После
восьмого Съезда народных депутатов,
на котором было отменено постановление
о стабилизации конституционного
строя и приняты решения, подрывающие
самостоятельность правительства
и Центрального банка, 20 марта
1993 года Борис Ельцин, выступив
по телевидению с обращением
к народу, объявил о том, что
подписал указ о введении «особого
режима управления». На следующий
день Верховный Совет обратился
в Конституционный Суд, назвав
обращение Ельцина «покушением
на конституционные основы российской
государственности». Конституционный
Суд Российской Федерации, ещё
не имея подписанного указа,
признал действия Ельцина, связанные
с телеобращением, неконституционными,
и усмотрел основания для отрешения
его от должности. Верховный
Совет созвал IX (Чрезвычайный) Съезд
народных депутатов. Однако, как выяснилось
через несколько дней, на самом деле был
подписан другой указ, не содержащий грубых
нарушений Конституции. 28 марта Съезд
предпринял попытку отстранить Ельцина
от должности президента. Выступая на
митинге на Васильевском спуске, Ельцин
поклялся не выполнять решение Съезда,
если оно всё же будет принято. Однако,
за импичмент проголосовали только 617
депутатов из 1033, при необходимых 689 голосах.
На
следующий день после провала
попытки импичмента Съезд народных
депутатов назначил на 25 апреля
всероссийский референдум по
четырём вопросам — о доверии
президенту Ельцину, об одобрении
его социально-экономической политики,
о досрочных выборах президента
и о досрочных выборах народных
депутатов. Борис Ельцин призвал
своих сторонников голосовать
«все четыре да», сами же
сторонники склонялись к голосованию
«да-да-нет-да». По результатам
референдума о доверии получил
58,7 % голосов избирателей, при
этом 53,0 % проголосовали за экономические
реформы. По вопросам о досрочных выборах
президента и народных депутатов «за»
проголосовали соответственно 49,5 % и 67,2
% принявших участие в голосовании, однако,
юридически значимых решений по этим вопросам
принято не было (так как, по действовавшим
законам, для этого «за» должны были высказаться
больше половины от всех имеющих право
голоса). Противоречивые результаты референдума
были истолкованы Ельциным и его окружением
в свою пользу.
После
референдума Ельцин сосредоточил
усилия на разработке и принятии
новой Конституции. 30 апреля в
газете «Известия» был опубликован
президентский проект Конституции,
18 мая было объявлено о начале
работы Конституционного Совещания,
а 5 июня Конституционное Совещание
впервые собралось на заседание
в Москве. После референдума Ельцин
практически прекратил все деловые контакты
с руководством Верховного Совета, хотя
некоторое время продолжал подписывать
некоторые принимаемые им законы, а также
утратил доверие к вице-президенту А. В.
Руцкому и освободил его от всех поручений,
а 1 сентября — временно отстранил от должности
по подозрению в коррупции, которое впоследствии
не подтвердилось.
Прекращение
деятельности Верховного Совета
Вечером
21 сентября 1993 года Борис Николаевич
Ельцин в телеобращении к народу
объявил о том, что он подписал
указ № 1400, предписывающий прекратить
деятельность Верховного Совета и Съезда
народных депутатов, и назначить
на 11—12 декабря выборы в новый
создаваемый представительный орган
власти, Федеральное собрание Российской
Федерации. Конституционный Суд, собравшийся
в ночь с 21 по 22 сентября, нашёл в
указе нарушение ряда статей действовавшей
в то время Конституции, и установил
наличие оснований для отрешения
президента от должности. Верховный
Совет своим постановлением объявил
о прекращении президентских
полномочий Ельцина «в связи с
грубейшим нарушением» Конституции,
расценив этот шаг как государственный
переворот, и о временном переходе
полномочий к вице-президенту Руцкому.
Верховный
Совет объявил о созыве 22 сентября
X (Чрезвычайного) Съезда народных
депутатов. По утверждению спикера
Верховного совета Р. И. Хасбулатова
те органы исполнительной власти,
что подчинились Ельцину, задерживали
депутатов из регионов и препятствовали
их прибытию другими способами.
Реально Съезд смог открыться
только вечером 23 сентября. При
этом кворума, для которого
требовалось 689 депутатов, на Съезде
достигнуто не было. По утверждению
руководства ВС, присутствовало 639 депутатов,
президентская сторона говорила
только о 493. Тогда было принято
решение лишить депутатского
статуса тех, кто не явился
в Белый дом, после чего объявили
о достижении кворума. После
этого съезд принял постановление
об отрешении Ельцина от должности,
согласно статьям 6 и 10 закона
«О Президенте РСФСР». Противостояние
между президентом и верными
ему силами охраны порядка
и сторонниками Верховного Совета
переросло в вооружённые столкновения.
3 октября Ельцин объявил о
введении чрезвычайного положения.
