Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:55, реферат
Эпоха Петра I (1672 - 1725), личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата и работника пользуются неизменным вниманием как отечественных, так и зарубежных исследователей. В исторической науке существует множество разных, порой противоречивых точек зрения на историю петровских преобразований, на личность самого реформатора и результаты его деятельности. Одни историки определяли реформы Петра как революцию, полный разрыв со старомосковским обществом. Другие говорили о преемственности между традиционным прошлым и петровским временем. Эта точка зрения преобладает в исторической науке на сегодняшний день.
Введение 3
Глава I. Государственно – административные реформы Петра I 5
1.1. Состояние системы управления в конце XVII в. и причины реформ 5
1.2. Преобразование центральных органов государственного управления 10
1.3. Реформа местного управления и самоуправления 3
Глава II. Особенности процесса формирования государственной службы при Петре I 7
2.1. Органы власти и управления в России в первой четверти XVIII века 7
2.2. Принципы организации государственной службы: табель о рангах 12
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Реформы госслужбы при Петре 1
Содержание
Государство, организуя и формируя свою государственную службу, использует в этих целях прежде всего закон, право. Законодательство о службе - непременное условие и правовая основа всей ее организации и деятельности. Характерным для развития законодательства о службе многих государств является наличие законодательных актов двоякого рода: акты, регулирующие только отношения по службе и всецело отводимые для этой цели. Это, как правило, законы (декреты, указы и др.) о государственной службе; другую группу составляят акты по иным вопросам государственной деятельности, в которых регулирование отношений по службе проводится частично, в связи с основным вопросом, например, положения о министерствах и других органах государства, законы о судебной системе, о прокуратуре и т.д., в которых кадровые вопросы решаются в своей основе, с последующей детализацией в специальных правовых актах.
Вышесказанное характерно и для развития законодательства о службе Российского государства. Актуальность рассматриваемой темы определена тем, что принципиальное упорядочение отношений в сфере государственной службы обычно связывают с реформами Петра I.
Эпоха Петра I (1672 - 1725), личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата и работника пользуются неизменным вниманием как отечественных, так и зарубежных исследователей. В исторической науке существует множество разных, порой противоречивых точек зрения на историю петровских преобразований, на личность самого реформатора и результаты его деятельности. Одни историки определяли реформы Петра как революцию, полный разрыв со старомосковским обществом. Другие говорили о преемственности между традиционным прошлым и петровским временем. Эта точка зрения преобладает в исторической науке на сегодняшний день.
Преобразования Петра I коснулись всех областей государственного управления. Они были подготовлены всем ходом развития страны в предшествующем столетии. Изменения в структуре государственного аппарата наметились еще в XVII в. Предпосылки дальнейшей централизации управления первой четверти XVIII в. состояли в следующем. [14, с. 113]
1. В XVII в. уменьшилась экономическая разобщенность отдельных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и других отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства. На этой основе стал складываться всероссийский рынок, росли торговля и промышленность, купечество. Однако Россия отставала от стран Запада, поэтому Петр I и стал проводить политику, направленную на подъем экономики, - такая экономическая политика получила название меркантилизма и протекционизма.
2.Московское государство восприняло некоторые черты административного управления, используемого татаро-монголами: порядок налогообложения (Петр I перешел от подворного к подушному налогообложению, формированию ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства). Деспотическое влияние монголо-татар на государственное управление проявилось в смене вассалитета Древней Руси подданством. Остатки вассалитета, при котором не ущемлялась личная свобода вассала, находившегося под покровительством сеньора, постепенно исчезли в XV—XVI вв. К XVI в. на Руси утверждается господство отношений типа «государь—холоп» в самой жесткой и уничижительной форме (т.е. договорные отношения вассалитета сменились отношениями подданства). [4, с. 208]
3. В XVII в. государственная собственность на землю сохранялась в Новгородской земле. В Замосковном крае преобладала вотчина (частная
В XVI — начале XVIII в. органами центрального управления оставались приказы, которые бюрократизировались. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа:[11, с. 312]
I. 1699 г. — начало XVIII в., когда ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учреждений). В связи с потребностями Северной войны возникло несколько новых приказов (Артиллерии, Провиантский, Адмиралтейский, Рукопашных дел, Преображенский и др.).
II. Реформа 1718—1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий (таблица). Преобразование началось с Указа Петра от 11 декабря 1717 г. «О выбирании советников и асессоров».
Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администраций и др.). Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным, нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.
Таким образом, в первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
Хронологические рамки государственно – административных реформ Петра I представлены на рис 3. [11, с. 315]
Годы правления Петра I отличаются постоянными попытками вызвать к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60). Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.
Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская — позднее С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская — позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м — 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах. [10, с. 287]
Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8—12 советников), который должен был избираться местным дворянством. Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором (последний подбирал нужных себе людей). Окружение губернатора ландратским советом не давало никакой пользы для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом.
С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, ибо первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45
Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования провоевал 28 лет. Петр был убежден, что армия — наиболее совершенная общественная структура, достойная модель всего общества. Военная дисциплина — тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно воспитать в людях уважение к порядку, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Внедрение в гражданскую сферу военных принципов проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.
В 1716 г. основной военный закон— воинский устав— по прямому указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Это вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные за преступления против присяги — ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.[1, с. 215]
Весьма своеобразно складывались отношения Петра с церковью. Некоторые поступки царя заставляли людей сомневаться в истинности его веры, побуждали современников видеть в нем атеиста и даже антихриста.
Однако, по сохранившимся документам той эпохи можно со всей определенностью утверждать, что Петр был религиозен, но слишком рационален, и это обстоятельство значительно сближало его с протестантизмом. В его церковной политике самым главным было стремление подчинить церковь власти государства.
Подготовка закона «Табели о рангах» стала естественным продолжением реформ Петра I. В армии и государственном аппарате резко возросло количество должностей. Необходимо было выстраивать четкую иерархию. В Европе, в частности, в Дании и Пруссии, уже существовали подобные акты, и новая «Табель о рангах» готовилась на их основе.
В основе причин издания
«Табели о рангах» лежали потребности социально-политического
характера. С одной стороны, повлияло
усложнение социальной структуры общества,
в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв.
потребовалось выделение государственной слу
Петр I лично проработал и четырежды отредактировал подготовленный А.И. Остерманом проект, который затем направил для обсуждения в Сенате,
В заключение работы подведем итоги.
Говоря о преобразованиях системы управления в петровскую эпоху, стоит отметить, что они, с одной стороны, диктовались войной, а с другой стороны, продолжали и развивали тенденцию к централизации управления, проявившуюся в России уже в XVII в. (прекращение Земских соборов, рост приказной системы, передача власти на местах в руки назначенных из центра воевод, формирование «полков нового строя», подчинение церкви светской власти и т.д.).
Петровские реформы системы государственного
управления способствовали окончательному
установлению абсолютизма в России. Государственный
аппарат значительно усилился и стал профессиональным.
Произошла бюрократизация управления.
Церковь превратилась в государственное
учреждение. В петровском «регулярном»
государстве человек был ценен не сам
по себе, а лишь как часть государственного
механизма. Таким образом, возникновение
профессиональной государственн
Можно говорить о том, что именно с этого времени появилась «профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов» - как это и закреплено в современном российском законодательстве. С конца XVIII в. - начала петровского правления - организационные преобразования центрального и местного государственного аппарата неизменно корреспондировали с бюрократическо-кадровым обеспечением их деятельности - совершенствованием системы государственной службы.
Создание Правительствующего Сената (1711 г.) и коллегий (1717 г.), заменивших Приказы, выстраивало новую систему центральных