Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:15, реферат
Цель работы:
1. Показать как влияет община на современное общество в городе Самара .
2. Проследить пути развития лютеранской кирхи в Самаре.
3. Какова роль кирхи в нашем городе?
Задачи:
1. Изучить и проанализировать материал по данной теме.
2. На основе практической части показать как участвует кирха в жизни
своих прихожан.
3. Показать социальное развитие кирхи в современности.
Введение………………………………………………………………………………..……..стр.3
Глава 1. Появление первых немцев на Волжской земле……………………………….….стр. 4
1.1. Возникновение лютеранской общины в Самаре……………...…….........................…стр. 5
1.2. Строительство кирхи………………………………………………..........................…...стр. 7
1.3. Освещение церкви……………………………………………………….........................стр .9
1.4. Жизнь общины в XIX в. и начало XX века, репрессии со стороны
государства……………………………………………..……………………………….…….стр. 9
Глава 2. Новая жизнь общины…………………………………………………………....…стр.10
2.1. Возрождение общины………………………………………………………………..…стр. 11
2.2. Первые Рождественские богослужения…………………………….………………....стр. 12
2.3. Установка органа………………………………….......…………..…………………….стр.13
Глава 3. Первые руководители лютеранской кирхи
3.1. Первые пасторы…………………………………………….………...………………….стр. 14
3.2. Появление пастора-женщины, первой в лютеранской кирхи, в Самаре……………………………………………………………………………………….…стр.14
3.3. Как это изменение повлияло на кирху?...........................................................................стр.15
Глава 4.Социальная развитие кирхи …………………………....…....…..………………….стр.16
4.1. Региональный центр немецкой культуры «Надежда», расположенный на
территории комплекса Лютеранской церкви ………………………………………….……стр.20
4.2. Созданные учебные детские учреждения (садик, воскресные школы)……………………………………………………………………..…………………..стр.21
4.3. Молодёжная политика лютеранской общины и её развитие в социальной
жизни общества………………………………..……..………….……………………..….….стр.21
4.4. Кирха как просветительский центр…………………………..…...………………….…стр.23
Глава 5. Заключение ……………………………………………………………………….....стр.24
Глава 6. Приложение……………………………………………………………………..…...стр.25
Глава 7.Список литературы……………………………………………………
До 1924 года община в Самаре работала беспрепятственно в соответствии со своим предназначением: служить Богу и людям. С каждым годом община все больше и больше подвергалась репрессиям. В ходе строительства добавились еще два флигеля, служащие и по сей день целям общины: пасторат, квартира пастора и дом общины.
5 января 1930 года президиум Самарского горисполкома принял решение об окончательном закрытии кирхи, «по просьбе трудящихся». Таким образом, судьба лютеранской церкви Святого Георга стала похожей на судьбы многих храмов России.
Помещения церкви были использованы для своей деятельности Союзом безбожников, а затем и вовсе переданы под склад. Орган и колокол, являвшиеся гордостью общины, переплавили, а из сплава изготавливались предметы кухонной утвари.
2.1. Возрождение общины.
19 августа 1991 г. в
Самаре была заново официально
зарегистрирована «
Самарская кирха переведена в собственность лютеранской общины Премьер-министр Владимир Путин подписал Распоряжение, согласно которому комплекс кирхи на ул.Куйбышева в Самаре теперь является собственностью религиозной общины.
Председатель Правительства
России В.В.Путин подписал Распоряжение
№ 1171-р от 15 июля 2010 г. о передаче
в собственность религиозной
организации «Евангелическо-
Как сообщает пресс-служба Правительства РФ, впервые бывшее церковное имущество передается в собственность христианской общине, не относящейся к Русской Православной Церкви. До настоящего времени подобные обращения поступали только от РПЦ, которой в общей сложности передано уже более 100 храмов и монастырей.
