Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 01:33, реферат
Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.
1. Введение
1. Личность Петра I
2. Реформы армии и флота
3. Церковные реформы
4. Экономические реформы
5. Реформы органов власти и управления
6. Судебная реформа
7. Преобразования в сфере культуры
1. Петербург начала XVIII века
8. Заключение, итоги
9. Список сносок
10. Список литературы
Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия.
В годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко ведущие последствия. В первой четверти XVIII века в России произошёл резкий экономический скачок.[6]
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения.
Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства не хватало, то нехватку старались покрыть старыми средствами – перечеканкой монеты. С 1711 года была прекращена чеканка мелкой серебряной монеты, заменив её медью. Казённые же платежи взимались серебром. В результате к последним годам жизни Петра I медная монета полностью вытеснила из обращения мелкое серебро, из-за чего создавались большие неудобства при расчётах. За полвека до этого попытка введения медной монеты привела к Медным бунтам, в результате которых от идеи замены серебра медью правительство вынуждено было отказаться. Теперь же, в условиях более сильной государственной власти, эта мера не вызвала противодействия со стороны населения.
В промышленности
за 1695 – 1725 произошла резкая переориентация
с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств
на мануфактуры. При Петре было основано
не менее 200 новых мануфактур ,то есть в
десять раз больше, чем было их в конце
XVII века, он всячески поощрял их создание.
Политика государства была также направлена
на ограждение молодой российской промышленности
от конкуренции со стороны западноевропейской
путем введения очень высоких таможенных
пошлин (Таможенный устав 1724г.)[1]
Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной денежной подати. С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью: с помещичьих крестьян - 74 коп. в год, с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с ремесленников и купцов - 1 руб. 20 коп.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Во время правления Петра произошло создание торгового флота, чтобы покончить или, по крайней мере, сократить зависимость России от иностранцев в ведении растущей национальной торговли с внешним миром, было целью, близкой сердцу Петра. Она возникла, конечно, из его интереса ко всем морским вещам и укрепилась с ростом мощного флота, строительством новой столицы и ее быстрым развитием в качестве большого морского порта.
Россия узнала о табаке, винограде, тутовых и фруктовых деревьях, лекарственных растениях.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
Важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.
Уже в первые
годы царствования Петра изменились
стиль и методы управления: вместо
Боярской думы (которую Петр обрек просто
на физическое вымирание, своим указом
прекратив пополнение думы новыми членами)
решения стала принимать своеобразная
"команда", составленная из ближайших
сподвижников царя. На первых этапах главным
советником Петра был князь Федор Ромодановский.
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.
Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов. На верху этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 Пётр говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».[7]
Не сразу сложились обязанности Сената. Сохранилось три редакции указа
с перечислением
поручений Сенату на время отсутствия
царя. Сенат имел право издавать указы,
которых все обязаны были слушаться под
страхом наказания и даже смертной казни.
Сенат ведал суды, наказывал неправильных
судей, должен был заботиться о торговле,
смотреть за всеми расходами, но главная
цель его была собирать деньги.[8]
С появлением коллегий
прекращали свое существование многие
из сохранившихся еще приказов, а некоторые
из них вошли в состав новых учреждений,
так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов.
Особенностью коллегиальной системы стало
более четкое разграничение сфер деятельности
и совещательный порядок ведения дел.
Сам Петр писал: " В коллегии предложенную
нужду разбирают умы многие, и, что один
не постигнет, то постигнет другий, а чего
не увидит сей, то оный увидит" . Коллегиальная
система имела недостатки, и состав коллегий
при жизни Петра неоднократно изменялся.
В 1721 г. была образована Духовная коллегия
- Синод, который был выведен из подчинения
Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия
была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию,
была образована Малороссийская коллегия
для улучшения управления Украиной, а
Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила
статус коллегии.
Вместе с учреждением сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал на всё государство назывался обер-фискалом. Он должен был надсматривать тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала были провинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях как и обер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовые
фискалы. Фискалы
должны были над всеми надсматривать;
все должны были всячески им содействовать
– все, ради собственной пользы, приглашались
к доносничеству.
В 1717-1718 годах устаревшая система приказов была сменена коллегиями.
Было учреждено всего 11 коллегий:
1) Коллегия "чужестранных дел";
2) Коллегия
военных дел;
3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам);
4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);
5) Штатс-коллегия(ведавшая государственными расходами);
6)Ревизион-коллегия;
7) Берг-коллегия(ведавшая горной промышленностью);
8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью);
9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей).[8]
Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами
Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному
приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа.
Во главе каждой коллегии стоял
президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и
асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом".[9]
Для установления
жесткого контроля за управлением Петр
в 1711 г. создает систему фискалов, которые
подчинялись обер-фискалу. В обязанности
им вменялось доносить Сенату и царю о
всех злоупотреблениях и неблаговидных
поступках должностных лиц. Фискалы были
практически безнаказанны, но если их
донос подтверждался, фискал получал половину
имущества виновного.
Институт фискалов создал условия для
расцвета коррупции и дал широкие возможности
для сведения счетов. Стал печально известен
этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом
Петр не остановился - в 1722 г. вводится
должность генерал-прокурора для руководства
фискалами. Главная его роль заключалась
в надзоре за Сенатом, теперь только он
мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения.
Таким образом, роль Сената как органа
государственной власти была резко снижена.
Но новый централизованный аппарат власти
с учреждением Сената еще только начинал
создаваться, и образцом для дальнейшей
реформы государственного управления
Петр избрал шведское государственное
устройство. Рассматривая эту реформу,
ка и многие другие преобразования Петра,
нельзя не коснуться вопроса о степени
заимствования им западноевропейского
опыта.
Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. Петр отмечал в указе о Табели: "Мы для того никому ни-какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат". По Табели все должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов. Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ.
Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.
В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории.
Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула
императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в
общественном
сознании и в культуре.
Судебная реформа явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях.
Новые условия экономики, обострение классовой борьбы требовали и соответствующего приспособления судебных органов. В их устройстве происходят важные изменения. Однако они, естественно, не затрагивают сословно-классового содержания российского суда. Суд остается феодальным, приспособленным к защите интересов класса феодалов как господствующего класса.
Хотя Петр и попытался отделить суд от администрации, однако последовательно это у него не получилось. Создав органы, которые специально занимались судебными делами, Петр сохранил все же некоторые судебные функции за административными органами. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, преступления против финансовых прав государства рассматривала Камер-коллегия. Учрежденные Петром надворные и нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись администрации. В конце царствования Петра I и после его смерти эта система стала свертываться. Функции общегражданских судов были переданы губернаторам и воеводам.[12]