Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:58, реферат
Краткое описание
В конце XVII в., наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
Содержание
Введение 1. Личность Петра I 2. Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII веков 3. Государственно-политическое реформирование страны 4. Роль Петровских преобразований в строительстве "регулярного государства" 5. Преемственность политики Петра и его предшественников. 6. Итоги преобразований 7. Особенности российского абсолютизма Заключение Список литературы
3. Государственно-политическое
реформирование страны
Преобразования проводимые Петром I в
ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и
не имели единого плана, их порядок и особенности
были продиктованы ходом войны, политическими
и финансовыми возможностями в тот или
иной период. Историки выделяют три этапа
в реформах Петра I.
Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе
государственных учреждений и создание
новых, перемены в системе местного самоуправления,
установление рекрутской системы.
Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената
и ликвидация прежних высших учреждений,
первая областная реформа, проведение
новой военной политики, широкое строительство
флота, учреждение законодательства, перевод
государственных учреждений из Москвы
в Санкт-Петербург.
Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых,
уже созданных учреждений, ликвидация
старых; вторая областная реформа; расширение
и реорганизация армии, реформа церковного
управления; финансовая реформа; введение
новой системы налогообложения и нового
порядка государственной службы.
Военная, экономическая и финансовая
политика Петра не всегда приводила к
позитивным результатам, однако при всех
неудачах его реформаторской деятельности,
он, тем не менее, сделал большой шаг вперед
сравнительно со своими предшественниками;
в 17 веке только смутно понимали необходимость
реформ.
Петр сделал реформы одной из главных
задач правительственной деятельности,
четко определил цели и указал, где и как
надо их достигать. В этом его большая
заслуга.
Реформы Петра затронули не только оборону,
экономику и финансы. Они повлекли за собой
необходимость перестройки системы государственного
управления и образования.
Усиление абсолютистской монархии потребовало
перестройки и предельной централизации
всей системы государственного управления,
его высших, центральных и местных органов.
Особенностью административной реформы
было создание системы государственного
контроля за деятельностью аппарата управления.
Это привело к своеобразной “бюрократической
революции”, последствием которой стала
зависимость всех от госаппарата.
На смену Боярской думе пришел Правительствующий
Сенат - высшая правительствующее учреждение
с судебными, административными, а иногда
и законодательными функциями. Он был
создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных
лично Петром из представителей знати,
бывших членов Боярской думы и дворян.
Функции Сената в первые годы его существования
были широки и разнообразны. В частности,
он заботился о государственных доходах
и расходах, ведал явкой дворян на службу,
являлся органом надзора за разветвленным
бюрократическим аппаратом.
В 1922 г. было издано новое положение о
Сенате. Этим положением Сенат объявлялся
высшим государственным учреждением империи.
В руках Петра Сенат стал послушным орудием
монарха по управлению страной.
Взамен сложного и неповоротливого аппарата
Приказов (более 50) и канцелярий с их нечеткими
функциями и параллелизмом в работе был
разработан проект создания новых центральных
ведомств. Реформа 1717 - 1720 гг. упразднила
приказы и канцелярии и ввела коллегии,
созданные на основе изучения иностранного
опыта. Всего было создано 11 коллегий со
строгим распределением функций. Важнейшими
являлись коллегии, ведавшие иностранными,
военными (армией и флотом отдельно) и
судебными делами: коллегии иностранных
дел, Военная и Адмиралтейская, Юстиц -
Коллегия.
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия,
заведовавшая дворянским землевладением.
Другой сословной коллегией явился созданный
в 1720 г. Главный магистрат, управлявший
городским сословием - ремесленниками
и купечеством.
Поначалу каждая коллегия руководствовалась
своим регламентом, но в 1720 г. был издан
обширный (из 56 глав) "Генеральный регламент",
определивший их единообразное организационное
устройство и порядок деятельности. Последующее
развитие принципа чиновной выслуги нашло
отражение в Петровской "Табеле о рангах"
1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую
и военную. В нем было определено 14 классов
или рангов чиновников. Всякий получивший
чин 8 класса становился потомственным
дворянином.
Новая система придельной бюрократизации
государства качественно изменила служилые
сословия, включив в состав дворянства
выходцев из других социальных групп.
Все они получили земли и крестьян. В Петровскую
эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных
и дворцовых перешли в частное владение,
то есть становились крепостными.
