Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:00, реферат
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. Оппозиция представляет собой политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима. Наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность постоянно сохранять в нем устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека. Ведь в природе человека как социального существа заложено стремление предлагать в затрагивающих его интересы областях жизни альтернативные проекты, осуществлять поиск нового, преодолевать установленные ограничения.
Понятие оппозиции
Типы и модели оппозиции
Роль оппозиции в современных обществах.
Заключение.
Список литературы.
непомерных расходах на содержание государственного аппарата и проведения слишком
большого количества законов, ограничивающих частную инициативу. Поэтому
американцы склонны считать Республиканскую партию более консервативной. Обе
партии имеют большое число сторонников в самых широких слоях американского
общества и представляют самый широкий диапазон политических воззрений. Но в США
существуют и другие партии, которые являются "вечной оппозицией", никак не влияющей
на политические процессы в стране. Мало того, эти партии даже подвергаются
юридической дискриминации - так называемые партии «третьей силы».
В Германии формально существует многопартийная система. В стране действуют около
сотни политических партий, преимущественное большинство которых неизвестно
широкой общественности. Реальный политический вес и влияние на формирование
федеральной и земельной политики имеют около десяти партий. Наибольшей партией в
ФРГ является Христианско-демократический союз (ХДС). Действия оппозиции в Германии
надёжно защищены постановлениями Федерального Конституционного Суда Германии. В
Германии присутствует такой элемент
парламентской оппозиционной
оппозиционный Кабинет Министров. Впервые он был сформирован в этой стране в 1960
году.
Во Франции
сложилась многопартийная
действуют 5-6 групп. Однако на практике большинство в Национальном собрании как
правило имеют две коалиции -правая, во главе с голлистским Объединением в
поддержку республики (ОПР), и левая, во главе с социалистами. Поэтому правительства
Пятой республики отличаются намного большей стабильностью, нежели ранее.
Особенности функционирования политической оппозиции во Франции во многом
обусловлены, по мнению некоторых авторов, существующей здесь полупрезидентской
формой правления. Официальное признание политической оппозиции во Франции
отсутствует, но фактически она функционирует, используя отдельные правовые нормы.
Оппозиционный Кабинет Министров
во Франции впервые был
Характеризуя партийную систему Японии, следует отметить, что 38 лет (до 1993 года)
эта система имела признаки, присущие многопартийной системе с доминирующей
партией. На протяжении этих лет в политической жизни Японии доминировала
Либерально-демократическая
приблизительно 10 тысяч политических партий, большинство из которых действует на
локальном и префектурном уровнях. Но наибольшим влиянием пользуются несколько
политических партий. Конституция Японии 1946 года устанавливает общий перечень
демократических оснований, которые создают правовую основу для деятельности
парламентской оппозиции.
В России различают так называемую системную оппозицию, которая сотрудничает с
правительством на условиях последнего и представлена в различных органах власти
(Государственная Дума, региональных органах власти и т. д.) и внесистемную оппозицию,
которая вынужденно или по своей воле не сотрудничает с действующей властью.
Оппозиция (как системная, так и внесистемная) также выдвигает своих кандидатов на
выборы. Активисты оппозиции используют выборы для пропаганды своих идей и, работая
наблюдателями, выявляют нарушения на избирательных участках. В 2012 году кандидаты
внесистемной оппозиции
например на выборах мэра г. Химки 14 октября. Однако часть деятелей внесистемной
оппозиции считает, что выборов в России нет, а участие в процедурах называемыми
выборами лишь легитимизирует режим. Поэтому оппозиция пытается также создавать
параллельные органы управления.
В многопартийной Литовской республике смысл, который вкладывается в термин
«оппозиция», и права оппозиции определяются в Уставе Сейма. В частности,
оппозиционными считаются
которых (объявленных в Сейме) изложены положения, которые отличаются от принятых
большинством Сейма. Огласить себя оппозиционными могут так же «фракций или
коалиции членов сейма, которые не согласны с программой правительства». Среди прав,
закреплённых за литовской оппозицией, - право на должность одного заместителя главы
Сейма; право на должность главы
или его заместителя
вопросам бюджета и финансов( эта особа выбирается большинством голосов среди
членов оппозиции); право определять порядок работы внеочередного заседания каждый
третий четверг; право не меньше чем раз в две недели проводить пресс-конференции;
право первого выступления при рассмотрении в Сейме программ и отчётов
правительства.
