Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:36, реферат
Краткое описание
Актуальность изучения темы определяется и значимостью в современной истории изучения проблем модернизации. На грани веков Россия переживала период бурного экономического и промышленного роста, а затем и политической модернизации в период первой русской революции. С.Ю. Витте в это сложное и полное надежд для страны время оказывал заметное, а иногда и определяющее влияние на различные направления внутренней и внешней политики империи. Именно он имел непосредственное отношение к разработке Манифеста 17 октября 1905 года.
Темой своего реферата я выбрала
«Реформы С.Ю.Витте», т.к. по моему мнению,
фигура Витте одна из самых заметных фигур
в политике и экономике России конца 19
начала 20 веков.
Деятельность реформаторов
всегда вызывала интерес историков. Их
жизнь, творческие поиски и результаты
преобразований становилась предметом
анализа роли личности в истории. В конце
ХIХ – начале ХХ вв. в России фигура Сергея
Юльевича Витте занимала особое место.
Глава Министерства путей сообщения, министр
финансов, председатель комитета министров,
первый глава Совета министров, член Государственного
совета - таковы основные посты, которые
С.Ю. Витте занимал почти двадцать лет
в императорских коридорах власти.
Актуальность изучения
темы определяется и значимостью
в современной истории изучения
проблем модернизации. На грани
веков Россия переживала период
бурного экономического и промышленного
роста, а затем и политической
модернизации в период первой
русской революции. С.Ю. Витте в
это сложное и полное надежд
для страны время оказывал
заметное, а иногда и определяющее
влияние на различные направления
внутренней и внешней политики
империи. Именно он имел непосредственное
отношение к разработке Манифеста
17 октября 1905 года.
Кроме того, сквозь реформаторскую
деятельность С.Ю. Витте можно взглянуть
на правление последнего русского монарха.
Личность Николая II до сих пор вызывает
неутихающие споры, его трагическая смерть
отбросила тень мученичества на все время
его царствования. Тем не менее, его эпоха
была временем больших возможностей для
России и его отношение к талантливым
чиновникам, радеющим о судьбе страны
особая страница истории начала ХХ века.
С.Ю. Витте стал символом возможностей
и одновременно беспомощности абсолютной
монархии и бюрократической государственной
системы.
Актуальным представляется
и изучение опыта успешной отечественной
экономической политики в конце ХIХ –
начале ХХ вв. Известно, что большевики
в период новой экономической политики
использовали некоторые принципы реформ,
предложенные С.Ю. Витте, В частности, достижение
конвертируемости рубля, привлечения
иностранных займов и прямых инвестиций.
Проводимые в нашей стране экономические
реформы должны опираться на изучение
такого опыта, стратегий и результатов
экономической политики.
Е. В. Тарле занимался рассмотрением
внешнеполитической деятельности С.Ю.
Витте. По его мнению, на международном
политическом олимпе Витте пользовался
доверием и заслуженным авторитетом. Е.
В. Тарле, в работе 1927 года характеризовал
его как министра, превосходящего «разнообразием
своих дарований, громадностью кругозора,
умением справляться с труднейшими задачами,
блеском и силой своего ума всех современных
ему людей власти, кроме Бисмарка и Гладстона…».
Е. В. Тарле показал дипломатическую деятельность
Витте во время Русско-Японской войны
и значение его международного авторитета
для получения кредитов от западных государств.
Тему дипломатического искусства
Витте развивал Б. А. Романов, посвятивший
политике России в Маньчжурии в 1892 - 1906
годах специальную монографию. Оба исследователя
и Е. В. Тарле. и Б. А. Романов высоко оценивали
дальновидность, способности и энергию
министра финансов в решении внешнеполитических
вопросов. В то же время Б. А. Романов проводил
в монографии мысль об ответственности
Витте за авантюристическую линию царизма
на Дальнем Востоке.
В дальнейшем специальных работ
о Витте - дипломате в нашей стране длительное
время не появлялось. «Виттевская тема»
продолжала разрабатываться в советских
исследованиях о международных отношениях
на Дальнем Востоке и о внешнеэкономической
политике России конца XIX - начала XX века
в целом. Собранные в них наблюдения и
материалы расширили и углубили представления
о вкладе способного сановника во внешнюю
политику России.
