Реформы Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:06, реферат

Краткое описание

Время Хрущёва – один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Значительных – потому что перекликается с нынешним процессом демократизации. Непростых – потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось «славным», а потом осуждено как время «волюнтаризма» и «субъективизма». А ведь именно тогда состоялись XX и XXII съезды партии, отразившие острые политические баталии и определившие новый политический курс страны.

Вложенные файлы: 1 файл

реформы хрущева.docx

— 46.58 Кб (Скачать файл)

  РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
     Сложившаяся в 30-е годы образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере. За весь послевоенный период система управления школой практически не изменилась. Выпускники школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны. 
     Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе  дискуссия о том, как на  практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования                         (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей , но средняя школа приобрела « политехнический профиль ». Была ликвидирована система «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса. С самого начала осуществления реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном  большинстве школ  выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер.   
     К осени 1963г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Почти не чего не дала и провозглашенная реформой идя производственного обучения в школах.  
     Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1963г. средняя школа вновь стала десятилетней.
 
 
 
 

  РЕФОРМИРОВАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  
   
Крупным успехом внутренней политики 50-х годов явилось доведенное до конца преобразование советской юстиции. Этапной для общества стала декабрьская сессия Верховного Совета СССР в 1958г., утвердившая Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. «Основы» закрепили ослабления централизации в законотворчестве и заложили фундамент разработки уголовных кодексов в каждой из союзных республик, так как прежде многие субъекты Союза ССР следовали статьями УК РСФСР. Были приняты законы об отмене лишения избирательных прав по суду, об уголовной ответственности за воинские преступления и другие законодательные акты. Из перечня наказаний исключались «объявление врагом народа» и временное удаление за предел СССР. В соответствии с УК РСФСР 1690г. количество статей об ответственности за политические преступления снизилось с 17 до 10, в том числе « расстрельных » статей - с 12 до 7. Максимальный срок лишения свободы сократился с 25 до 15 лет с последующей 5-летней ссылкой. Отменялась смертная казнь для лиц до 16 лет, вводились исключительные меры принудительного воспитательного воздействия в отношении подростков до 14 лет, устанавливался особый список правонарушений 14-16-летних, за которые они могли подвергнуться уголовному наказанию - заключению в специальные колонии. Трудовые коллективы и общественные организации получили право ходатайствовать об условном  осуждении и передаче правонарушителя на перевоспитание. Правила рассмотрения производственных конфликтов 1928г. заменялись положением о трудовых спорах 1957г

   Законодательная реформа переплеталась с преобразованием в социальной сфере. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемых работников, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сократился до 6-7 часов, подросткам устанавливался 6-часовой рабочий день. В предпраздничные и праздничные дни продолжительность рабочей смены сокращалась. Рабочая неделя уменьшалась на 2 часа. Было отменено уголовное преследование за аборты. С 1958г. казна перестала брать с одиноких женщин за бездетность. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. В мае 1960г. принимается закон об отмене с 1 октября 1962г. всех налогов с зарплаты рабочих, служащих, однако накануне его введения в действие, в связи с дополнительными расходами бюджета по обеспечению населения продовольствием, товарами широкого спроса и укреплению обороноспособности, сроки освобождения от налогов были перенесены впредь «до особого распоряжения».  
 
 

  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  ПРОГРЕСС
     Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. 
Первые космические успехи явились результатом деятельности блестящей группы учёных, возглавляемых академиком Королевым. Он и предложил опередить американцев в запуске спутника. Хрущёв горячо поддержал его. В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. Первые временные неудачи аналогичных экспериментов в США усилили впечатление превосходства советской науки. В 1961г. в космос шагнул человек, первый человек планеты -Юрий Гагарин.   

   Советский Союз отныне владел не только ядерным оружием, но и межконтинентальными ракетами, способными доставить его в заданную точку мира. Началось освоение человеком околоземного пространства с помощью искусственных   спутников. С этого момента США утратили неуязвимость из-за океана. Если раньше в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появилась вторая, более слабая, но имеющая достаточный вес для определения всей мировой политики. На американцев, недооценивших возможности своего «противника», это произвело шоковое впечатление. С Советским Союзом США отныне пришлось считаться и считаться серьёзно. Однако покорение космоса потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далёком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества. 
    Развитие получили в середине 50-х – начале 60-х годов средства массовой информации. Радиовещание охватило всю страну. В 1958г. в стране действовало уже 53 телецентра, а число телевизоров достигло 3 млн., тогда как еще в 1953г. телецентров в стране было лишь три,  а число телевизоров едва превышало 200 тыс. Расширилась металлургическая база СССР, существенно возросла мощность электростанций. Был построен ряд крупнейших предприятий в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Наиболее быстро развивалось машиностроение. Увеличилась протяженность железных дорог, росла их пропускная способность, с 1957 г. было прекращено производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую тягу. 
     Безусловно, это были крупные события. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости строжайшего соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах. Не узнал советский народ и об аварии в г. Кыштым близ Челябинска, в результате которой произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей сотни людей облучились, свыше 10 000 сельских жителей были отселены из радиоактивной зоны, хотя сельские жители продолжали там жить ещё долгие десятилетия. 

  МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА. 
     Прогрессивные изменения в первой половине правления Хрущева происходили и во внешней политике. В мае 1953г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией, а в 1955г. Хрущев и Булганин во время визита в Белград принесли югославскому руководству официальные извинения и  договорились о полной нормализации партийных и межгосударственных отношений. В 1955г. по договоренности между СССР и США были выведены советские и американские войска из Австрии, которая благодаря этому избежала раскола по германскому образцу на два государства и стала нейтральной. В 1956г. с Японией была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений.  
Большое влияние оказала на международные отношения "холодная война". После окончания Второй мировой войны доверие друг другу союзников по антигитлеровской коалиции стало неумолимо таять. Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х  годов стал корейский конфликт. Он показал, как легко «холодная война может перерасти в вооружённое столкновение. Новое руководство нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму внешней политики. Оно предприняло ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран. Советское правительство постоянно предлагало развивать торговые отношения. Это приветствовали страны Западной Европы, которые начали нести убытки от длительного эмбарго объявленного США. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов аккредитованных в Москве. Наша печать начала писать не только о том, что плохого произошло в других странах, но и о том полезном, что можно там найти. 
Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий  между Востоком и Западом явился "карибский кризис" (1962 г), вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США. У СССР была и другая, более важная цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Хотя Н.С.Хрущев неоднократно заявлял на весь мир, что мы делаем «ракеты, как сосиски», реальное положение было иное. По данным министерства обороны США в тот период превосходили СССР по количеству стратегических ядерных боеголовок в 17 раз.1 Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов. 
Ещё одной проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно США было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз, к удивлению США, достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое налагало на нашу экономику непосильное бремя и не позволяло повысить жизненный уровень советских людей, и он оставался по-прежнему низким. 
СССР выдвинуло много предложений о разоружении. Так Н.С. Хрущёв в сентябре 1959г. выступил на ассамблее ООН с программой «всеобщего и полного разоружения» всех стран. С виду она была эффективна, но с точки зрения её реализации – не реальна. Советскому Союзу не доверяли не США, не их союзники. Поэтому в марте 1958г. СССР по собственной инициативе приостановил в одностороннем порядке испытания ядерного оружия. Также с 1958г. СССР уменьшил численность своей армии, которая за годы «холодной войны» выросла до 5,8 млн. человек. Численность армии была доведена до 3,6 млн. человек. Через два года Хрущёв добился разрешения сократить Вооружённые силы до 2,5 млн. человек, однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены. Главную ставку в строительстве Советской Армии Хрущёв делал на развитие Ракетных войск стратегического назначения, пренебрегая развитием других родов войск, чем нанёс значительный урон Вооружённым силам СССР.  
После  "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  В 1964 году завершилась политическая деятельность Н.С. Хрущёва, в течение десяти лет  возглавлявшего Советский Союз. Его  десятилетие реформ было очень трудным  временем. Космос и целина, кукуруза и «хрущёвки», ядерная энергия и дисиденство, пограничные конфликты с Китаем и гонения на художников-абстракционистов, всё это произошло за это десятилетие.

  В целом, заслуги Н.С.Хрущёва можно было бы перечислять долго. Здесь названы только важнейшие. Однако характеристика хрущёвского десятилетия была бы незавершённой, если бы не был проведён анализ просчётов, допущенных лично Н.С.Хрущёвым. 
Значительная часть просчётов была обусловлена сложнейшим его окружением и чертами его характера. Управление делами Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была сталинская группировка. Выдвигая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Хрущёв часто терпел поражения. Это создавало впечатление «рывков» и отнюдь не создавало ему авторитет. Причиной тому был импульсивный характер Н.С. Хрущёва. Ему не чужд был и волюнтаризм. Особенно подводило его отсутствие экономических знаний и желание в кратчайшие сроки решать глобальные задачи, хотя условия к тому времени объективно ещё не созрели. 
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. 
Главная причина поражения реформ  - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу  - командно – административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой. 
И все-таки, несмотря на ошибки и просчёты Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для страны необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями современности. Никита Сергеевич спешил – хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался. 
Никита Сергеевич Хрущёв умер в 1971 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле установлен оригинальный памятник, выполненный ныне знаменитым Эрнстом Неизвестным, который, в своё время, так и не нашёл взаимопонимания с Хрущёвым и был вынужден эмигрировать за границу. Между двумя колоннами, белой – символизирующей добрые дела и чёрной, как между двумя полюсами  находится небольшой бюст Н.С. Хрущёва, оставившего значительный след в истории Советского Союза. 

Список  используемой литературы.

 
1. Боффо Д. История Советского Союза – Т.2.,М. 1990 .

2. Дмитренко В.П. История России XX век.- М., АСТ 1998.  
 
3. Поцелуев В.А. История России ХХ столетия – М.:1997

4. Боффо Д. История Советского Союза – М., 1990г.

 
5. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России XX век. Учебное                пособие. М.-1998.

 
7. Дмитренко В.П. История России XX век .- М., АСТ 1998. С. 525-526

 
8. Пятецкий Л.М. История России XX век.-М.,1995. С.275 (Из выступления Н.С.Хрущева на XXII съезде КПСС в1961 году.)

Информация о работе Реформы Хрущева