Сторонники Верховного Совета
взяли под контроль одно из
зданий мэрии Москвы на Краснопресненской
набережной и попытались проникнуть
в одно из зданий телецентра
Останкино. Ельцин объявил о
введении чрезвычайного положения
и после консультации с Виктором
Черномырдиным и министром обороны
Павлом Грачёвым дал приказ
о штурме здания Дома Советов.
Штурм здания мэрии, телецентра
Останкино и штурм здания Дома
Советов с применением танков
привели к многочисленным жертвам
(по официальным данным — 123
человека погибших, 384 раненых) среди
сторонников Верховного Совета,
журналистов, сотрудников правоохранительных
органов, и случайных людей.
После
роспуска Верховного Совета Ельцин на
некоторое время сосредоточил в своих
руках всю полноту власти и принимает
ряд решений: об отставке А. В. Руцкого
и фактическом упразднении должности
вице-президента, о приостановлении деятельности
Конституционного суда, о прекращении
деятельности Советов всех уровней и изменении
системы местного самоуправления, о назначении
выборов в Совет Федерации и всенародного
голосования, а также своими указами отменяет
и изменяет ряд положений действующих
законов.
В
связи с этим, некоторые известные
юристы (включая председателя КС,
доктора юридических наук проф.
В. Д. Зорькина), государственные
деятели, политологи, политики, журналисты
(в первую очередь — из числа политических
противников Ельцина) отмечали, что в стране
установлена диктатура. Вот что пишет,
например, бывший председатель Верховного
Совета и активный участник событий (из
числа противников Ельцина) проф. Р. И.
Хасбулатов:
Грубо поправ
действующую Конституцию, Президент
и его окружение объявили о
прекращении деятельности предусмотренных
Основным Законом России высших представительных
органов власти — Съезда народных
депутатов и Верховного Совета Российской
Федерации. Тем самым в стране
установлена диктатура.
В
феврале 1994 года участники событий
выпущены согласно постановлению
Государственной Думы об амнистии
(все они согласились на амнистию,
хотя и не были осуждены).
Октябрьские
события 1993 года
С юридической
точки зрения события октября 1993
года противоречили действовавшей
на тот момент Конституции. До этих
событий между президентом и
Верховным Советом возникли серьёзные
разногласия. Ещё в марте 1993 года
Ельцин планировал ввести так называемый
ОПУС (особый порядок управления страной)
в том случае, если депутаты выскажут
недоверие президенту. Однако этого
не понадобилось.
21 сентября
был издан указ 1400. В тот же
день Конституционный суд признал
указ неконституционным и Верховный
Совет назначил временно исполняющим
обязанности президента А. В. Руцкого,
однако фактически Б. Н. Ельцин продолжал
исполнять обязанности Президента. С 22
сентября по распоряжению Ельцина здание
Верховного Совета было блокировано милицией
и отключено от воды и электроэнергии.
Таким образом депутаты оказались на осадном
положении.
Выступления
граждан на улицах 3—4 октября,
последовавшие за штурмом московской
мэрии и телецентра Останкино
сторонниками Руцкого 3 октября,
жестоко подавлялись. Ранним утром
4 октября в Москву были введены
войска, затем последовал обстрел
Дома Советов, а после 17 часов
— капитуляция его защитников.
В ходе этих событий с обеих
сторон погибло, по данным следствия,
123 человека, из них ни одного
депутата.
Конституционная
реформа
12 декабря
1993 года состоялись выборы в
Совет Федерации и в Государственную
Думу, а также всенародный референдум
о принятии проекта новой Конституции.
20 декабря ЦИК России объявил
результаты референдума: «за»
проголосовало 32,9 млн избирателей (58,4
% активных избирателей), против — 23,4 млн
(41,6 % активных избирателей). Конституция
была принята, так как в соответствии с
действующим при проведении референдума
указом Президента Ельцина от 15 октября
1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования
по проекту Конституции Российской Федерации»
для вступления в силу новой Конституции
необходимо абсолютное большинство голосов.
Впоследствии были попытки оспорить результаты
этого голосования в Конституционном
Суде Российской Федерации, однако Суд
отказал в рассмотрении дела, объяснив
это отсутствием прав на изменение нескольких
основополагающих статей Конституции.
Новая
Конституция Российской Федерации
предоставила Президенту значительные
полномочия, в то время как
полномочия Парламента были значительно
сокращены. Конституция после
опубликования 25 декабря в Российской
газете вступила в силу. 11 января
1994 года начали работу обе палаты
Федерального Собрания, конституционный
кризис закончился.
В
начале 1994 года Ельцин инициировал
подписание договора об общественном
согласии и договора о разграничении
полномочий с Татарстаном, а
затем — и с другими субъектами
Федерации.
По
мнению О. А. Платонова, Ельцин
и его ближайшее окружение
в 1993—1994 гг. не исключали также
возможности реставрации в России
монархии с провозглашением монархом
несовершеннолетнего (на то время)
правнука Великого князя Кирилла
Владимировича — Георгия Михайловича.