Передача в собственность
данного комплекса
Комплекс кирхи, состоящий
из трех зданий, представляющих собой
композиционное единство, является памятником
истории и культуры федерального
значения. Он был построен во второй половине XIX века по решению
совета Евангелическо-лютеранской церкви
г.Самары. В 1930 году лютеранская кирха
была закрыта и передана городу под культурно-просветительное
учреждение - «Клуб безбожников». В 1999
году объект передан в безвозмездное пользование
Евангелическо-лютеранской общине святого
Георга г.Самары.
2.2 . Первые Рождественские богослужения.
21 декабря 1991 г. при минус 21 градусе мороза (отопление в храме не работало) было отпраздновано первое Рождественское богослужение, после более 60-летнего перерыва. Богослужение проводили 21, а не 25 декабря, т.к. пастор приехал из Москвы, и ему предстояло посетить еще несколько общин. Постепенно началось возрождение храма и общины.8 августа 1993 года был заново установлен крест на колокольне нашей церкви, который виден издалека. А 4 сентября 1994 года церковь была освящена после первого ремонта. Постепенно отремонтированы и другие помещения и сегодня почти весь комплекс введен в эксплуатацию и используется. Благодаря приезжавшим и местным проповедникам проводились регулярные богослужения, но тогда только 2 раза в месяц. Настоящий пастор появился только в 1995 году – Фридрих Демке, но он отвечал за 2 больших области: Ульяновскую и Самарскую. Община мечтала о своем пасторе.
2.3 Установка органа.
Разнообразнее стала жизнь общины. Теперь наряду с воскресными богослужениями для взрослых и детей работают детский, молодежный и женский кружки, детский и церковный хор, проводятся библейские семинары, а также множество различных концертов. Все больше людей проявляет интерес к жизни общины и благодаря этому численность общины растет.
В июне 2003 года в Лютеранской церкви г. Самары зазвучал настоящий механический орган. Это всего лишь второй орган установленный в Самаре, первый находится в филармонии.
Серьезное внимание уделяется социальным вопросам: имеется несколько добровольных помощников, которые посещают больных, одиноких и престарелых, оказывают им помощь по уходу и по хозяйству. Кроме того, организован пункт сбора и распределения поношенной одежды и обуви.
Глава 3. Первые руководители лютеранской кирхи.
3.1. Первые пасторы.
Из истории известно, что после революции в России был объявлен строжайший запрет на религию. Долгие десятилетия гонений, физического и духовного уничтожения выпали на долю всех, кто остался преданным своей вере. Не миновала эта участь и лютеран. В кирхе не было постоянного руководителя т.е. пастора. И только в июле 1868 г. у общины появился свой собственный пастор: Уроженец Эстонии, прослуживший 8 лет в Омске - Эдуард Иогансен переехал вместе со своей женой и 2-летним сыном Германом-Фридрихом в Самару.
Но шло время, менялись взгляды, изменилась и роль церкви в жизни государства. Религия стала одной из важных сфер жизни, по всей стране стали строиться и восстанавливаться храмы. Разумеется, коснулось это и многоконфессионального Самарского края. С 1997 года в Самаре работают свои «собственные» пасторы, направленные Евангелической Церковью земли Вюртемберг – сначала Рольф Барайс, затем Маркус Шох, Ангелика Дёпманн[5], а с сентября 2006- Маркус Лайдиг.
3.2. Появление первой пастора-женщины.
Возрождение лютеранской общины в Самаре началось с небольшой группы женщин, которые поначалу просто собирались, пели, молились, читали библейские тексты. После передачи комплекса на баланс общины немецкая общественность города и области три долгих месяца расчищала храм, чтобы можно было войти и проводить богослужения в зале, сильно пострадавшем от пожара, - рассказывает одна из непосредственных участниц тех событий,
[5] смотрите в преложении.
а сегодня - пастор Евангелическо-лютеранской общины Святого Георга Ольга Темирбулатова. Сама Ольга Васильевна, стоявшая у истоков общины, была призвана в служение пастором в 2008 году и руководит общиной до сих пор. Но тогда у нас не было священнослужителя. Большую помощь в этом вопросе нам оказали немецкие партнеры из Штутгарта, с которыми удалось наладить связи. И в 1993 году к нам впервые на короткое время приехал пастор из Германии. Это стало важной вехой в жизни нашей общины.
