Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:10, реферат
Цель работы: изучить предпосылки, условия, проведение самих реформ и, конечно же, итоги его преобразований.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Предпосылки и условия петровских реформ………………………………..5
2 Проведение реформ во время правления Петра Великого…………………6
2.1 Административные преобразования……………………………...6
2.1.1 Реформы органов власти и управления…………………….6
2.1.2 Реформа сословного устройства русского общества……...8
2.2 Военные реформы………………………………………………….8
2.3 Церковная реформа………………………………………………..13
2.4 Судебная реформа…………………………………………………15
3 Итоги проведения реформ……………………………………………………17
Заключение ……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы …………………………………………..22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Предпосылки и условия петровских реформ………………………………..5
2 Проведение реформ во
время правления Петра
2.1 Административные
2.1.1 Реформы органов власти и управления…………………….6
2.1.2 Реформа сословного
устройства русского общества……
2.2 Военные реформы………………………………………
2.3 Церковная реформа…………………………………
2.4 Судебная реформа……………………………………
3 Итоги проведения реформ…………………
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы …………………………………………..22
Введение
Эпоха великих преобразований - так иначе называют годы правления сына Алексея Романова и второй супруги его Натальи Нарышкиной, первого императора Российского Петра I Великого.
Тема этого реферата была выбрана мной не случайно, зная, какой огромный вклад внес Петр I в историю России, я посчитала нужным изучить предпосылки, условия, проведение самих реформ и, конечно же, итоги его преобразований. Исследование этих задач является главной целью моей работы.
Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
XVII век был временем, когда Россия
установила постоянное общение
с Западной Европой, завязала
с ней более тесные торговые
и дипломатические связи, использовала
ее технику и науку, воспринимала
ее культуру и просвещение. Учась
и заимствуя, Россия развивалась
самостоятельно, брала только то,
что было ей нужно, и только
тогда, когда это было необходимо.
Это было время накопления
сил русского народа, которое
дало возможность осуществить
подготовленные самим ходом
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.
Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.
2. Проведение реформ во время правления Петра Великого
2.1 Административные преобразования
2.1.1 Реформы органов власти и управления
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
2.1.2 Реформа сословного устройства русского общества
Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.
Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.
2.2 Военные реформы
Военные реформы занимают особое место среди всех Петровских преобразований. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем.
Ещё в раннем детстве Петр поражал всех своим пристрастием к военным потехам, которые постоянно устраивались в подмосковном селе Преображенском. Однако, с конца 80-х годов XVII века «игра в солдатики» становится нешуточной. В 1689 г. Пётр находит в Измайлове старый английский бот, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». В том же году Петр посвящает всё своё время строительству небольших кораблей на Плещееве-озере. В этом ему помогают опытные голландские мастера. С 1691 г. регулярно устраиваются «потешные сражения» между стрельцами во главе с И.И. Бутурлиным и петровскими «потешными полками».
«Потешные полки» стали ядром будущей регулярной армии и неплохо проявили себя во время Азовских походов 1695 и 1696гг. К этому времени относится и первое боевое крещение русского флота, построенного в Воронеже после неудачного первого Азовского похода. Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера Петра I - он умел извлекать уроки и не расхолаживался, а напротив, доискивался до причин поражения и с огромной энергией исправлял допущенные промахи, поэтому царь не упал духом и стал готовиться ко второму походу.
Базой флота решено было сделать Воронеж по нескольким причинам:
- в 1694 году Петр приезжал в Воронеж и пришел в восторг от обилия вековых лесов, годных для постройки кораблей;
- вблизи находилась липецкая железная руда;
- река Воронеж впадала в Дон
и во время половодья обладала
достаточной судоходностью, а местное
население, благодаря отправке “донских
отпусков”, уже имело опыт в
строительстве речных судов. Император
Петр лично работал над
С началом Северной войны (1700-1721 гг.) основное внимание Петра сосредотачивается на Балтийском море, и с тех пор как в 1703 г. был основан Санкт-Петербург, строительство кораблей велось почти исключительно в этом городе. В итоге к концу царствования Петра Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы.
Военные преобразования XVIII века имели целью - создать новую организацию армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьёзная военная подготовка. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск.
Начало Северной войны привело и к окончательному созданию регулярной армии. Раньше армия состояла из двух главных частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцов, казаков и т.д.). Петр изменил сам принцип комплектования армии. Указ 1699 года «О приёме в службу в солдаты всяких вольных людей» положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705 гг. Она основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. В рекруты записывали только холостых в возрасте от 15 до 20 лет. Однако в ходе Северной войны, из-за постоянной нехватки солдат и матросов эти ограничения постоянно изменялись. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53 набора в армию и флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную военную службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. Петровская армия была доведена до 52 пехотных полков. Вся огромная армия, численность которой к концу царствования Петра достигла 200 тыс. человек (не считая около 100 тыс. казаков), позволила России одержать блестящую победу в изнурительной Северной войне.
Для обучения солдат и офицеров был издан «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооружённой борьбы. Для обучения офицеров ещё в 1698 - 1699 гг., была основана Бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая, артиллерийская, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ.
Широко практиковалась стажировка молодых дворян заграницей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов. Указ от 20 февраля 1705 года завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битве под Полтавой и др. сражениях.