Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 01:01, реферат
По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император, в его руках была сосредоточена законодательная и распорядительная власть. Император управлял страной при помощи огромной армии чиновников. По закону они были исполнителями воли царя, но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же претворяло их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином, как в центральных органах управления, так и в местных (губернских и уездных). Государственный строй Росси по своей форме был самодержавно-бюрократическим. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения. Ситуация стала постепенно меняться с приходом к власти нового правителя.
Введение
Глава I. Россия в начале XIX века. Начало либеральных реформ
1. Восшествие на престол Александра I.
2. Деятельность М.М. Сперанского. Этапы либеральных реформ (1807-1812 гг.). Завершающий этап правления Александра I
Глава II. Николай I (1825–1855 гг.). Реформы и контрреформы.
1. Систематизация законодательства. М.М. Сперанский
2. Егор Францевич Канкрин и денежная реформа.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Несмотря на все возражения, проект реформы Сената большинством голосов был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного совета. Однако утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть претворенным в жизнь. Приближалась война с Наполеоном, кроме того, казна была пуста. Император решил не начинать преобразование Сената до более благоприятных времен.
Завершающий этап правления Александра 1
В середине июля 1825 г. Александр получил достоверные сведения о том, что против него зреет заговор в войсках, расквартированных на юге России. По личному указанию Александра I был разработан план выявления членов и руководителей тайной организации. Возглавить это расследование было поручено Аракчееву. Известия о заговоре в войсках, расположенных на юге России, заставили Александра I отменить намеченный на осень 1825 г. смотр войск в Белой Церкви. 1 сентября 1825 г. Александр выехал на юг, намереваясь посетить там военные поселения, Крым и Кавказ (поездка предпринималась под предлогом поправления здоровья императрицы). 14 сентября царь был уже в Таганроге. Через 9 дней туда приехала Елизавета Алексеевна. 27 октября на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь царь сильно простудился. 5 ноября он возвратился в Таганрог уже тяжелобольным, о чем написал своей матери в Петербург. Лейб-медики констатировали лихорадку. 7 ноября болезнь императора обострилась. В Петербург и Варшаву были отправлены тревожные бюллетени о состоянии его здоровья. 9 ноября наступило временное облегчение. 10 ноября Александр отдал приказ арестовать выявленных членов тайной организации. Это было последнее распоряжение Александра: вскоре он окончательно слег. 14 ноября царь впал в беспамятство. Врачебный консилиум установил, что надежд на выздоровление нет. 19 ноября в 11 часов утра он скончался.
Глава II. Жизнь и правление Николая I.
Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796–1855 гг.) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Его время – апогей самодержавия в России.
В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 г. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание. Восставшие были расстреляны из пушек, и порядок в столице восстановлен.
Позднее, в начале января 1826 на юге России так же беспощадно было подавлено восстание Черниговского полка. Россия присягнула Николаю I.
Николай I понимал реформы как компромисс между прошлым и будущим, а не уничтожение первого во имя второго. Он не торопился с радикальными изменениями, полагая, что им должен предшествовать длительный подготовительный период. Поспешность в решении сложных проблем могла привести, но его мнению, к тяжелым социальным и политическим последствиям.
Сохранить целостность огромной и многонациональной империи, предохранить страну от разрушительных последствий революционных потрясений могла, по мнению Николая I, только абсолютная монархия. Самодержавие представлялось ему и наиболее удобным механизмом осуществления преобразований. Император находил государственную систему управления, сложившуюся при Александре I, неэффективной. Однако Николай I не отменил ни одного из нововведений Александра I, стремясь решить все проблемы путем централизации и жесткой регламентации работы государственных органов и всей общественной жизни.
При Николае I Государственный совет окончательно потерял свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, – Собственной его императорского величества канцелярией. Она превратилась в важное учреждение, осуществлявшее высшие контрольно-административные функции, вмешивалась во все сферы политической, общественной, духовной жизни страны, следила за управлением провинциями.
Особой своей задачей Николай считал укрепление полицейского аппарата. Деятельность Министерства внутренних дел его не удовлетворяла. Поэтому в 1826 г. было создано III отделение Собственной его императорского величества канцелярии, призванное осуществлять политический сыск и надзор под личным руководством императора. Во главе отделения был поставлен А.Х. Бенкендорф. В 1827 г. III отделению был придан созданный в этом году корпус жандармов, а страна поделена на жандармские округа. III отделение было немногочисленным, но имело широкую агентурную сеть, с помощью которой ведало сбором информации о настроениях в обществе, следило за подозрительными людьми, занималось перлюстрацией писем, руководило цензурой. Фактически была создана эффективная политическая система, позволившая на длительный период затормозить развитие революционного движения и одновременно направленная на подавление любого инакомыслия.
Другой мерой борьбы с либерализмом стало ужесточение цензуры. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, названный современниками чугунным. Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего «чугунного» предшественника. Тем не менее, мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся. Устав включал в себя 230 запретительных статей. Закрывались журналы либерального направления: «Московский телеграф», «Телескоп» Ии многие другие. Писателей, публицистов, посмевших высказать в печати взгляды, не совпадавшие с официальными, подвергали репрессиям (ссылка М.Е. Салтыкова-Щедрина, арест И.С. Тургенева). Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления или православной религии. Запрещались естественно-научные и философские книги, противоречившие православному нравоучению.
