Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:12, контрольная работа
Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права. Основные причины отмены крепостного права:
Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;
Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;
Заборьева Ирина, соц.работа гр.15121
Контрольная работа на тему: «Реформы и контрреформы в конце XIX в.»
Отмена крепостного права в России
Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права. Основные причины отмены крепостного права:
Первые шаги в решении
вопроса об отмене крепостного права
попытался сделать еще Александ
Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия». Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.
Реформы 1860-70х гг.
Земская реформа. В реорганизации системы государственного
управления одним из первых шагов стала
земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено
"Положение о губернских и уездных земских
учреждениях". Новыми органами местного
самоуправления в губерниях и уездах стали
всесословные выборные учреждения - земства.
Выборы в земские распорядительные органы
- собрания гласных (депутатов) - проводились
на основе имущественного ценза, по куриям.
Первая курия - землевладельческая - состояла
из владельцев земли от 200 до 800 десятин
или недвижимости стоимостью от 15 тыс.
руб. Вторая курия - городская - объединяла
собственников городских промышленных
и торговых заведений с годовым оборотом
не менее 6 тыс. руб. и владельцев недвижимости
не менее чем на 2 тыс. руб. Выборы по третьей
курии - сельских крестьянских обществ
- были многостепенными. Земства избирались
на три года. Председателем земского собрания
по должности являлся предводитель дворянства.
Земские собрания избирали исполнительные
органы - земские управы - в составе председателя
и нескольких членов. Собрания гласных
проходили раз в год. В их компетенцию
входило распределение государственных
и утверждение местных налогов, местное
хозяйство, медицина, образование. В конце
70-х годов земства были введены в 35 из 59
российских губерний. В 1865-1867 гг. дворяне
составляли 46,7% гласных, крестьяне - 34,3%,
купцы - 10,2, духовенство - 6,1, представители
других сословий - 2,7%. Главной проблемой
земств, помимо ограниченности компетенции,
было скудное финансирование их деятельности,
осуществлявшееся за счет местных налогов.
Работа в земствах способствовала формированию
гражданского сознания, развитию российской
интеллигенции. Служащие земств и часть
дворянства составили земское движение,
главным требованием которого было создание
центрального земского учреждения. Правительство,
стремясь избежать возникновения оппозиции,
не допускало контактов между земствами
разных губерний. Губернаторам поручалась
цензура земских докладов. Постановление
зем-ского собрания могло быть отменено
губернатором или министром внутренних
дел. Городская реформа. Подготовка
к городской реформе началась в 1861 г. Проект,
представленный в 1864 г., долго обсуждался
и переделывался. Правительство опасалось
превращения городских дум в политическую
трибуну. "Городовое положение" было
утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались
бессословная городская дума (распорядительный
орган) и городская управа (исполнительный
орган) под председательством городского
головы. Выборы в городскую думу проводились
по трем избирательным собраниям на основе
имущественного ценза. В первое избирательное
собрание входили крупные налогоплательщики,
вносившие треть городских налогов, во
вторую - более мелкие, уплачивавшие другую
треть налогов. В компетенцию городского
управления входило благоустройство,
развитии торговли, устройство больниц,
школ, городское налогообложение.
В 1892 г. самоуправление было введено в
621 городе из 707. Судебная реформа. Одной
из самых радикальных реформ 60-х годов
стала судебная. В 1864 г. был обнародован
указ о судебной реформе. Она вводила общие
судебные правила для лиц всех сословий,
с общим порядком судопроизводства. Вводились
новые принципы - суд присяжных, гласность
и состязательность судопроизводства,
равная ответственность всех перед судом,
независимость суда от администрации.
Вводились два типа судов - мировые и общие.
Мировые суды в лице мирового судьи рассматривали
уголовные и гражданские дела, ущерб по
которым не превышал 500 руб. Мировые судьи
избирались уездными земскими собраниями,
утверждались Сенатом и могли быть уволены
только по собственному желанию или по
суду. Общий суд состоял из трех инстанций:
окружной суд, судебная палата, Сенат.
Окружные суды рассматривали серьезные
гражданские и уголовные (с участием присяжных
заседателей) дела. Сенат был высшей судебной
инстанцией. Военная реформа. С отменой
крепостного права стало необходимым
реформировать армию. Инициатором и руководителем
военной реформы был генерал Д.А. Милютин,
возглавлявший военное министерство с
1861 по 1881 г. Реформы осуществлялись в течение
12 лет. В 1857 г. была ликвидирована система
военных поселений. Срок службы нижних
чинов сократился с 25 до 10 лет. В 1862 г. началась
реформа военного управления. Для оперативного
руководства войсками страна была разделена
на 15 военных округов. Были реорганизованы
военное министерство и Главный штаб.