Проблемы экономической деятельности
С.Ю. Витте, планы и результаты денежной
реформы, ее последствий нашли отражение
в работах 60-80-ых гг. по развитию финансового
дела и государственного капитализма
в Росси в начале ХХ века, в работах о российском
крестьянстве в начале ХХ века, о кризисе
российского самодержавия. Это работы
А.Н. Анфимова, И.Ф. Гиндина, С.М. Дубровского.
Описать жизнь и дела Сергея
Юльевича Витте трудно. Это объясняется
не только тем, что он довольно долго, без
малого двадцать лет, занимал лидирующие
позиции в императорских коридорах власти,
но в еще большей степени тем, что это была
чрезвычайно сложная и противоречивая
натура. В его характере, поступках и намерениях
удивительным образом переплетались искренность
и лживость, преданность долгу и откровенный
цинизм, глубокие знания и поразительное
невежество. Он умер одиноким, сломленным
человеком, полным желчи и ненависти ко
всем и вся, хотя свою судьбу, свою участь
всегда созидал собственными руками. Но
критическая самооценка ему была неведома,
и он до последнего мгновения своего земного
существования безнадежно играл роль
отверженного гения.
Целью работы является изучить
реформаторскую деятельность С.Ю. Витте.
Для реализации данной цели в ходе работы
необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть становление
личности С. Ю. Витте;
- изучить экономические реформы
С.Ю. Витте;
- проанализировать введение
золотого рубля;
- рассмотреть социальную политику
С.Ю. Витте.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С.Ю. ВИТТЕ
Витте Сергей Юльевич (1849 - 1915)
- политический и государственный деятель
России.
Родился в семье крупного чиновника
в Тифлисе. Окончил физико-математический
факультет Новороссийского университета
в Одессе. В 1883 г. написал книгу "Принципы
ж/д. тарифов по перевозке грузов", принесшую
ему широкую известность. В 1892 г. назначается
министром путей сообщения, а в августе
того же года — министром финансов. Этот
пост занимал до 1903 г., оказывая сильное
влияние на решение экономических и политических
вопросов, особенно в делах Дальнего Востока.
По инициативе Витте были проведены
крупные экономические мероприятия: введена
винная монополия, сооружена Сибирская
железнодорожная магистраль, проведена
денежная реформа на основе золотого обращения,
заключены таможенные договоры с Германией.
Проводимая им политика формирования
развития капитализма в России была неразрывно
связана с широким привлечением иностранного
капитала в промышленность, банки и государственные
займы. В государственном правительстве
выступал против расширения деятельности
земских учреждений. В декабре 1904 г. при
обсуждении вопроса о конституционных
реформах в России настаивал на недопущении
выборных делегатов к работе в Государственном
совете, чем заслужил расположение Николая
II. Во времена революции 1905-1907 гг. много
сделал для защиты монархии. В это же время
настоял на программе уступок российской
буржуазии, нашедшей свое конкретное выражение
в царском Манифесте 17 октября 1905 г. С октября
1905 г. по апрель 1906 г. возглавил Совет министров.
С одной стороны, вел переговоры с лидерами
либеральной буржуазии с целью привлечения
их в правительство, с другой — реализовал
все реакционные силы для борьбы с революцией.
Витте — инициатор рассылки карательных
экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу.
Стремился противодействовать
агрессивной политике Японии на Дальнем
Востоке, проводя политический курс на
сближение с Китаем. Выступал против захвата
царским правительством Порт-Артура. При
его участии был заключен оборонительный
союз с Китаем против Японии и соглашение
о строительстве Китайско-Восточной железной
дороги на территории Маньчжурии. Считал
преждевременным военную конфронтацию
с агрессивной Японией, что определило
явное расхождение его курса с официальной
политикой царского правительства. Возглавлял
делегацию России, подписавшую Портсмутский
мирный договор с Японией в 1905 г., за что
получил титул графа.
