М.: Кн. Палата, 1993.