За три года - с 1864 по 1867 г.- численность
армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742
тыс. при сохранении военного потенциала.
Подготовка реформ на флоте началась еще
до Крымской войны. Глава морского ведомства
великий князь Константин Николаевич
и его соратники разработали ряд проектов,
по которым в 60-е годы было реорганизовано
управление флотом и военно-морскими учебными
заведениями. В 1865 г. началась военно-судебная
реформа на принципах гласности и состязательности
судебного процесса. В 60-е годы по настоянию
военного министерства были построены
железные дороги к западным и южным границам
России, а в 1870 г. появились железнодорожные
войска.
В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему комплектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет.
Контрреформы Александра III.
Чтобы завершить картину
запретительных мер, учрежденных правительством
Александра III, следует упомянуть
о мероприятиях, входивших в категорию
так называемых "контрреформ",
целью которых, по общему признанию,
было выхолостить великие реформы
Александра II. Среди них были ограничение
полномочий земств, упразднение мировых
судей и назначение "земских
начальников" - местных чиновников
с большой дискреционной
Таким образом, в начале 1880-х гг. в царской
России наличествовали все элементы полицейского
государства. Их можно, суммировать следующим
образом:
1. Политика была объявлена вотчиной правительства
и его высокопоставленных чиновников;
вмешательство в нее со стороны неуполномоченных
на то лиц, то есть всех частных граждан,
являлось преступлением и наказывалось
в соответствии с законом;
2. Надзор за соблюдением этого принципа
был поручен Департаменту Полиции и Жандармскому
корпусу, который занимался исключительно
антиправительственными преступлениями;
3. Эти органы государственной безопасности
имели власть:
а. обыскивать, задерживать, допрашивать,
заключать в тюрьму и ссылать лиц, виновных
в политической деятельности или подозреваемых
в оной;
б. отказывать в выдаче гражданам свидетельств
о благонадежности, без которых те были
лишены права заниматься многими видами
деятельности, включая посещение высших
учебных заведений и службу в общественных
и казенных учреждениях;
в. надзирать за всеми видами культурной
деятельности граждан и утверждать уставы
общественных организаций;
4. Исполняя свои обязанности, Департамент
Полиции и Жандармский корпус не подлежали
надзору со стороны юридических органов;
они также были изъяты из юрисдикции гражданской
администрации, на территории которой
они функционировали;
5. Используя имевшиеся в его распоряжении
средства, такие как гласный надзор, сибирская
ссылка и каторжные работы, аппарат политической
полиции мог частично или полностью изолировать
инакомыслящих от остального общества;
6. Никакая литература не могла быть напечатана
в России или проникнуть в нее без разрешения
цензора;
7. Министр Внутренних Дел имел полномочия
объявить любой район империи в состоянии
Усиленной Охраны, когда временно отменялись
нормальные законы и учреждения и все
население начинало жить на чрезвычайном
положении; точно так же высшие губернские
чиновники получили власть с разрешения
Министра предавать инакомыслящих военно-полевому
суду.
Но это еще не все. В первые годы двадцатого
столетия царское правительство провело
ряд пробных мероприятий, шагнувших за
пределы полицейского режима и вступивших
в еще более зловещее царство тоталитаризма.
При полицейском режиме политическая
деятельность поставлена вне закона, и
органы безопасности наделяются практически
неограниченными полномочиями для надзора
за исполнением этого запрета. Такая система
по сути своей оборонительна; она создается
для отражения враждебных поползновений.
Тоталитаризм отличается более конструктивным
подходом; включая в себя все элементы
полицейского государства, он идет дальше
них, стараясь преобразовать общество
таким образом, чтобы все общественные
институты и проявления общественной
жизни, даже не имеющие политического
звучания, попали под контроль бюрократии
или, точнее, аппарата государственной
безопасности. Во всем усматривается политический
смысл, и все ставится под контроль.
Итоги развития России в конце XIX в.
