Реформы в области государства и права в период правления императора Александра 2. Судебная реформа 1864 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

В 1861 году Александр II учредил при Государственной канцелярии особое совещание для разработки главных начал преобразования судебной части. Этому совещанию было велено ознакомиться с устройством судебного дела в других государствах и дать предложения по улучшению Российской судебной части. Осенью 1862 года были обнародованы главнейшие начала предпринимаемого преобразования суда, а 20 ноября 1864 года Александр II утвердил новые «Судебные уставы» не уступающие по своим достоинствам законам, действующим в развитых европейских государствах.

Содержание

Реформы в области государства и права в период правления императора Александра 2.
Судебная реформа 1864г. 2-4 стр.
Земская реформа 1864г. 5-6 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

история государства и права.docx

— 23.36 Кб (Скачать файл)

                                               Содержание.

Реформы в области государства  и права в период правления  императора Александра 2.

  1. Судебная реформа 1864г.                                                                        2-4 стр. 
  2. Земская реформа 1864г.                                                                           5-6 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.

Судебная реформа 1864г.

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Судебная часть имела крупные  недостатки – суд был негласный, дела вершились путем переписки, расследование производилось не всегда умело, а иногда и не беспристрастно. Дела тянулись долго и судебная волокита была большой тягостью для населения.

 

В 1861 году Александр II учредил при  Государственной канцелярии особое совещание для разработки главных  начал преобразования судебной части. Этому совещанию было велено ознакомиться с устройством судебного дела в других государствах и дать предложения  по улучшению Российской судебной части. Осенью 1862 года были обнародованы главнейшие начала предпринимаемого преобразования суда, а 20 ноября 1864 года Александр II утвердил новые «Судебные уставы» не уступающие по своим достоинствам законам, действующим в развитых европейских государствах.

 

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

 

· страна разделяется на 108 судебных округов.

 

· суд делается независимым, устным и гласным;

 

· власть судебная отделяется от обвинительной  и принадлежит судам без всякого  участия административной власти;

 

· основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

 

· присяжные заседатели, участвующие  в судебном процессе устанавливали  лишь виновность или невиновность подсудимого, меру наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с  участием присяжных заседателей  считались окончательными, в противном  случае - могли быть обжалованы в  судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие  присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного  порядка судопроизводства.

· дело по существу может разбираться  не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые  и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и  гражданские дела, ущерб по которым  не превышал 500 рублей. Мировые судьи  избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли  быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские  иски и уголовные (с участием присяжных  заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали  апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и  государственных дел. Сенат был  высшей судебной инстанцией и мог  отменять решения судов, поданные на кассацию.

· по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные  с лишениями всех или некоторых  прав и преимуществ состояния, определение  виновности предоставляется присяжным  заседателям, избираемым из местных  обывателей всех сословий;

· устраняется канцелярская тайна;

· и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются  при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением  особых советов, составляемых из той  же корпорации.

· председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные  поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а  мировые судьи - Сенатом. После этого  они не могли быть уволены или  устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об из отстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них  в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью  освобождались женщины. Но сохранялись  розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных  и штрафных солдат.

Эта глубоко продуманная реформа  имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной  и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2.

Земская реформа 1864г.

      После крестьянского  «Положения» в ряду административных  реформ  одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских  и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

      Согласно положению вводились бессословные  выборные  органы  местного самоуправления – земства. Они  избирались  всеми  сословиями  на  трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных  и  губернских  земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских  управ).  Выборы  в земские  распорядительные  органы   –   собрания   гласных   (депутатов)   – проводились  на  основе  имущественного  ценза,  по  куриям.  Первая   курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости,  стоимостью  от  15  000  рублей.  Вторая  курия   (городская) объединяла собственников  городских  промышленных  и  торговых  заведений  с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев  недвижимости  не  менее чем на 2 000 рублей. Выборы  же  по  третьей  курии  (сельских  крестьянских обществ) были  многостепенными.  Земские  собрания  избирали  исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

    Земства были лишены  каких-либо политических  функций,  их  деятельность ограничивалась,  в  основном,   решением   местных   вопросов.   Они   несли ответственность   за   народное   образование,  за  народное  здоровье,   за своевременные поставки продовольствия, за качество  дорог,  за  страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

    Все это требовало  больших  средств,  поэтому   земствам  было  позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать  земские капиталы. При своем полном  развитии   земская   деятельность  должна   была охватить  все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления  не только  сделали  его  всесословным, но и  расширили  круг   его  полномочий.

Самоуправление получило столь  широкое  распространение,  что  многими  было понято, как переход к  представительному   образу   правления,  поэтому   со стороны   правительства   вскоре   стало   заметно    стремление    удержать деятельность земств на  местном  уровне, и  не   позволять   общаться  между собой земским корпорациям.

    В конце 70-х годов  земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

 

                                                                                  


Информация о работе Реформы в области государства и права в период правления императора Александра 2. Судебная реформа 1864 г