Роль личности в Российской истории про Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Личность Петра I……………………………………………………5
2. Приход к власти. Оппозиции………………………………………9
3. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I………...14
3.1. Военные реформы……………………………………………15
3.2. Реформа государственного управления…………………….18
3.3. Административные реформы……………………………......21
3.4. Экономические реформы…………………………………….25
3.5. Финансовые реформы………………………………………..26
3.6. Церковная реформа…………………………………………..27
3.7. Реформа в области образовании и науки…………………...28
4. Результаты реформы государственного управления……………30
5. Оценка результатов деятельности………………………………...34
Заключение…………………………………………………………....38
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Петр 1.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

     В итоге, царю удалось создать развитую многоотраслевую промышленность с центрами в Петербурге, Москве и на Урале.

     В отличие от промышленности сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем, за счет дальнейшего освоения плодородных земель. Царь всячески поощрял своими указами выращивание льна, конопли, табака, винограда и тутовых деревьев, а также развитие коневодства и овцеводства. Осваивались новые земли на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири, куда в поисках лучшей доли перебирались крестьяне.

3.5 Финансовая реформа

     Финансовые преобразования на первом этапе сводились главным образом к поиску новых источников средств в основном на военные нужды.

     К уже существовавшим таможенным и кабацким поборам прибавились сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), а также косвенные налоги (банные, рыбные, конские, налог на дубовые гробы и т. д.). Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.

     В начале 18 века Пётр I провел денежную реформу. Важной мерой в ее осуществлении стало введение подушной подати - налога вместо подворного обложения. Проведенная в 1710 году перепись (ревизия), обнаружила резкое уменьшение населения вследствие бегства крестьян от обременительных налогов. Помещики также были заинтересованы в занижении количества плательщиков. По этой причине в 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения.

     Полученные данные позволили правительству установить размер подушной подати путем простого соотношения денег, необходимых для содержания армии и флота, и численности населения. Податью облагались только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Результатом данной реформы явилось существенное увеличение казны, примерно в четыре раза, что в условиях постоянных войн было крайне важно для государства.

3.6 Церковная реформа

     К концу 17 века церковь была крупнейшим феодалом в России и все еще сохраняла политическую самостоятельность, несовместимую с доктриной абсолютизма, которую исповедовал Петра I. 25 января 1721 года он начал радикальную реформу, направленную на ликвидацию поистине «княжеской» автономии церкви. Царь утвердил Духовный регламент. Патриаршество в России было упразднено, и для управления церковью был создан Святейший правительствующий Синод, назначаемый царем и приносивший присягу лично ему. Синод выполнял еще и функции духовного суда.

     Всем подданным настояло регулярно, под страхом огромных штрафов, являться на исповедь к священникам. Те же, в свою очередь, должны были доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Из числа близких ему офицеров Петр назначил обер-прокурора, которому надлежало осуществлять надзор за деятельностью Синода.

     Таким образом, церковь, полностью подчинившись власти монарха, превратилась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства.

3.7 Реформы в области образования и науки

     Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования.

     В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 году в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", или просто Навигацкая школа, которая стала не только первым высшим учебным заведением в России, но и явилась предшественницей Морской академии в Санкт-Петербурге, основанной в 1715 году.

     В этот же период, в 1707 году была открыта Медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.

     Начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей, цифирных - для подготовки местных чиновников, и в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. В Москве начала свою работу особая школа – «гимназия», в которой обучали главным образом иностранным языкам.

     Страна нуждалось в новых учебниках, поэтому очень быстро стало развиваться издательское дело. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт с упрощенным начертанием букв, сменивший старый кирилловский полуустав. За время правления Петра было создано большое количество типографий, выпустивших в свет  порядка 600 наименований книг, в том числе, учебных пособий.

     В 1714 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека.

     В Петровские времена снаряжались многочисленные экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Изучались недра земли, велись поиски полезных ископаемых.

