Реформы С.Ю.Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте.
Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить жизнь и деятельность С.Ю. Витте;
- рассмотреть финансовую реформу;
- проанализировать денежную реформу 1895—1897 годов.

Содержание

Введение 3
1. Реформы в налоговой системе 6
2. Введение винной монополии 8
3. Реформы в железнодорожном хозяйстве 9
4. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики 11
5. Реформы в промышленности 12
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 39.26 Кб (Скачать файл)
Ещё в 1889 г. было издано Временное положение о  железнодорожных тарифах. Таким  образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В  дальнейшем Витте публиковал новые  редакции положение и, маневрируя тарифными  ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые  отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая  отечественного производителя.
Другое направление  реформирования железнодорожного хозяйства  при Витте – выкуп убыточных  железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены  в собственность казной ( это была разветвлённая железнодорожная  сеть со стратегическим значением –  связь Запада с Востоком, Центра с окраинами), и только 1/3 – дороги, приносившие какой-никакой доход  – находилась в собственности  негосударственных организаций. В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход: к 1898г. железные дороги принесли стране почти 20 млн. руб.
Большинство железных дорог строились государством. Позволялось  также строить железные дороги и  акционерным обществом, но государство  больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. Мало того, Витте, как уже сказано выше, много  внимания уделял национализации железных дорог. Если сначала это касалось только убыточных железнодорожных  предприятий, то впоследствии это коснулось  совершенно всех железных дорог. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм. За 90-е  годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (это были такие магистрали как  Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Самой протяжённое из них, значение которой и по сей день трудно переоценить, являлась Транссибирская магистраль) и к середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий.
Интенсивное железнодорожное  строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую  жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы  с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России.
Одновременно  со строительством железных дорог в  России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли  как: металлообработка, производство рельсов  паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.
  1.   Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики

 

Нарастание  противоречий в стране вело к переосмыслению роли аграрных преобразований в подъеме  общественных производительных сил  России. Витте не раз обращался  к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивление со стороны  наиболее консервативных слоев дворянства. Объясняя создавшееся положение, он обращается к истории развития аграрных отношений после 1861 г. Он отмечает, что  повсеместно можно было арендовать землю дешевле, чем платить за надельную. Отсюда стремление крестьян бросить надел.

Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и возможности  его решения. Создание такого органа во многом было обусловлено нарастающим  подъемом крестьянского движения. По принятому на его заседании решению, царь утвердил сеть созданных при  нем губернских и уездных комитетов. Всего было создано 82 губернских и  областных комитета и 536 уездных  и окружных комитетов, в которые  вошли около 12 тыс. человек. Преобладающую долю в них занимали дворяне: в губернских комитетах их было 66% (крестьян 2%), в уездных 52% принадлежало дворянам и чиновникам при доле крестьян 17%.

Главное препятствие подобным преобразованиям  заключалось в сохранении общины. Он утверждал, что суть крестьянского  вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а не в недостатке земли, а стало  быть и не в том, чтобы провести принудительное отчуждение помещичьих владений. Призывая к свободному выделению  крестьян из общины, Витте говорит  о том, что целесообразно содействие выделяющимся из общины со стороны  правительства и общества. Однако изложенные им, хотя и в достаточно деликатной форме, меры по новому обустройству крестьянского быта, способствующие в целом перелому в этом деле, вызвали сопротивление дворянского  сословия. Витте пришлось отстранить от руководства работой Особого  совещания. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте  мало что сделал на министерском посту  против общины. Прошло всего полтора  года и П. Столыпин приступил к  реализации заложенных и обоснованных Витте предложений. Поэтому Витте  всегда считал, что Столыпин "обокрал" его и не мог писать о нем  без личной неприязни.

  1. Реформы в промышленности

 

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для  промышленности и торговли. При нем  к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены  или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового  мореплавания.

С ростом промышленности и модернизацией  социальной структуры все большее  место занимала проблема взаимоотношений  предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III политика правительства в этой области, отражая общую направленность социальной политики самодержавия, носила сугубо попечительский характер. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих законов – фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов… о нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить беспорядки» .

Рост  забастовочного и революционного движения служил достаточно убедительным доказательством  его несостоятельности прежних  представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии Витте  были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени  на предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении на фабриках и заводах института  фабричных старост (10 июня 1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом  Витте, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в  промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.

Развитие  промышленности в 90-е годы характеризовалось  очень высокой степенью концентрации производства и рабочей силы. Так, на рубеже XIX и ХХ вв. 5 доменных заводов  давали более 25% общероссийской выплавки чугуна; 5 крупнейших нефтяных фирм - 44,1% всей добычи нефти; 17 крупных донецких шахт - свыше 2/3 всей угледобыче в стране; 8 крупнейших сахарозаводчиков сосредотачивали  в своих руках 54 сахарных завода - 30,3% всех заводов и 38% всего производства сахара в стране.

 

Заключение

На рубеже XX века экономическая платформа  Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение  примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения  иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения  вывоза. Иностранным капиталам в  ней отводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя  эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских  министров финансов, широко использовал  исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили  Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте  способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место  в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и  развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации  русских государственных займов и железнодорожных обществ.

В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место  в бюрократическом аппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейских газетах и журналах финансовое положение России, свой экономический курс и собственную персону.

В русской  печати министра резко критиковали  за отступничество его бывшие единомышленники. За неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался  критике и со стороны приверженцев реформ 1860-х годов, считавших, что  индустриализация возможна только через  перемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного") правительства и введение правительственного учреждения. В либеральных кругах "система" Витте была воспринята как "грандиозная экономическая  диверсия самодержавия", отвлекавшая  внимание населения от социально-экономических  и культурно-политических реформ. В  конце 1890-х годов казалось, что  Витте доказал своей политикой  невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно  развивать экономику, ничего не меняя  в системе государственного управления.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено  было осуществиться. Первый удар по ним  нанес мировой экономический  кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных  капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем  и Среднем Востоке, сама по себе связанная  с большими расходами, еще и обострила  русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом  же военных действий ни о какой  последовательной экономической программе  не могло уже быть речи.

 

Список литературы

 

  1. Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849 – 1911 гг. – М.: Мысль, 1991. – 708 с.
  2. Витте С.Ю. Национальная экономика и Фридрих Лист // Вопросы экономики. – 1992. - № 2. – С. 140 – 160; № 3. – С. 139 – 148.
  3. Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4 – 26.
  4. Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 3 – 5.
  5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 592 с.
  6. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 1998. – 544с.
  7. Российские реформаторы XIX – начала XX вв. / Сост. А.П. Корелин. – М.: Международные отношения, 1995.
  8. Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - № 9.
  9. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 1802 – 1917: Биобиблиографический справочник. – СПб., 2002.
  10. Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю. Витте // Российский экономический журнал. – 1998. - № 2. – С. 109 - 112.

Информация о работе Реформы С.Ю.Витте