Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы постараемся со стороны постороннего наблюдателя рассмотреть вклад в развитие России первого российского императора, великого реформатора – великого государя Петра 1. Каким он был на самом деле? Что привело его на трон Российского государства? Такими ли великими были его реформы? Дать ответы на поставленные вопросы вряд ли могут ответить многие историки и по сей день.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная реформы Петра 1.docx

— 47.41 Кб (Скачать файл)

 Сенатская контора  в Москве учреждена 12 января 1722г. «для управления и исполнения  указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной  задачей Сенатской конторы было  недопущение текущих дел московских  учреждений к Правительствующему  Сенату, в том числе исполнение  непосредственно полученных из  Сената указов, контроль исполнения  указов, посылаемых Сенатом в  губернии. У Сената были вспомогательные  органы, в составе которых не  было сенаторов, такими органами  были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.         

 В 1720г. при Сенате была  учреждена должность ради «приема  челобитен», получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии.         

 В 1722г. последовало назначение  на должность герольдмейстера, в  обязанности которого входило  составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.         

 Учреждение института  фискалов и прокуратуры в системе  органов государственной власти  в I четверти XVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Фискалитет состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним.         

 Указ от 17 марта 1714г. наметил  компетенцию фискалов: проведывать  про все, что «к вреду государственному  интересу быть может»; докладывать  «о злом умысле против персоны  его величества или измене, о  возмущении или бунте», «не вкрадываются  ли в государство шпионы», а  также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции – «взыскание всех безгласных дел».         

 После учреждения Юстиц-коллегии  фискальные дела перешли в  ее владение и попадали под  контроль Сената, а с учреждением  должности генерал-прокурора фискалы  стали подчиняться ему. В 1723г был  назначен генерал-фискал, который  был высшим органом для фискалов, он имел право требовать к  себе любое дело, его помощником  был обер-фискал.         

 Первым законодательным  актом о прокуратуре был указ  от 12 января 1722г. А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях  и надворных судах. Если фискалы  находились частично в ведении  Сената, то генерал-прокурор и  обер-прокуроры подлежали суду  самого императора. Прокурорский  надзор распространялся даже  на Сенат. [1, с.652]         

 Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора»  устанавливал его компетенцию, в  которую входило: присутствие в  Сенате и осуществление контроля  над фискалами. 1717-1719 годы были  подготовительным периодом становления  новых учреждений – коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны  были сочинять регламенты и  не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на базе приказов, и являлись их правопреемниками. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизионная, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контора, Мануфактур. Всего к концу первой четверти XVII в. Существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице – президент,4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль над деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя.            

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

           Поначалу каждая коллегия руководствовалась  своим регламентом, но в 1720 был  издан обширный “Генеральный  регламент”, определивший их единообразное  организационное устройство и  порядок деятельности. [1, с.652]

2.2. Реформы местного  управления

           Реформа местного управления проводились с целью укрепления центральной власти путем создания «ока государева» на местах.          

 Первым шагом стало созданием Бурмистерской палаты, далее в 1702-1705гг. местные дворяне были привлечены к воеводскому управлению. Указом 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому требовалось устроить 8 губерний. Вначале были образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. Дополнительно, в 1713-1714 еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния.         

 Во главе губерний  стояли губернаторы, генерал-губернаторы, в руках которых держалась административная, военная и судебная власть. У губернаторов в подчинении находились были так называемые заместители: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции, провинции - на уезды. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов – органом управления были ландарты. [7, с.44]          

Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны.         

 Провинция оставалась основной единицей областного управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа – дистрикты. На губернаторов возлагался широкий круг полномочий, от сбора налогов до судебной власти.         

 Провинциальные воеводы  подчинялись губернаторам только  по военным делам, в остальном  они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском  беглых, строительством крепостей, сбором доходов с казенных  заводов, заботились о внешней  безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом  и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.     [1, с.643]

2.3. Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и  “Табель о рангах”

 

         В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника, лишить его престола "усмотря достойного". Отступая от темы, мы можем отметить тот факт, что этот документ повлек неразбериху в престолонаследии. После смерти Петра происходили множественные перевороты, которые длились вплоть до конца века. История сыграла с Петром злую шутку, когда на смертном одре он так и не смог назвать преемника.          