Николай I твердо верил в необходимость следования букве существующих законов для процветания страны. В связи с этим была проведена кодификация права (упорядочение). Кодификация была направлена на достижение единообразия делопроизводства, преследовала цель устранить любую «самодеятельность». Эта работа была возложена на II отделение Собственной его императорского величества канцелярии и велась под руководством возвращенного из ссылки М.М. Сперанского. В 1830–1832 гг. было осуществлено издание 45 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода действующих российских законов.
Осуществляемая Николаем I идея сверхцентрализации на практике обернулась разрывом связи между властью и реальной жизнью и привела в итоге к кризису власти.
Педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.
В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником «своеволия и вольнодумства». Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности.
Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималось, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.
1. Систематизация законодательства. М.М. Сперанский
Работы по систематизации законодательства были поручены возвратившемуся к активной государственной деятельности Сперанскому.
Он был возвращен из ссылки еще Александром I. Николай, прежде чем приблизить его к себе, подверг тяжелому испытанию: включил в состав Верховного уголовного суда над декабристами; более того, поручил составить приговор. С крайне неприятным чувством и не без внутренней борьбы Сперанский выполнил это поручение. Именно он, с его умением все систематизировать, разбил подсудимых на «разряды» по степени их вины, так что «высшая группа» из пяти человек был осуждена на Казань. После этого ему было доверено действительно важное государственное дело – составление нового Свода законов.
Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов и указов, которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Разобраться в них мог только очень опытный юрист. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность властей, создавало почву для злоупотребления чиновников.
Сперанский, давно оставивший мечты о конституции, теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Поэтому он с великой охотой взялся за порученное ему дело. Групп специалистов под его руководством выявила в архивах и расположила в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи» (51 том). К концу 1832 г. закончилось подготовка всех 15 томов «Свода законов российской империи». В первый том были включены важнейшие государственные законы. 19 января 1835 г. «Свод законов» был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. С 1835 г. этот «Свод» вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. Однако сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Верховные инстанции утонули в море бумаг и потеряли контроль за ходом дел на местах, а это вело к волоките и злоупотреблениям.
Важнейшим Николай I считал вопрос о крепостном праве. В начале правления его постоянно занимала мысль об освобождении крестьян, он соглашался с тем, что крепостное право есть зло. Но затем он пришел к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом еще большим. В 1827 г. был издан закон, по которому, если в дворянском имении за крестьянином числилось меньше 4,5 десятины на душу, то такой крестьянин или переходил в казенное управление, или в свободное городское состояние. В 1841 г. крестьянская семья была признана неразрывным юридическим составом, и крестьян было запрещено продавать отдельно от семьи. В 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, который позволял помещику отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю во временное пользование в ответ на определенные повинности или оброк. В 1848 г. был издан закон, предоставлявший крестьянам право с согласия помещика приобретать недвижимую собственность.
Значительно больше было сделано для государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 г. по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами. В 1837 г. для управления крепостными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. Руководство этим министерством Николай I доверил своему сподвижнику графу П.Н. Киселева. Под его руководством и была проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей. Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины. Малоземельным государственным крестьянам было передано 2 млн. 300 тыс. десятин свободной земли; 500 тыс. дес. земли было передано крестьянам, вообще не имевшим земли; 170 тыс. крестьян были переселены в районы, обладавшие излишками земли; образованным сельским общинам было передано 3 млн. дес. леса. Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Министерство создавало семенной фонд и продовольственные склады в деревнях на случай неурожая. Так, правительство практиковало посадку картофеля и сразу же убирало картофель в склады. Посадку картофеля крестьяне расценили как увеличение казенной запашки. По стране прокатились «картофельные бунты». Для государственных крестьян были созданы свыше тысячи сельских кредитных обществ и сберегательных касс; для крестьян было построено 98 тыс. кирпичных домов. Было много сделано для охраны здоровья крестьян и образования. В 1838 г. в общинах крестьян было 60 школ с 1.800 учащимися, а в 1866 в них имелось уже 2.550 школ, в которых училось 110 тыс. детей. Государственные крестьяне были освобождены от починки дорог. Затем крестьян стали переводить на оброчное состояние.
В 1844 по 1847 гг. в Киевском генерал-губернаторстве (9 западных губерний) была проведена инвентарная реформа. Земля здесь после вхождения в 1815 г. в состав России принадлежала польским дворянам-католикам, оппозиционным России. Они притесняли своих крестьян – украинцев, белорусов, русских. Николай I стал проводить политику защиты православного населения на этих территориях. Здесь были проведены инвентари – опись помещичьих имений. В соответствии с размерами помещичьих имений устанавливались четкие нормы барщины и оброка, которые владелец именья не имел права превышать.
2. Егор Францевич Канкрин и денежная реформа.
Незадолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина. Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики крепостной России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары. Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.
Информация о работе Реформы и контреформы в России первой половины 19 века: Александр I, Николай I