Рождение империи. Петр I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Россия на рубеже XVII–XVIII веков. Необходимость модернизации российского общества.
Что же представляло собой российское государство на рубеже XVII – XVIII вв.? Прежде всего, оно имело огромную территорию, границы которой раздвинулись от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря и от Днепра до верхнего течения реки Амур и берегов Охотского моря на Дальнем Востоке. Население страны составляло всего 13 млн. человек, в то время как во Франции, территория которой была значительно меньше – 18 млн. человек.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

С первых же шагов своей сознательной жизни Петр сошелся с «еретиками немцами» и, хотя остался православным по убеждениям человеком, свободнее относился ко многим обрядностям. При патриархе Адриане, слабом и несмелом человеке, Петр встретил не более сочувствия своим новшествам – Адриан действительно не мешал Петру и молчал, что, в сущности, было пассивной формой оппозиции. После смерти Адриана Петр не спешил с избранием нового патриарха. Временно установился такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе; верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде гонимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов, особенно замечательны из них Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и Феофан Прокопович, при Петре — епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский.

Феофану и принадлежит разработка нового плана церковного управления, на котором остановился Петр. Более двадцати лет (1700— 1721) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. Наконец, 14 февраля 1721 г. совершилось открытие «Святейшего

Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха, коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определялся так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было и целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была, словом, взята с общего типа организации коллегии. Все сферы ведения и вся полнота церковной власти патриарха были присущи Синоду.

Политическое значение Синода никогда не поднималось так высоко, как высоко стоял авторитет патриархов. Церковно-административная реформа Петра сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего.

Церковная юрисдикция была при Петре очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские. Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, был в 1701 г. восстановлен (закрытый в 1677 г.) Монастырский приказ со светскими судами. В таком ограничении судебной функции духовенства можно видеть тесную связь с мероприятиями Уложения 1649 г., в которых сказалась та же тенденция.

Земельные вотчины духовенства при Петре сперва подверглись строгому контролю государственной власти, а впоследствии были изъяты из хозяйственного ведения духовенства. Управление ими было передано Монастырскому приказу; они обратились как бы в государственное имущество, часть доходов с которого шла на содержание монастырей и владык. Так пробовал Петр разрешить вековой вопрос о земельных владениях духовенства на Руси. Рядом указов Петр старался очистить среду духовенства тем, что насильно отвлекал лишних его членов к другим сословиям и занятиям и преследовал дурные его элементы (бродячее духовенство). Нравственность духовенства он думал поднять образованием и строгим контролем. Однако все эти меры не дали больших результатов.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики – при Синоде также существовало ведомство фискалов. Все это означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

Изменения в области культуры и быта. Серьезные преобразования в духовной сфере начались еще в XVII веке под влиянием Запада. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого. Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение иностранных ученых и отправка русской молодежи для учебы за границу. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа. Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы – нежелавшие бриться платили налог. В 1700 г. был принят указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских. Они проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. Каждый мог заехать в дом на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, молодежь танцевала и развлекалась играми, старики вели неторопливые беседы.

Перемены коснулись и внешнего вида русских городов. Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, предписывал в уже существовавших городах вносить элементы правильности: добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем в Петербурге впервые в России загорелись уличные фонари.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летосчисления в России. Раньше годы исчислялись от мифического сотворения мира, новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы как в христианской православной Европе от Рождества Христова и открывать новый год 1 января. С 1 января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. В нее пришли елка, Дед Мороз, новогодние праздники. Но для Церкви Петр разрешил сохранить старое летосчисление. Наступили перемены в счете часов. Сутки делились от утра и до вечера, Петр же ввел европейское деление — с полудня до полуночи.

При активном участии Петра в России была введена гражданская азбука вместо устаревшей церковнославянской, что значительно упростило книгоиздание.

