Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:29, реферат
Огромную роль в реформировании государственной и местной власти и управления сыграли Петр I, Екатерина II, Александр II, известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П. А. Столыпин, СЮ. Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа подняла крестьянскую Россию с колен, создала условия для новых радикальных реформ и превращения страны в могущественную мировую державу. Опыт земства содержит немало поучительного для поиска путей развития творческой инициативы, самоуправления и самоорганизации населения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………2
Глава 1. Общая характеристика правления Петра I…………………………………3
1.1. Начало царствования Петра I ……………………………………………………..3
1.2. Становление абсолютной монархии в России ………………………………… 7
1.3. Предпосылки Петровских реформ ………………………………………………..9
Глава 2. Государственные реформы Петра I .………………………………………10
2.1. Военная реформа …………………………………………………………………..11
2.2. Финансовая реформа ……………………………………………………………...11
2.3. Реформа центрального управления …………………………………………….12
2.4. Реформа местного управления ………………………………………………….13
2.5. Итоги реформ ……………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….18
Дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ века.
Парадокс петровской реформы сводился к тому, что «вестернизация» России, носившая насильственный и поверхностный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.
Однако представляется, что особенности природно-климатических, геополитических и демографических условий страны, экономическая и культурная отсталость, устойчивость традиционалистского сознания не давали возможности иному пути продвижения вперед.
В свое время Петр I сделал очень много для своей страны. И не его вина, что не все шло гладко: он не получил даже более или менее приличного образования. Только личный энтузиазм, упорство и воля позволили совершить такой качественный скачок вперед. Точки зрения на этот вопрос разные, однако я считаю, что несмотря на ущемление прав человека и интересов личности, Петр I вывел страну на новый путь и за это ему можно только сказать спасибо.
Смекалка и талант Петра I, не получившего даже «начального» образования, вызывают уважение и по сей день. Мне кажется, что Петр в своей реформаторской деятельности воспользовался на некотором этапе достижениями европейской цивилизации, чтобы позже, в более благоприятной обстановке, страна вышла на более прогрессивный уровень своего развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В начале 1689 года Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление.
Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 году первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 году взять Азов. он организовал в 1697 году «Великое посольство» в Европу. Целями посольства являлись:
– укрепление и расширение антитурецкого союза;
– приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;
– личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки :
– он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;
– сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;
– обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 году после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований
В 1816 году в Воинских Артикулах было определено: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» », Петр изменил порядок пре-столонаследия. В указе 1722 года он утвердил за собой право назначения преемника по собственной воле, не считаясь с традициями родства. Однако сам Петр умер, не назначив себе преемника1.3. Предпосылки Петровских реформ Главное отличие Петровских реформ состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война. Петр 1 опирался на европейский опыт (Швеции, Германии, Франции, Голландии), но действовал, исходя из практических потребностей, не имея строгой системы и программы преобразований. Реформы начались в армии в связи с войной за выход в Балтийское море (1700 год), за ними последовали другие. 2.1. Военная реформа В ходе военной реформы все прежние роды войск были заменены одной регулярной армией, скроенной по европейскому образцу. С 1705 года стала вводиться рекрутская система, в соответствии с которой в армию посредством регулярных наборов призывались мужчины в возрасте от 17 до 32 лет дворянство служило на офицерских должностях. Служба продолжалась 25 лет, введена была единая военная форма. К 1725 году сухопутная армия, одна из самых мощных в Европе, насчитывала около 300 тыс. солдат (в пехотных, драгунских, артиллерийских и казачьих полках). За годы войны был создан морской флот (около 150 кораблей на Балтике и до 100 судов на Каспии), который обслуживали около 30 тыс. матросов и офицеров. Обучение солдат и матросов проводилось по утвержденным уставам, неявка на службу сурово наказывалась, практиковалось обучение «навигацкому», артиллерийскому и другим военным делам за границей: в Италии, Испании, Голландии и др. странах2.2. Финансовая реформа Создание и содержание армии потребовали огромных финансовых затрат. «Деньги - суть артерии войны», - говорил Петр I. Появилась государственная роспись доходов и расходов. С 1718 года в России стали проводиться регулярные переписи населения, па основе которых вводилась подушная подать Подушная подать увеличила бюджет России почти на 50 %. При Петре I неизмеримо выросло число косвенных налогов и разного рода чрезвычайных сборов и повинностей (в 4-5 раз). Косвенными налогами, в изобретении которых изощрялись специальные люди прибыльщики, облагалось практически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежда, бороды. Право носить бороду стоило 1 коп. для крестьян, 60 рублей для дворян, 100 рублей для купечества и 30 рублей для прочих граждан. Тяжесть налогового гнета вызвала бурный рост недоимок и бегство крестьян и посадских людей на окраины. В целях противодействия побегам была введена паспортная система. Паспорта выдавались на срок до 3 лет с 2.3. Реформа центрального управления Около 1700 года Петр I упразднил Боярскую думу, заменив ее Конзилией министров. В 1711 году с отбытием на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов которого были назначены царем. Им поручалось руководство страной в его отсутствие. Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, судом, установлена строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 года - только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии Сенат являлся по сути высшим законодательным, судебным и контрольным органом империи. Петр I, проводя преобразования в области экономики, попытался приспособить к новым задачам старую приказную систему управления. Но попытка не увенчалась успехом, пришлось провести коренную реформу, реорганизовав и частично упразднив приказы и создав на их месте новые органы - коллегии (по образу Швеции). Сначала, в 1718 году, появились 10 коллегии Отношение Петра I к церкви было двояким. С одной стороны, Петр не терпел «отеитства» (атеизма) и понимал значение религии и церкви в строительстве государства. С другой, создавая государство светское, он попытался ликвидировать духовное лидерство церкви и превратить ее в часть государственного аппарата. Синод состоял из 12 персон, высших иерархов, назначенных царем. Синоду подчинялись при Петре и все иноверческие церкви, лютеранского, католического и отчасти нехристианского исповедания. 2.4. Реформа местного управления Реорганизация местного управления преследовала главную цель - увеличение налоговых поступлений в казну. 2.5. ИТОГИ РЕФОРМ
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным,
военно-бюрократическим
Роль Петра Великого в
истории России трудно