В Польше есть нормы, благодаря которым оппозиция имеет определённые полномочия.
В Сейме есть так называемый Конвент Сеньоров(Совет Старейшин), в состав которого
входят главы всех фракций в том числе и оппозиционных. Созывается эта Рада по
требованию любого из ее членов.
В Норвегии права оппозиции закреплены не в Конституции, а в Акте про парламент.
Так, руководящие органы обеих палат распределены между фракциями
пропорционально с полученными мандатами, что даёт оппозиции возможность доступа к
регулированию работы законодательного органа. Существует так же система депутатских
запросов к правительству, которое обязано отвечать на них в течение двух месяцев.
Более всего прав закреплено за оппозицией в Конституции Португалии, принятой после
революции 1974 года. В соответствии с ней оппозиции даётся право на систематическое
получение информации о состоянии дел, важных для общественного мнения. Оппозиция
так же имеет гарантии на представительство, согласно численности фракции, в
парламентских комиссиях, обязательное ее прослушивание при формировании повестки
дня, право требовать обсуждение во время каждой сессии. Кроме этого португальский
парламент принял два закона: от 5 августа 1971 года про правовой статус оппозиции и от
5 сентября 1986 года про гарантии права оппозиционной партии на выступление. Так же
следует отметить что за свою демократическую радикальность Португальская модель не
получила поддержки за приделами страны.
В Италии глава палаты депутатов выбирается из оппозиции.
Политические партии большинства латиноамериканских стран не играют решающей
роли в механизме
страны континента от развитых демократических государств и сближает их с афро-
азиатскими странами, которые развиваются. Незначительная роль политических партий в
государственном механизме стран Латинской Америки поясняется некоторыми
причинами, среди которых внепарламентский способ формирования правительства,
гипертрофированная
органов в процессе осуществления государственной власти, традиционное влияние
вооружённых сил на политическую систему, относительная слабость законодательных
органов, незначительная роль местного самоуправления. Все это привело к тому, что в
большинстве стран региона политические партий исполняют роль придатка
исполнительной власти.
В странах Тропической Африки чётко прослеживается тенденция к конституционному
закреплению правового статуса политических оппозиционных партии. Что находит
проявление в особом статусе их парламентских фракций. В последние года
законодательства ряда стран значительно шире регулирует правовой статус
оппозиционных партии. В некоторых из них этот статус определяется не только
конституцией или общими законами о политических партиях (так, закон о политических
партиях Гвинеи-Бисау содержит положения о правах парламентской оппозиции), а и
специальными законами о правовом статусе оппозиции. Законодательно определяется
само понятие оппозиции.
Заключение.
В условиях демократических систем, как правило, осуществляется гибкая тактика по
отношению к оппозиции, она определяется в зависимости от степени ее лояльности
власти. При этом активно используются технологии политического логроллинга
(заключения
сделок, ведения торга с конкурентами),
частичного блокирования и
коалиций с отрядами оппозиции. Широкое распространение получают механизмы
согласования интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий
парламента, проведения «круглых столов». При таком подходе оппозиция никогда не
остается единой, накал противоречий снижается, а угроза для власти уменьшается,
уровень интеграции общества повышается. В тоталитарных же и авторитарных режимах,
которые не заинтересованы в определении степени лояльности оппозиции и однозначно
негативно относятся ко всем ее слоям, расценивая как потенциально опасную любую
протестную деятельность граждан, любое взаимодействие с нею чревато
провоцированием насилия, усилением отчуждения граждан от политики и власти.
Эффективно
действующая оппозиция
обобщению интересов социальных групп, которые предлагают альтернативные пути
развития общества или терпят утеснения, выступает основным организованным критиком
властных институтов. Так же оппозиция даёт возможность трансформировать
существующее в обществе неудовлетворение властью в демократические,
цивилизованные формы вместо иррациональных, разрушительных действий, повышает
эффективность политической деятельности и степень легитимности власти, стимулирует
её к самообновлению.
Список литературы
Информация о работе Роль и место политической оппозиции в современной всемирной истории