3.3. Как это изменение повлияло на кирху?
Во-первых в лютеранской кирхи всегда пасторами были только мужчины, считалось что они могут многое сделать для её будущего. Но на смену им всё же пришли женщины. Одной из которых является Ольга Тимирбулатова. С её появлением в кирхи нельзя сказать, что жизнь кирхи стала хуже, а наоборот даже лучше. Происходило многое за разные периоды правления разных пасторов, но при пасторе женщине кирха как была культурным центром так и осталось. Координальных изменений в кирхе не произошло. Ольга Васильевна делает всё для развития кирхи. Ведь в кирху может прийти кто угодно как лютеранин по вероисповеданию, так и люди другой веры.
И кто-то будет заинтересован, а кто-то нет. Кто-то может найти именно то, чем когда-то хотел заниматься, например, выступать в хоре, научиться разговаривать на немецком языке, а также поддерживать общение с немцами и приобретать новых друзей.
Глава 4. Социальное развитие кирхи.
Рискуя свободой, а
порой и жизнью, люди переписывали
Библию, восстанавливали по памяти
песни и хоралы и тайно пели
их. Целые общие тетради
Прошло каких-то 13 лет после освещения церкви и в Самаре числилось уже примерно 300 лютеран, которые вносили немалый вклад в развитие не только своей веры, но и города! При Лютеранском храме в честь Святого Георга были созданы детский садик и школа для немецких детей, а так же действовало общество, всячески поддерживающее образование. Само общество не просило поддержи у государства и жило на собственные пожертвования. Так же, иногда, помогали городу в проведении местных мероприятий.
Собственные пасторы в Самаре появились в 1997 году. В жизне общины появилось множество разнообразий. Открылись новые кружки богослужения для детей, молодежи, а так же женщин. Появился свой церковный хор также ученики нашей школы принемали участие в этом например: Карпиков Рихорд во время учебы в школе пел в хоре кирхи и еще наша учительница Матыцина Стела Аркадьевна. В данное время она живет со своей дочерью в Германии. Храм и внутренняя жизнь общины начали привлекать все больше и больше внимания и интереса людей, что непременно стало, сказывается на рост численности общины.
О судьбах и заботах общины рассказал в своем интервью старший пастор общины Маркус Шох. Вот что он нам говорит в своём интервью:
- Что привело вас
в наш город? Это был
- В рамках партнерских отношений между Самарой и Штутгартом имеет место тесное сотрудничество евангелическо-лютеранских церквей наших городов. И весьма закономерно, что пастор из Штутгарта приезжает в Самару, чтобы помочь здешней лютеранской общине. Ведь не секрет, что в России нет пока достаточно образованных теологов, а обучение духовных лиц находится на этапе становления. Евангелическо-лютеранская духовная семинария есть в Ново-Саратовке, это недалеко от Петербурга. И до того, как будет достаточно собственных образованных пасторов, мы призваны помогать общинам на территории, пожалуй, что всего бывшего СССР. У меня здесь был предшественник Рольф Барайс, и когда его время пребывания здесь закончилось, я изъявил желание приехать в Самару.
- Какими были ваши первые впечатления от Самары?
- Было лето, и самое сильное впечатление на меня произвели Волга, пляж, и вся эта бурная жизнь на самарской набережной. Оговорюсь сразу, впечатление - положительное. А если музыка для меня слишком громкая, то я могу и домой пойти... Но, честно сказать, было б неплохо найти и на берегу тихое местечко, или чтоб кафешки эти одну какую-то мелодию включали. Но это не так важно. Здесь весело.
- Самара для вас
дом или временное место
- Дом. Я здесь живу, и это - мой дом. Во всяком случае, пока.
- Расскажите об общине и для вас важно?
- Жизнь евангелическо-
- А каков национальный состав общины?
- Очень разнообразный
- русские, немцы, это как само
собой разумеющееся. Есть и татары,
азербайджанцы, армяне, украинцы. Но
национальность для нас
Информация о работе Роль лютеранской общины в общественной жизни города Самары