Появились новые типографии. В Москве и Петербурге открылись первые общедоступные бесплатные библиотеки. В 1702 г. появилась в печати первая в России массовая газета «Ведомости». В ней печатались указы, сообщения об успехах русской армии, российские и зарубежные новости. Нельзя не отметить и первые признаки чрезмерного увлечения всем иностранным. Русский язык в это время пополнился более чем четырьмя тысячами иностранных слов.

 

  1. Последствия петровских преобразований. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе.

 

В результате преобразований Петра в России окончательно оформился

абсолютизм. Абсолютизм представляет собой форму правления периода позднего феодализма или переходного к капитализму времени. Власть монарха  в этот период приобретает форму неограниченной (абсолютной). Абсолютизм как форма правления существовал и в Европе. Но российский абсолютизм имел существенные особенности. В воинском уставе Петр I дал следующее определение данной форме правления: «Его величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь  по своей воле и благонамерению управлять». Таким образом, государь заявил о полной своей самостоятельности в принятии решений. Только ему одному было известно, как должна развиваться Россия. Он защищал народ от внешних и внутренних опасностей, а население страны должно было беспрекословно выполнять его волю. Петр отождествлял интересы российского самодержавия с национальными интересами России. В то время как Западная Европа развивалась в направлении от абсолютизма к представительной демократии, Россия становилась еще более бесправной. Основное ее население  было лишено не только собственности, но и личной свободы. Прав французский социалист-утопист Г.Б.Мабли, который писал о том, что «Петр научил русских торговать, воевать, но не научил их главному – прежде всего быть гражданами».  Он и не мог сделать этого. Сама ситуация, в которой находилась страна, и традиции российского самодержавия, не позволили бы ему выйти за рамки самодержавной власти. Перед ним имелась лишь одна дорога – всемерное ее укрепление, что и было Петром сделано. 

Конец XVII- первая четверть XVIII в. - переломный период в истории нашей Родины, ознаменованный значительными сдвигами в экономике, государственном строительстве.

Победа России в Северной войне стала событием всемирно-исторического значения. Заключение Ништадтского мира означало решение наиважнейших задач русской внешней политики, стоявшей перед нашей Родиной на протяжении двух столетий.

Утверждение России на берегах Балтийского моря создало благоприятные предпосылки для развития и беспрепятственных экономических, культурных и политических связей с передовыми в те времена странами Западной Европы, что привело к существенным сдвигом в социально-экономическом развитии России и мело прямую связь с ростом производительных сил страны, укреплением элементов буржуазных отношений, которые к концу XVIII в. сложились в капиталистический уклад.

Приобретение Россией ранга великой державы нашло своё отражение в официальном признании ведущими державами Европы императорского титула за русскими государями. Признание России империей, неотделимое, в сущности, от признания её новых границ, определённых Ништадтским миром, свидетельствовало о её возросшем международном авторитете.

Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует, прежде всего, отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе.

Одни историки считают, что деятельность Петра привела к полному и бесповоротному разрыву с прошлым, прервав шедшую из глубины веков линию исторической преемственности, и тем нарушали органическое развитие России. Другие, наоборот, утверждали, что Пётр I реализовал те тенденции, которые уже были заложены в России в XVIII в., довёл их до логического завершения. Для одних он - работник на троне, для других - злодей, наподобие Ивана Грозного.] По методам проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, неготовности общества к качественным изменениям, порождали насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их революцией сверху.

Внешне резкий разрыв с Московской Россией и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации - самодержавия и крепостничества. Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. политика Российского государства была нацелена на превращение страны в великую европейскую державу с тем, чтобы ответить на исторический вызов модернизирующейся Европы. Создав сильную армию и обеспечивающий её военно-промышленный комплекс, внедрив организационно-технические формы и основы европейского образования, Пётр сделал Россию великой с точки зрения военного могущества. Однако это могущество основывалось не на либерализации общества и создании новых свободных социальных групп населения, а на ужесточении крепостничества, огосударствлении всей жизни своих подданных.

Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.

 

 

 

 


Информация о работе Рождение империи. Петр I