Роль Петра I в реформе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Петр I страстно стремился «просветить» свою страну, «образовать» свой народ. Но здесь нужно иметь в виду один очень важный момент. Превознесение западного научного знания Петром совсем не означало его бездумного преклонения перед Западом как «источником знаний». «Колыбелью всех знаний» Петр признавал Грецию. Затем по «превратности» судьбы из Греции науки перешли в Италию, а далее распространились по всей Европе. И совсем не случайно в кругу приближенных Петр I утверждал, что именно Россия как наследница великой Византийской культуры станет со временем истинным вместилищем научного знания. При этом, по словам Петра, «русское имя будет вознесено на высшую ступень славы».

Вложенные файлы: 1 файл

Роль Петра I в реформе образования.docx

— 168.80 Кб (Скачать файл)

Роль Петра  I в реформе образования

Петр I стал полновластным царем в 1696 году после смерти своего соправителя Ивана V Алексеевича. Царь был образованным человеком, обладал глубокими познаниями в истории, географии, кораблестроении, фортификации, артиллерийском деле. Он очень любил что-нибудь мастерить своими руками. Уже в молодые годы он знал, что до четырнадцати ремесел, а с годами приобрел массу технических познаний, и недаром за ним закрепилось прозвание «царь – плотник». По своим убеждениям Петр I был государственником до мозга костей. Целью его деятельности было создание новой могучей Российской империи, которая должна была стать одним из самых сильных, богатых и просвещенных государств в Европе. При этом, осуществляя свои преобразования, Петр руководствовался принципов «общей пользы», подчеркивая, что основной его заботой является «польза Отечества». Знаменитыми стали его слова, сказанные солдатам в канун Полтавской баталии: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и церковь.. А о Петре  ведайте, что ему  жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Петра I нередко называют «спешащим царем», Он и вправду резко «уплотнил» время, он очень спешил, стремился еще при своей жизни полностью изменить русское бытие. Его стремительная походка, о которой пишут все очевидцы, его летящая вперед мысль, значительно опережающая думы современников, его расписанный буквально по минутам и начинающийся в три – четыре утра трудовой день, - все это стало символом Петровской эпохи. В разговоре с немецким учёным Г. Лейбницем, состоявшемся в 1711 году, Петр сожалел, что изменения в России «не столь быстро идут, как его мысль». Лейбниц утешал русского царя, объясняя, что «крутые превращения непрочны». Но Петр ответил: «Для народа, столь твердого и непреклонного, как российский, одни крутые перемены действительны».

И уже с конца XVII в. Петр начинает проведение «крутых» реформ во всех областях русской жизни, используя опыт заподноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Главное помехой на пути развития России государь видел «мрак невежества». Он считал, что «невежеством наших предков» европейские знания «»были приостановлены и не проникли далее Польши», поэтому «доселе», т.е. до начала XVIII столетия, русские пребывали в «непроходимом мраке невежества», но теперь в усвоении «наук, искусств и образа жизни очередь наконец дошла и до России».

Петр I страстно стремился «просветить» свою страну, «образовать» свой народ. Но здесь нужно иметь в виду один очень важный момент. Превознесение западного научного знания Петром совсем не означало его бездумного преклонения перед Западом как «источником знаний». «Колыбелью всех знаний» Петр признавал Грецию. Затем по «превратности» судьбы из Греции науки перешли в Италию, а далее распространились по всей Европе. И совсем не случайно в кругу приближенных Петр I утверждал, что именно Россия как наследница великой Византийской культуры станет со временем истинным вместилищем научного знания. При этом, по словам Петра, «русское имя будет вознесено на высшую ступень славы». Но уже после этого науки вернутся в свое историческое лоно -  в Грецию. Петр I говорил: «…Передвижение наук я приравниваю к обращению крови в человеческом теле, и сдается мне, что со временем они оставят свое местопребывание в Англии, Франции и Германии, продержатся несколько веков у нас и затем снова возвратятся в истинное отечество свое – в Грецию».

Ну а пока Петр начал борьбу с  российским «мраком невежества». Началось все с бытовых изменений. В  России запрещалось носить бороды, старое русское платье, вводились  новые обычаи – ассамблеи, питие  кофе, парики. Казалось бы, все это  мелочи, даже царская блажь. Но нет! Резкое изменение быта, пусть пока еще быта высших сословий, и есть настоящая ломка прежних устоев, ибо именно из бытовых мелочей  и состоит повседневная жизнь человека. Изменяя собственный быт, человек меняет свою жизнь. А государь пошел дальше – он, выводя свое государство из «невежества», изменил в России..время! Сначала Петр I отменил традиционное русское летосчисление. Указами от 19 и 20 декабря 1699 года было установлено новое празднование новолетия – отсчет нового года перенесен с 1 сентября на 1 января, а вместо летосчисления от Сотворения мира вводилось счисление от Рождества Христова. И 1 января 1700 года в Москве состоялись грандиозные праздники по поводу введения нового календаря.

Огромное значение для проникновения  западной бытовой культуры в Россию имела посылка молодых дворян за границу, где они знакомились  с укладом жизни высших сословий европейских стран. Элементы западной культуры проникали в общество и  непосредственно от иностранцев, прием  которых на русскую службу в начале XVIII в. резко возрос.

Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп  молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореходному  делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направлены в 1697 г. в  Голландию, Англию и в Италию. В  этом же году он в составе «великого  посольства» сам уехал за границу  учиться кораблестроению. Практика посылки молодежи за границу для  обучения и усовершенствования в  науках продолжалась и в последующие  годы. Так, в 1716 г. было командировано  для учения за границу 30 юношей, в  числе которых находились В. Н. Татищев  и известный своими мемуарными записками  И. И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные  языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и  танцам.

Такие учебные заведения как  гимназия и университет были предусмотрены  в структуре Академии наук, указ об учреждении которой был подписан Петром I в 1724 г. Открытие ее состоялось в Петербурге уже после его  смерти. Первым президентом академии стал лейб-медик Л. Л. Блюментрост. По своему статусу Петербургская Академия наук была близка Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимся государственной  поддержкой, однако зависимость научного объединения от государственной  власти в России была более тесной, чем на Западе. Формально стоявшая вне административной системы, Петербургская  Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства  в ее внутренние дела. Так, почти  безграничным влиянием на них в течение 35 лет пользовался советник Канцелярии и библиотекарь академии И. Д. Шумахер, немало вредивший М. В. Ломоносову и другим передовым ученым. Организационная неразбериха, неудачный набор преподавателей из иностранцев, не владевших русским языком, отрицательно сказывались на качестве подготовки учащихся.

Для преподавания в открываемых  цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и  навигацких наук и Морской академии.

Организация школ натолкнулась на большие препятствия. Сохранившаяся обширная переписка по этому вопросу говорит о том, что очень многими это воспринималось как тяжкое бремя. Местные власти нередко отказывались предоставлять помещения для них и выделять средства на содержание учителей.

Большие трудности возникли и с  набором учащихся, так как родители, чаще всего дворяне, отказывались отдавать мальчиков в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места жительства. Жестокие дисциплинарные меры, применяемые в школах, также не располагали к ним детей и родителей. Учителям предлагалось выдавать ученикам по окончании школы «свидетельствованные письма за своею рукою» и следить, чтобы без таких свидетельств им не давали «венчаных памятей» (то есть разрешения жениться).

Таким образом, можно смело сказать, что Петр I бестрепетной рукой повернул свое государство на новый путь – от нежества к просвещению.


Информация о работе Роль Петра I в реформе образования