Роль идеологии в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Посредством выполнения специфических функций (интегративная, аксиологическая, познавательная, мобилизующая, прогностическая, мотивационная и т.п.), идеология обеспечивает процесс отображения действительности и процесс деятельностного ее изменения. Наконец, идеология, представляя собой, в качестве элемента более общей системы, инструмент (механизм) формирования и регулирования сознания и поведения своих адептов, фактически может играть роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Идиоллогия.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Система идеологии с точки зрения форм ее социально-психологического представления в обществе (организации) является, прежде всего, семиотической (знаковой) системой. Она отражает (выражает) внезнаковую реальность и является средством социальной связи индивидов.

Знаковые системы в силу своей природы переводят структуры общественного бытия (знаки, идеи, ценности и т.д.) в структурные компоненты индивидуального сознания. Именно в этом заключается и на этом основан эффект идеологического воздействия. Этот перевод лежит в основе всех функций системы идеологии. В силу своего вероятностно-аксиологического характера реализация идеологии предполагает возникновение личностно-смыслового отношения к ней (ее идеям, ценностям, нормам) со стороны воспринимающего субъекта. Здесь мы можем говорить о специфическом процессе интериоризации идеологических представлений (образов, символов, знаков), который означает, что у личности установилось определенное (заданное) отношение к ним. На следующем этапе это отношение фиксируется в убеждения, веру, ценности.

Система идеологии может в рамках процесса интериоризации своих норм рассматриваться как определенная форма, посредством которой выражают себя внутренние (скрытые) отношения сложной системы общества (организации). При этом идеология скрывает их фактический характер путем собственной их интерпретации. По мнению Араповой М.А., идеология как видимая форма действительных отношений «играет роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы». Идеология как «превращенная форма» действительности выполняет функцию вытеснения, замещения и восполнения предметов в системе.

 

 

Заключение

 

Идеология формирует и развивает сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции общества в целом.

Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей.

Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации.

Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.

Таким образом, идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества. Она неоднозначна по содержанию, характеру, формам проявления, но в своей сущности является специфическим ориентационно-ценностным сознанием, воплощенным в системе идей, выражающих интересы определенных социальных общностей, общества в целом.

Механизм воздействия идеологического течения на общественную жизнь зависит от качества ее носителей, той социальной группы, или организации, представляющей ее интересы, обоснованием действий которых она является.

 

 

Список литературы

 

1. Арапова М.А. Теоретико-методологические основания социологического анализа идеологических процессов // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - №51. - С. 117-129.

. Атаманчук Г.В. Об идеологии российской государственности // Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. М., 2009.

3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

4. Брахер К. Немецкая диктатура. Возникновение, структура, последствия национал - социализма // Тоталитаризм. Что это такое. М., 1993. С. 203-222.

5. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. Москва, 1998, 328 с.

6. Губерский Л.В. Научная идеология и личность. - Киев. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988.

7. Енгоян А.П. Психологический подход к идеологии: от Фрейда к Парето // Научная мысль Кавказа, 2007. - №3, С. 21-28.

8. Иванов В.Н., Мальцев В.А., Чартаев М.А. Россия: к концепции развития общества и политической власти. М. - Н. Новгород, 1996.

9. Кильдюшов О.П. Социологическая концепция Раймона Арона // «Критическая Масса», 2006. - №4. - С. 14.

10. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с. 52-95.

11. Маркс М., Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. Т.1. М.: Издательство политической литературы, 1970. с. 2-43

12. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. №2. С. 5-23.

 


Информация о работе Роль идеологии в жизни общества