Наряду с укреплением центрального аппарата
управления еще раньше началась реформа
местных учреждений. Вместо воеводской
администрации 1708 - 1715 гг. была введена
губернская система управления. Осуществление
этой реформы диктовалось необходимостью
совершенствования системы административного
деления, которое во многом устарело к
началу XVIII века. В XVII веке территория Московского
государства делилась на уезды — округа,
имевшие с городом тесные хозяйственные
связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный
из Москвы. Уезды по своему размеру были
чрезвычайно неравномерны — иногда очень
крупные, иногда очень маленькие. В 1625
году число уездов составляло 146, помимо
которых существовали волости в качестве
самоуправляющихся единиц. К XVIII веку отношения
между центром и провинцией стали крайне
сложными и запутанными, а само управление
уездами из центра — крайне громоздким.
Петром страна была разделена на 12 губерний,
которыми управляли губернаторы. Дальнейшие
преобразования местных органов управления
привели к созданию сложной и запутанной
системы местных учреждений. При этом
попытка Петра отделить суд от администрации
не имела успеха: судебные дела оставались,
как и раньше, в ведении губернаторов.
Петру не удалось создать стройную и одновременно
рациональную систему местного управления.
Коренным преобразованиям подверглась
церковь которая была крупнейшим феодалом
России. К концу 17 века церковь все еще
сохраняла некоторую политическую самостоятельность,
несовместимую с развивающимся абсолютизмом.
25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный
регламент". Согласно новому закону
была проведена коренная церковная
реформа ликвидировавшая автономию
церкви и полностью подчинившая
ее государству. Патриаршество в
России было упразднено, а для
управления церковью учрежден
Святейший правительственный Синод.
В его ведении находились чисто
церковные дела, он выполнял еще
и функции духовного суда. Для
надзора за деятельность Синода
Петр назначил из числа близких
ему офицеров обер-прокурора. Присутствие
Синода состояло из 1 высших церковных
иерархов, назначаемых царем, которому
они приносили присягу.
Таким образом, Петр I полностью подчинил
церковь своей власти.
4. Роль Петровских преобразований
в строительстве "регулярного
государства"
Хотя проводимые Петром I реформы государственного
управления не отличались систематичностью
и строгой последовательностью, при внимательном
их рассмотрении нетрудно заметить две
задачи, которые оставались для него всегда
приоритетными и неоспоримыми, а именно[1] : 1) унификация органов государственного
управления и всей системы администрации;
2) проведение через всю администрацию
коллегиального начала, которое вместе
с системой гласного (прокурорского) и
тайного (системы фискалитета) контроля
должно было, по убеждению царя, обеспечить
законность в управлении.
Петр I был захвачен идеей создания в
России государства совершенной регулярности,
в котором каждый человек имел бы точно
обозначенное место и строго подчинялся
регламенту. Его модель идеального (регулярного,
правомерного) государства строилась
на убеждении, что государство может эффективно
функционировать только на основе установленных
сверху законов и правил и только с помощью
правильно устроенной системы государственной
бюрократии, поставленной под жесткий
контроль верховной власти и свободной
от произвола чиновников.
Построение рационально управляемого
государства путем реформ и законодательного
регламентирования было осознанной целью
Петра. Он мечтал о создании, по его выражению,
«регулярного» государства, в создании,
по его выражению, «регулярного» государства,
в котором использовались бы хорошо продуманные
законы, обеспечивающие бесперебойное
функционирование всего механизма управления
и ограждающие население от произвола
чиновников. Но при отсутствии каких-либо
институтов социального контроля государство
ничем не было связано в ходе осуществления
реформ. И реформы стали приобретать характер
принудительных мероприятий. Никакая
инициатива, исходящая от общества и даже
от ближайшего окружения, стала не нужна.
Петру необходимы были лишь способные
организаторы и исполнители.
С точки зрения практической реализации
модель регулярного государства нашла
свое воплощение в законодательном регулировании
всех сторон общественной жизни, активном
государственном вмешательстве в общественные
отношения, государственном протекционизме
(активной государственной поддержке
приоритетных отраслей народного хозяйства)
вплоть до введения государственной монополии
в ряде отраслей тогда еще молодой национальной
промышленности. С этим же связано стремление
Петра I создать действенную систему борьбы
против коррупции и приказной волокиты.
Основным принципом государственной
политики Петра I был принцип пользы, государственной
выгоды. В утверждаемой им новой системе
ценностей государственные, державные
интересы преобладали над идеологическими
постулатами и догмами. Государство, ставшее
в эпоху Петра I предметом нового культа,
воспринималось как самодостаточная сущность
и, в конечном счете, как новая основа российской
идентичности. Религиозные ценности также
были поставлены на службу государству.