     Русские моряки-гидрографы внесли огромный вклад в составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Результаты реформы государственного управления

     В результате Петровских реформ к концу первой четверти  
XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

     Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы.

     Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".

     Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

     Взамен устаревшей системе приказов в 1717 - 1718 гг. было создано 12 коллегий.

     Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

     К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.

     Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722).

    Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

     Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой.

     В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

     Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

     В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте: власть монархов есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает.

     Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования "Великий".

     К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Новая государственная машина в целом работала гораздо эффективнее старой. Но в нее была заложена "мина замедленного действия" - отечественная бюрократия. Е.В. Анисимов в книге "Время петровских времен" пишет: "Бюрократия - необходимый элемент структуры государства нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и своеобразной "бюрократической революцией", в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии".

     Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената - в центре до воеводской канцелярии - в уездах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Оценка результатов деятельности

 

     Россия в результате всей многогранной деятельности Петра I превратилась в великую европейскую державу. В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул (звание) Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей  так называли большие и сильные государства. Петр I был сыном царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Он родился 30 мая 1672 г., а царем стал в 1682 году, когда ему было всего восемь лет. Царствование Петр» является одной из самых славных страниц в истории России.

     Петр I - наиболее выдающийся представитель династии Романовых. Он резко отличался от других самодержцев. С детства и всю жизнь Петр не гнушался простым трудом, он гордился тем, что знал 14 ремесел. Об этом хорошо сказал А.С.Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Любознательный от природы, Петр учился всю жизнь. И требовал этого от других. Царь видел отсталость России и отчетливо понимал необходимость государственных преобразований. Большое значение имело путешествие молодого Петра по Европе в 1697-1698 годах. Пребывание в чужих краях в течение полутора лет окончательно сформировало личность молодого царя. Он получил множество полезных знаний, привык к европейской культуре, да и сам по духу стал европейцем. Кроме того, произошло сближение России с Западом. С тех пор русские стали жить и учиться за границей; в Россию приглашались сотни иностранцев, многие из которых стремились сюда по велению души и сердца. Наконец, Петр постиг тонкости большой европейской политики и дипломатии. Вернувшись домой, царь смело начал ломать старые, зачастую дикие и невежественные обычаи и порядки, тормозившие развитие страны. Он провел важнейшие реформы во всех сферах государственной и общественной жизни. Петр 1 был действительно Великим, как и прозвали его в народе. Он жил и трудился на благо народа и заботился только о народе. Это проявилось во многих его деяниях. В Москве были открыты 8 аптек и закрыты «зелейные лавки», в которых продавали лечебные травы, «от коих люди умирали скорою смертию», а также запрещает продажу в этих аптеках вина. Запрещает ношение холодного оружия, т.к. во время пьяных драк люди режут друг друга ножами, иногда насмерть. По просьбе народа же, для борьбы с частными пожарами, крыши кроют черепицей вместо тисовых, а дома строят каменные, и строят их вдоль улиц, по европейскому обычаю, а не внутри дворов, как раньше, по азиатскому. Петр издает указ о наказании смертной казнью за умерщвление младенцев, родившихся с физическими недостатками. Женщин отныне запрещено запирать дома, а надобно вывозить в общественные собрания. Соловьев пишет, что при женщине мужчины обычно сдерживают свои дурные или неприличные нравы, но когда женщина заперта в доме, т.е. не имеет права выходить на улицу, то и мужчина не имеет сдерживающих причин. И вследствие этого в России в допетровское время нравы были низменные. В заботе о народе Петр проводил и другие реформы. Как-то: введение коллегиального областного управления (решение всех вопросов не только воеводами, но еще двумя-тремя людьми из дворянства), учреждение Сената, создание школ, перевода иностранных книг, причем перевод, приказывал царь, должен быть не дословный, а смысловой. Введение обязательного обучения грамоте хотя бы дворянства.

Информация о работе Роль личности в Российской истории про Петра I