Заключение мира с Японией и
то, что Витте добился у иностранных банкиров
крупного займа, укрепили позиции самодержавия
в борьбе с российской революцией. В этих
условиях, учитывая отрицательное отношение
к себе со стороны правящей верхушки, Витте
подал в отставку, которая была принята
16 апреля 1906 г. Витте оказался слишком
"левым" для основной массы дворянства
и верхушки правящей бюрократии и слишком
"правым" для буржуазно-либеральных
кругов октябристско-кадетского толка.
Последние годы жизни провел частью в
Петрограде, частью за границей. Формально
оставался членом Государственного совета
и принимал участие в работе Комитета
финансов, председателем которого являлся
до своей смерти. В 1907-1912 гг. написал свои
"Воспоминания", представляющие до
настоящего времени ценный документ для
изучения эволюции николаевской монархии.
РЕФОРМЫ ВИТТЕ
2.1 Введение золотого
рубля
Крах финансов России принял
необратимый процесс после неудачной
Крымской войны (1853-1856), когда для достижения
победы требовалось колоссальное напряжение
государственных финансов - военные расходы
составили 528 млн. руб. Главным средством
пополнения государственной казны стал
печатный станок (займы после военного
поражения страны за рубежом найти очень
сложно, так же как и внутри страны, где
всегда постоянно отсутствовали достаточные
капиталы) - давно испытанное средство
для спасения любого государства. Началась
эпоха инфляции, с которой и предстояло
бороться. Витте.
В 1895-1897 гг. Витте выполняет
необыкновенно важную задачу: обеспечивает
России твердую валюту. До этого в стране
имели хождение два типа рубля: "рубль
ассигнациями" и "рубль серебром".
Существование двойного расчета весьма
осложняло финансово-экономические и
торговые операции, вследствие чего русский
рубль на внутреннем рынке котировался
очень низко. В период с 1877 по 1895 гг. средний
курс рубля составил 64,3 коп. золотом.
Кредитный рубль (род векселей)
служил объектом беззастенчивых спекулятивных
манипуляций за границей, в частности,
в Берлине. В благоприятные годы (1888-1890)
за 100 руб. здесь давали 263,2 марки, но в 1891
г. - менее 200 марок.
Для стабилизации финансовой
системы в России требовался надежный
металлический эквивалент (серебро не
годилось, поскольку спрос на него падал).
В конце XIX в. страна переживала экономический
прогресс, но количество денежных знаков
не удовлетворяло потребности населения.
Старт был дан 4 февраля 1895 г., когда Витте
в докладе на имя царя предложил ввести
золотое обращение.
Суть проведенной денежной
реформы 1895-1897 г. заключалась в следующем:
новые бумажные деньги (ассигнации) приравнивались
к чистому золоту - на каждом кредитном
билете обозначалось обязательство государства
и Государственного банка в обязательном
порядке разменивать кредитные билеты
на золото (1 руб. соответствовал 0,7742 г
чистого золота). Одновременно государство
приступило к выпуску золотой (получившей
прозвище "рыжиков" за темно-золотистый
цвет), серебряной и медной монеты. Две
последние категории являлись вспомогательными
в обращении, обязательными к приему к
платежам до 25 руб. Строжайше соблюдалось
следующая пропорция: на каждого подданого
Российской империи количество серебряных
монет в обращении не должно было превышать
суммы в 3 руб.
Еще до проведения денежной
реформы, 14 марта 1896 г., перед Государственным
советом Витте указывал, что реформа "должна
быть осуществлена так, чтобы не произвести
ни малейшего потрясения и каких бы то
ни было искусственных изменений существующих
условий, ибо на денежной системе покоятся
все оценки, все имущественные и трудовые
интересы населения. Проектируемая реформа,
не нарушая народных привычек, не колебля
цен, не внося беспорядка во все расчеты,
поведет за собой переход нашей родины
от неопределенного с юридической стороны,
вредного в экономическом и опасного в
политическом отношениях бумажноденежного
обращения к обращению золотой монеты
и разменных на нее знаков.
