Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

1. Реформы государственного управления
2. Областная реформа
3. Судебная реформа
4. Контроль над деятельностью государственных служащих
5. Военная реформа
6. Церковная реформа
7. Вероисповедная политика
8. Финансовая реформа
9. Преобразования в промышленности и торговле
10. Реформа самодержавия
11. Сословная политика
12. Преобразования в сфере культуры
13. Реформа образования

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Пётр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым  предписывалось писать в челобитных  и прочих документах имена  полностью вместо уничижительных  полуимён (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не  падать, зимой на морозе шапку  перед домом, в котором находится  царь, не снимать. Он так пояснял  необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия  к службе и верности ко мне  и государству — сия то почесть  свойственна царю…»

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только её родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговорённый брак, причём ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

 

  1.   Реформа образования

 

Пётр ясно сознавал необходимость просвещения и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1701 года в Москве  была открыта школа математических  и навигационных наук. В 1701—1721 были  открыты артиллерийская, инженерная  и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская  академия в Петербурге, горные  школы при Олонецких и Уральских  заводах. В 1705 была открыта первая  в России гимназия. Целям массового  образования должны были служить, созданные указом 1714 года, цифирные  школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина  учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две  такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть  бесплатным. Для солдатских детей  были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана  сеть духовных школ1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч русских были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

1.  Реформы Петра I — статья из Большой советской энциклопедии

2.  Павленко Н. И. Петр Первый. М.: Молодая гвардия, 1975

3.  «История России с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией академика РАН Л. В. Милова

4.   Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

5.  Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.

6.  А. М. Панченко. Начало петровской реформы: идейная подоплека.

7.  Соловьёв, Сергей Михайлович История России с древнейших времён кн. 8 глава 3

8.  Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Ленинград, 1989, с. 122

9.  Павленко Н. И. Петр Великий. М, 2010, с. 759

10.   «Очерки истории СССР. ХVIII век», под ред. Б. Б. Кафенгауза Москва, 1962 г.

11.   "Маньков А. Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в. М.; Л., 1962

12.  Де Мадриага И. «Россия в эпоху Екатерины Великой»

13.  Н. Павленко «Пётр Великий», Б. Миронов «Социальная история России»

 

 


Информация о работе Реформы Петра 1