Такой государственный максимализм неизбежно
должен был вступить в противоречие с
христианской идеей духовного суверенитета
личности. Как последовательный прагматик,
Петр I не мог воспринимать нравственные
абстракции христианства. Можно сказать,
что именно с Петра I политика в России
лишается всякого морального содержания.
Главной задачей государственных реформ
Петра I являлась радикальная перестройка
государственного аппарата, так как сформировавшиеся
в московский период традиционно организованная
власть и управление не могли обеспечить
мобилизацию всех ресурсов — экономических,
военных, технологических в условиях начавшейся
модернизации общества. Модернизация
государственного аппарата предполагала
совершенно новые принципы его построения.
В качестве основных из них обычно выделяют[2] :
1) институционализацию управления,
нашедшую свое выражение в
создании новой системы учреждений;
2) повышение эффективности управления,
достигавшееся за счет унификации
(единообразия), централизации, дифференциации
аппарата управления и его
милитаризации;
3) изменение принципов комплектования
аппарата новых учреждений (коллегий,
губерний).
5. Преемственность в политике
Петра I и его предшественников.
Преобразования
Петра I были ярким примером радикальных
реформ, проведенных государством без
поддержки и даже при сопротивлении широких
слоев общества. Они во многом были подготовлены
его предшественниками. Так в целом, оценивая
деятельность Петра I по преобразованию
вооруженных сил России, следует сказать,
что в ней все же преобладала преемственность,
основные принципы строительства армии
были уже намечены предшественниками.
Петр I только претворял их в жизнь и с
присущей ему энергией довел дело до логического
конца.
Вековые
традиции и длительное пребывание в состоянии
войны сформировали основной метод проведения
реформ - деспотическое насилие. Личное
знакомство с Европой в период пребывания
Петра в составе Великого посольства в
конце XVII в. определили цель и направление
преобразований.
В свою
очередь ускорение, полученное экономикой
России от реформ Петра, продолжало ощущаться
весь XVIII в., а по отдельным направлениям
вплоть до середины XIX в. Практически все
отрасли мануфактурной промышленности,
ремесла, кустарных промыслов продолжали
наращивать производство. Конечно же,
время требовало внесения тех или иных
изменений, корректировки экономической
политики и т.п., но в целом промышленность
и торговля набирали обороты.
В значительной
степени традиционно шли дела в таком
секторе экономики, как сельское хозяйство.
Здесь по-прежнему преобладал экстенсивный
фактор развития. Постепенно втягивались
в активный хозяйственный оборот степи
на юге Урала, в Западной Сибири, в верховьях
Дона, в нечерноземных районах вокруг
Москвы и на Северо-западе все больше внимания
уделялось производству таких культур
как лен, конопля, и другие, которые являлись
сырьем для развивающейся промышленности.
Основу
земледелия в большинстве районов страны
по-прежнему составляло крепостническое
помещичье хозяйство, которое постоянно
распространялось на новые территории.
Усадьбы помещиков появились в Оренбургском
крае, в южных районах страны, на Украине.
Исключение составляли области проживания
казаков и Сибирь, где крепостное право
существовало лишь на церковных и монастырских
землях, да и то не везде.
Более
впечатляющие успехи наблюдаются в 30-40
гг. в других секторах экономики, и, прежде
всего, в мануфактурной промышленности
и торговле. Фабрично-заводское производство
охватывает все новые и новые районы.
Что
же было наиболее характерным для политики
правительства Елизаветы II в области развития
промышленности?
Главным
лозунгом этого царствования было возрождение
петровских начал во всех областях жизни
государства, в том числе и в сфере экономики.
Это проявлялось, прежде всего, в покровительственной
политике в отношении отечественной промышленности
и торговли: предоставление различных
льгот производителям, протекционистские
таможенные пошлины и т д. Свое продолжение
нашла и петровская линия на активное
участие государства в управлений экономикой.
Была восстановлена деятельность Берг-
и Мануфактур-коллегий, Главного магистрата
и других учреждений.
Однако
Петр наряду с этим, пусть и непоследовательно,
но проводил линию на активное вовлечение
в предпринимательскую деятельность всех
способных к этому людей, независимо от
происхождения. Елизавета же, восстановив
многие петровские институты и начинания
по форме, продолжила линию, начало которой
лежало в предыдущем царствовании линию
на ограничение мещанской крестьянской
и отчасти купеческой промышленности
и на создание наиболее благоприятных
условий для дворянского предпринимательства.