В результате жестких мер министра
финансов накануне Первой Мировой войны
в России обращалось бумажных денег на
1.630 млн. рублей, а государственного золота
хранилось на 1.743 млн. руб. (к 1 января 1896
г. в наличии имелось 1.121,3 млн. кредитных
рублей, а золотой запас оценивался в 659,5
млн. руб.). До 1914 г. русский рубль входил
в пятерку самых прочных валют мира.
В результате реформы денежная
система России начала века выглядела
следующим образом. Главной монетой являлась
золотая, выпуск которой и обращение не
был ограничен, и частный владелец золотого
слитка свободно мог предоставить его
для чеканки денег (чеканка серебряной
монеты за счет частных лиц не допускалась)
- только 900-й пробы. Достоинство золотых
монет составляли 15 руб., 10 руб., 7 руб. 50
коп. и 5 руб. Серебряные монеты, как уже
говорилось, играли вспомогательную роль
- 900-й (достоинством в 1 руб., 50 коп., и 25 коп.)
и 500-й (20 , 15 и 5 коп.) пробы. Медная монета
выпускалась достоинством 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/3
коп. Достоинства кредитных билетов устанавливались
в 500, 100, 25, 10, 5, 3 и 1 руб.
Укрепление рубля проводилось
не без помощи иностранных займов. Как
сообщал Витте еще в 1891 г. в докладе на
имя Александра III, иностранные капиталы
- "единственный способ ускоренного
доведения нашей промышленности до требуемого
уровня". Практика иностранных займов
для Витте являлась временной мерой, поскольку
невозможно было ждать накопления внутренних
резервов.
Впрочем, не следует думать,
что реформа от начала до конца была создана
только Витте. В истории так не бывает
- любое кардинальное изменение в экономической,
политической и иных сферах жизнедеятельности
общества всегда имеет собственные корни.
Подобное произошло с реформой Витте.
У истоков укрепления рубля стояли предшественники
Сергея Юльевича - министры финансов Н.Х.
Бунге и И.А. Вышнеградский. Заслуга Витте
состоит в умелом воплощении их идей в
жизнь.
Экономические реформы
Важнейшим условием подъема
экономики страны Витте считал индустриализацию,
создание собственной промышленной базы.
При этом ему приходилось решать множество
взаимосвязанных задач, имевших не только
ближайшие, но и отдаленные последствия.
Витте делает акцент на железнодорожное
строительство, благодаря которому развиваются
металлургическая, металлообрабатывающая,
машиностроительная, горная, топливная,
лесоперерабатывающая и другие отрасли
промышленности. Вступив на министерский
пост, он принял 29 157 верст железных дорог,
уйдя в отставку, оставил 54 217. Предшественники
Витте всячески способствовали развитию
акционерных обществ, покрывая убытки
частных владельцев за счет казны. В сущности,
на железнодорожных магнатов, каковы бы
ни были результаты их коммерческой деятельности,
постоянно изливался золотой дождь. От
Витте, как представителя частного капитала,
ждали продолжения той же политики. Однако
он, вопреки, а быть может, благодаря многолетнему
опыту частной службы, считал казенные
дороги более эффективными. Если к моменту
появления Витте в Петербурге частным
акционерным обществам принадлежало более
70% российских железных дорог, то к концу
его министерства соотношение изменилось
в прямо противоположную сторону и уже
почти 70% дорог были казенными. Железнодорожное
строительство стимулировало экономический
рост: заводы и фабрики европейской части
России получили выход на огромные рынки
Сибири, Закавказья и Средней Азии. Быстро
стал формироваться новый центр горнометаллургической
промышленности на Украине, в Донецко-Криворожском
бассейне. Следует отметить, что если для
строительства железнодорожной сети в
европейской части России приходилось
импортировать рельсы, то Транссибирская
магистраль создавалась уже на основе
отечественной продукции, которая не уступала
по качеству импортной и была на 30% дешевле.
За 10 лет в строительство железных дорог
было вложено более двух среднегодовых
национальных доходов страны.