Ельцину и его соратникам отводилась
в случае реализации этого
проекта роль «коллективного
регента» при Георгии; этот
ход сторонникам идеи реставрации
монархии виделся как одна
из «легитимных» возможностей
сохранения власти, «без риска
выборов».
Чеченский
конфликт
Ещё в
сентябре 1991 года люди Дудаева разгромили
в Грозном Верховный Совет
Чечено-Ингушетии, председателем которого
был сторонник ГКЧП Докку Завгаев.
Председатель Верховного Совета России
Руслан Хасбулатов после этого отправил
им телеграмму «С удовольствием узнал
об отставке ВС республики». После распада
СССР Джохар Дудаев объявил о выходе Чечни
из состава Российской Федерации и о создании
Республики Ичкерии.
И
даже после этого, когда Дудаев
прекратил платить налоги в
общий бюджет и запретил сотрудникам
российских спецслужб въезд в
республику, федеральный центр официально
продолжал перечислять Дудаеву
деньги. В 1993 году на Калининградскую
область было выделено 140 млн рублей,
на Чечню 10,5 млрд рублей.
Российская
нефть до 1994 года продолжала поступать
в Чечню. Дудаев за неё не
платил, а перепродавал за рубеж.
Также Дудаеву досталось много
оружия: 2 пусковые ракетные установки
сухопутных войск, 42 танка, 34 БМП, 14 БТР,
14 легкобронированных тягача, 260 самолётов,
57 тысяч единиц стрелковой техники
и много другого оружия.
Так,
представитель партии «Яблоко»
в 1999 году обвинила Ельцина
в том, что в Чеченской республике
имеются многочисленные случаи
похищения людей: «Он, Президент
Ельцин, виновен в том, что в
год, когда все мировое сообщество
отмечало 50-летие Декларации прав
человека и он, Президент Ельцин,
объявил в России год защиты
прав человека, в России на
рубеже третьего тысячелетия
возрождена работорговля, возрождено
крепостное право. Я имею в виду тех 500
наших ребят, которые пленены и каждый
день это количество пленённых, к сожалению,
не уменьшается, а возрастает… Это он,
Президент Ельцин, виноват в том, что одной
из моих избирательниц в День праздника
международной солидарности трудящихся
позвонили из Чечни, из Грозного, и предложили
выкупить своего сына за 30 тысяч долларов,
либо обменять на одного из пленённых
чеченцев в российских тюрьмах, осуждённых
чеченцев».
30 ноября
1994 года Б. Н. Ельцин принял
решение о вводе войск в
Чечню и подписал секретный
указ № 2137 «О мероприятиях
по восстановлению конституционной
законности и правопорядка на
территории Чеченской Республики»,
начался чеченский конфликт.
11 декабря
1994 года на основании указа
Ельцина «О мерах по пресечению
деятельности незаконных вооружённых
формирований на территории Чеченской
Республики и в зоне осетино-ингушского
конфликта» начался ввод войск
в Чечню. Многие непродуманные
действия привели к большим
жертвам как среди военного, так и среди
гражданского населения: десятки тысяч
человек погибли и сотни тысяч были ранены.
Часто происходило так, что во время военной
операции или незадолго до неё из Москвы
приходил приказ об отбое. Это давало возможность
чеченским боевикам перегруппировать
свои силы. Первый штурм Грозного был непродуманным
и привёл к большим жертвам: погибло и
пропало без вести свыше 1500 человек, в
плен попало 100 российских военнослужащих.
В июне
1995 года, во время захвата отрядом боевиков
под руководством Ш.Басаева больницы и
родильного дома в Будённовске, Ельцин
находился в Канаде, и решил не прекращать
поездку, предоставив возможность Черномырдину
урегулировать ситуацию и вести переговоры
с боевиками, вернулся только после завершения
всех событий, уволил руководителей ряда
силовых ведомств и губернатора Ставропольского
края. В 1995 году в Конституционном Суде
РФ законность указов № 2137 и № 1833 («Об
основных положениях военной доктрины
Российской Федерации» в части, касающейся
использования Вооружённых Сил РФ при
разрешении внутренних конфликтов) была
оспорена группой депутатов Государственной
Думы и Советом Федерации. По мнению Совета
Федерации, оспариваемые им акты составили
единую систему и привели к неправомерному
применению Вооружённых Сил РФ, поскольку
их использование на территории Российской
Федерации, а также иные предписанные
в этих актах меры юридически возможны
лишь в рамках чрезвычайного или военного
положения. В запросе подчёркивается,
что результатом этих мер явились незаконные
ограничения и массовые нарушения конституционных
прав и свобод граждан. По мнению группы
депутатов Государственной Думы использование
оспоренных ими актов на территории ЧР,
повлёкшее значительные жертвы среди
гражданского населения, противоречит
Конституции РФ и международным обязательствам,
принятым на себя Российской Федерацией.
Конституционный Суд прекратил производство
по делу о соответствии указа № 2137 Конституции
Российской Федерации без рассмотрения
по существу, поскольку этот документ
был признан утратившим силу 11 декабря
1994 года.