 Государственная служба  регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о рангах”. Новый закон  разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам, получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. [3, с.112]

 

 2.4. Финансовая  реформа

           Война требовала все больше и больше денег. Мало того, денег еще требовали и союзники. Король Польши Август требовал денег для платы своим наемникам, в противном случае грозил выйти из войны. Петр все более и более изощрялся, придумывая все новые налоги: на бани, бороды, мельницы, погреба, пчёл, раскольников, извозчиков и пр.

         Начало реформы ознаменовалось  снижением массы серебряной проволочной  копейки до 0,28 г, в результате  чего масса счетного рубля  уравнялась с массой талера (28 г). Одновременно происходило техническое  переоснащение действовавших и  строительство новых монетных  дворов для обеспечения машинной  чеканки монет различных достоинств  нового образца на круглых  заготовках. Первыми из таких  монет появились в 1700 г. медные: деньга (1/2 копейки), полушка (1/4 копейки) и полполушки (1/8 копейки), причем правительство  обеспечило полное равенство  их с серебряными проволочными  копейками. В 1701 г. начался выпуск  в обращение новых серебряных  монет: полтины, полуполтинника, гривенника и пятикопеечника, а также золотого червонца, равноценного западноевропейскому дукату. И лишь в 1704 г. были впервые отчеканены серебряный рубль, равный по массе талеру, и медная копейка. В то же время, до 1718 г., продолжалась чеканка серебряных проволочных копеек, которые служили гарантом полноценности медной копейки и ее фракций. С 1718 г. вместо червонцев из высокопробного золота была начата чеканка золотых двухрублевиков 75-ой пробы с изображением на оборотной стороне святого Андрея Первозванного. [1, с.652]         

 Таким образом, в результате  реформы 1698-1718 гг. Россия получила  удобные средства платежей в  виде золотых, серебряных и медных  монет различных достоинств, обеспечивавших  как крупные денежные платежи, так и расчеты при мелочной  розничной торговле. Во внутреннем  обращении утвердилась медная  монета, дискредитированная реформой 1654-1663 гг., а на всей территории  страны была установлена единая  денежная система.

2.5.  Реформа  образования

 

          Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным  правом, своим призванием, умело  править страной и начальствовать  над войсками. Для этого нужно  было, прежде всего, распространить  среди дворян образование. Петр  установил новую обязанность  дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин  должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.         

 Указами 1712,1714 и 1719 гг. был  установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась  во внимание при назначении  на должность и прохождении  службы. И наоборот, выходцы из  народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность  получить любой военный или  гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром  на видные государственные должности. [8, с.211]

2.6. Реформа в области  культуры и быта

       Главным  содержанием реформ в этой  области было становление и  развитие светской национальной  культуры, светского просвещения, серьезные  изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.          

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

           Петр 1 в 1708г. ввел новый гражданский  шрифт, пришедший на смену старому  кирилловскому полууставу. Для печатания  светской учебной, научной, политической  литературы и законодательных  актов были созданы новые типографии  в Москве и Петербурге.

         Развитие книгопечатания сопровождалось  началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием  сети библиотек. С 1702г. систематически  выходила первая русская газета "Ведомости".

         С развитием промышленности и  торговли были связаны изучение  и освоение территории и недр  страны, что нашло свое выражение  в организации ряда крупных  экспедиций.

         В это время появились крупные  технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного  дела и металлургии, а также  в военной области.

       В этот  период написан ряд важных  работ по истории, а созданная Петром Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России. [4, с.347]

       И завершающим шагом было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.

        С  первой четверти XVIII в. осуществлялся  переход к градостроительству  и регулярной планировке городов. Облик города стали определять  уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных  учреждений и аристократии. В  живописи на смену иконописи  приходит портрет.

        К  первой четверти XVIII в. относятся  и попытки создания русского  театра, в это же время были  написаны первые драматургические  произведения.

 

3.  Реформа монархии

Конструированию «новых часов» Петр с некоторыми перерывами посвятил около десяти лет. Проявив заботу о создании коллегий в 1712 году, Петр по неведомым причинам забросил дело на три года и возобновил его только в 1715 году, чтобы уже в последующем году вновь на полтора-два года пустить его на самотек. Новый всплеск интереса царя к административным преобразованиям наступил в 1718 году, а за два последующих года был сконструирован угодный царю правительственный механизм.

Информация о работе Реформы Петра I