К середине ХIХ века явственно
проявилось отставание России от передовых
капиталистических государств в
экономической и социально-
В
конце 19 века Россия была государством
с феодально-крепостнической
Стали усиливаться социальные конфликты, начались крестьянские восстания и выступления. В стране усиливалось настроение в пользу реформ. Государство всегда играет одну из главных ролей в реформе страны. Александр II это понимал и к моменту своего вступления на престол был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне понимал необходимость перемен. Александр II, осознававший необходимость в отмене крепостного права, поступил неординарно и создал вневедомственный орган – Редакционные комиссии, вместо ранее практиковавшихся ведомственных комитетов. Итоги работы этих комиссий отразились в манифесте царя 1861 года, объявившем отмену крепостного права в России. Манифест стал толчком для дальнейшего развития государства, он был компромиссом между крестьянами, помещиками и властью. Далее последовали другие реформы: Земская и городская реформа, Судебная реформа, Военные реформы. Все-таки эти реформы не могли круто изменить положение народа, но способствовали дальнейшему буржуазному развитию России. В первые годы после реформ начался экономический подъем, развивался рынок, стал формироваться новый класс – рабочие. Сельское население началось дробиться на сельскую буржуазию, бедняков и середняков. К концу второй половины 19 века 2% населения страны составили крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники и военные, 18% - зажиточные мелкие хозяйства, 29% - беднейшие мелкие хозяйства и 51% - пролетарий и полупролетарий. Численность рабочего класса с конца 19 до начала 20 века увеличилась в 3 раза, т.е. с 750 тыс. до 1800 тыс. человек. Изменения так же коснулись помещичьего хозяйства. Помещичьих хозяйств выделялось три типа: отработочное, капиталистическое и смешанное – с элементами капиталистического и отработочного хозяйства. Отработочная система – это полукрепостническая форма эксплуатации с низкой производительностью труда. Эта система обуславливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти к помещику и арендовать у него землю. Капиталистическая система подразумевала применение вольнонаемного труда крестьян-батраков, обрабатывающих землю помещика его инвентарем. Именно в этих хозяйствах шире внедрялось сельскохозяйственная техника, поэтому росли урожаи, и быстрыми темпами росла его товарность. Смешанная система, при которой использовался вольнонаемный труд и отработки, была распространена на Украине, Белоруссии и в некоторых русских губерниях. К концу 19 века капиталистическая система стала постепенно вытеснять отработочную систему. Крестьянское хозяйство развивалось еще медленнее, чем помещичье. Это было вызвано малоземельем, отсутствием денежных средств из-за выкупных платежей и налогов, неграмотностью и темнотой крестьян. Большинство их хозяйств балансировало на грани выживания. В неурожайные годы массовый голод охватывал всю русскую деревню. Лишь отдельные крестьяне смогли создать хозяйства, которые стали окупаться. В общем, сельское хозяйство развивалось медленно, и то за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Несмотря на все это, сельское хозяйство в России начало постепенно увеличивать темпы развития. Развитие капитализма в России имело ряд особенностей. Сохранилась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством. Еще одна особенность – это неравномерное развитие промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами, оставались совсем неосвоенные районы Сибирь и Средняя Азия. Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую роль играла легкая промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Здесь было занято свыше ½ промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность. Однако отечественное машиностроение было слабо развито. Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, богатые сырьевые ресурсы, и следовательно, возможность получения больших прибылей. Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, в основном железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение. Железные дороги строились с широким привлечением частного капитала. Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась под контролем государства. Наиболее интенсивно железные дороги развивались в Европейской части России. Одновременно с железнодорожным транспортом совершенствовался и водный. Паровые суда были сосредоточены в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось на Днепре, Дону, Оби и Енисее. Во второй половине 19 века завершилось формирование российского рынка. Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер. Главным товаром, который производили – это хлеб, более 50% которого шло на внутренний и внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железная руда, уголь, лес, нефть и так далее. Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. Попытки освоения азиатских рынков для массового сбыта российской промышленной продукции наталкивались на европейскую конкуренцию и остались малоэффективными. Основными внешнеторговыми партнерами России являлась Германия и Англия. Особое место занимал импорт хлопка, необходимого для развития текстильной промышленности. После реформ Александра II значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, который получил право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Особое значение имела денежная реформа С.Ю. Вите 1897 г. Одним из источников получения капитала было введение государственной монополии на винно-водочные изделия, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные. Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото. Последнее позволило привлечь в российскую экономику иностранный капитал, так как иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли. Успех проводимой Витте экономической политики обеспечивался тем, что инициатива частного предпринимательства удачно сочеталась с активным и эффективным участием государственных властных структур. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословия, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества: буржуазия и пролетариата. В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя. Таким образом экономико-социальный подъем России в конце 19 века был очень высок. За несколько десятков лет Россия прошла тот путь, который Европа прошла за сотни лет. Отмена крепостного права – самый важный толчок в развитии России. Отмена крепостного права толкнуло Россию на новую ступень развития капитализма – империализм.
Список литературы: