Реформы эпохи Мейдзи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Общественный строй эпохи Эдо можно считать состоящим из следующих слоев населения: кугэ (придворная знать), букэ (воины), чоонин (горожане) и фермеры. Придворная знать занимала самое высокое общественное положение, но мало имела и политического значения и экономического влияния. Воины же, напротив, владели весьма реальной силой и пользовались огромным влиянием в делах политических и в вопросах экономических. Опираясь на Бакуфу, свой центральный орган, двести семьдесят дайме, или феодальных вельмож, с их семьями разделили между собой всю страну на ленные поместья, или феоды, и управляли ими с помощью вассалов, или подчиненных. Под управлением этого военного класса находились горожане, занимавшиеся торговлей и ремеслами, и фермеры, возделывавшие землю. Таким образом, в Японии была введена и организована феодальная система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..7
1. Административные и социально-правовые реформы Мейдзи 1870-1880 гг.………………………………………………………………….7
2. Реформы государственного управления…………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………....12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………14

Вложенные файлы: 1 файл

реформы мейдзи.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

17 мая 1868 г. правительство было реорганизовано по специальному декрету о государственном переустройстве – Сейтасе. Сансеку упразднялось и главенствующим властным органом стал Государственный совет (дадзекан). Он считался высшим законодательным, правительственным и судебным учреждением империи. Состав его определялся императором из высших сановников и кугэ, верхушки самурайского чиновничества. Позднее в совете были созданы департаменты: по делам синтоисткой религии (В 1870 г. вышел указ императора Мэйдзи о провозглашении синтоизма великой религией и основой национального единства), финансов, военный, иностранный и юстиции. В 1871 году Государственный совет был еще раз реорганизован, поделен на три ведомства (центральную, правую и левую палату): основная власть сосредоточилась в центральной палате.

В социально-политическом отношении  реставрация знаменовалась безусловным  господством дворянства (самурайского сословия). К 1871 г. правительственный аппарат всех уровней состоял на 89% из самураев. Позднее стала быстро расти численность чиновников.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основная предпосылка для реформ эпохи Мейдзи - возникшая в связи с "открытием страны" реальная угроза неконтролируемого влияния Запада. Из-за постоянной тяги к сохранению традиционной организации общества время для планомерных - "мягких" - преобразований было упущено. Соответственно требовались кардинальные изменения практически во всех сферах - экономической, социальной и политической.

Целью реформ Мейдзи, если взглянуть  с внешней стороны, во многом было стремление как можно быстрее  догнать Запад, "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо". Декларированной  политической целью было восстановление непосредственного правления императора вместо установления, скажем, республиканской, президентской формы правления. Конституция 1889 г. оказалась достаточно формальной при чрезмерном значении императора.

Специфику проведения реформ в Японии можно проследить при рассмотрении форм их реализации:

1. Итоговое оформление всех преобразований  выглядело как "реформы сверху". Например, партии никогда не выполняли  "функций протеста". Они создавались  по воле власти и как инструмент, обращенный против оппозиции  (стр. 12), в отличие от "западного  варианта", где партия возникает,  обычно, как форма протеста против  властей. В целом же любые  "реформы сверху" в итоге  получали почти молчаливое одобрение  "низов.

2. Практически во всех случаях  реформы проводились с опорой  на традиционные реалии. Прежде  всего, это присущие японскому  социуму черты группового поведения;  рост роли синто в обществе, как идеологии; принцип единства  синто и государства - сайсэй-итти; в итоге при сочетании с  принципом свободы вероисповедания  появление "государственного  синто" даже не как религии,  а как культа национальной  морали и патриотизма. 

Реформы Мейдзи проводились ради сохранения основ социума, во имя поддержания традиций и в целом "модернизация жизни" состояла, прежде всего, в активнейшем формировании (как по необходимости, так и из искреннего стремления) нового общества ради сохранения базовой сущности его устоев.

«…Это был призыв к эволюции ради опять же возврата к "золотому веку", но на качественно новом уровне…  Восприятие "западного" - это, конечно, инновация, но и с оборотной стороной. Лучше пожертвовать малым и найти  возможность компромисса, не уступив  при этом в главном: сохранив национальные традиции, специфику - своего рода средство для усиления влияния страны в  новом, изменившемся мире.»2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.-727 с.: ил.
  2. Филлипов А.В.  Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы. - XX научная конференция по историографии и источниковедению стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-Петербург.
  3. Научное издание. Япония: экономика, политика, история. / Под ред. Б.Е. Косолапов. М.: Наука, 1989. 274 с.
  4. Кузьминов Я.И. Экономика Японии в конце XIX – начале XX в. / Полянский Ф.Я., Жамин В.А. Экономическая история капиталистических стран, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – С.208-215

1 История Японии. Накамура Кооя. (в составе книги «История Японии») - М., .2002.

2 Филлипов А.В.  Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы. - XX научная конференция по историографии и источниковедению стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-Петербург.

 


Информация о работе Реформы эпохи Мейдзи