Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:52, шпаргалка
В конце тридцатых годов XIII в. на Русь обрушились монголо-татары, а с 1243 г. она попала почти на 250 лет в зависимость от Золотой Орды. Эти два события оказали значительное влияние на развитие страны, изменив его характер и направление. Монгольское нашествие нанесло огромный материальный и людской урон русской земле, почти на сто лет остановив ее хозяйственное и культурное развитие, что привело к значительному отставанию Руси от европейских стран. Экономическая зависимость, выражавшаяся в выплате дани и выполнении различных повинностей, затрудняла как восстановление хозяйства, так и преодоление отсталости.
В конце тридцатых годов XIII в. на Русь обрушились монголо-татары, а с 1243 г. она попала почти на 250 лет в зависимость от Золотой Орды. Эти два события оказали значительное влияние на развитие страны, изменив его характер и направление. Монгольское нашествие нанесло огромный материальный и людской урон русской земле, почти на сто лет остановив ее хозяйственное и культурное развитие, что привело к значительному отставанию Руси от европейских стран. Экономическая зависимость, выражавшаяся в выплате дани и выполнении различных повинностей, затрудняла как восстановление хозяйства, так и преодоление отсталости. Так как Орда отрезала Русь от Черного и Каспийского морей, а позднее ослабленные игом русские земли не смогли сохранить свои владения на берегах Финского залива, то Русь превратилась в закрытую сухопутную страну, которая могла развиваться лишь за счет внутренних ресурсов. Это привело к аграризации экономики, что также замедляло ее хозяйственное развитие. Серьезным последствием ордынского ига стал раскол русского народа, оказавшегося в XIV в. в различных условиях из-за вхождения юго-западной, южной, западной и центральной Руси в состав Великого княжества Литовского, а позднее – в польско-литовское государство. Испытывая влияние литовского и польского народов, находясь под воздействием католичества и униатской церкви, часть русских постепенно обособилась в малороссов (украинцев) и белороссов (белорусов), в то время как на территории, оставшейся в зависимости от Орды и испытавшей влияние монгольской культуры, сформировались великороссы (русские).
Иго ускорило процесс дробления Руси (к середине XIV в. существовало уже около двухсот пятидесяти небольших государств на русской земле), но вместе с тем оно по мере возрождения экономики и культуры превращалось в стимул к объединению. Решающую роль сыграли два фактора: унизительная для национального сознания чужеземная зависимость и продолжавшиеся военные набеги ордынцев. Они вызывали естественное стремление освободиться и защитить свою территорию, но сделать это самостоятельно ни одно русское государство не могло без поддержки и участия соседних земель. Поэтому иго стало важнейшим фактором образования единого русского государства.
1.2. Возрождение
русской культуры с конца XIV в. Более высокий уровень русской
культуры способствовал сохранению ее самостоятельности
и самобытности. Она не только выстояла под
давлением чужеродной тюркской культуры,
но и вобрала в себя ее достижения. Успехи хозяйственного строительства,
начало процесса объединения русских
земель и первая крупная победа над монголо-татарскими
захватчиками способствовали началу возрождения
русской культуры.
1.2.1. Куликовская битва
1380 г. и более поздние победы над татаро-монголами
способствовали подъему национального
самосознания и сыграли важную роль в
восстановлении прерванных монголо-татарскими
завоеваниями связей с Византией и южнославянскими
странами. Всенародная борьба с иноземными
завоевателями обусловила доминирующую роль
патриотической тематики в культурной традиции Руси
этого периода.
1.2.2. Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских
земель способствовали восстановлению
разрушенных связей между русскими землями.
К концу XV в., когда Москва превратилась
в важнейший экономический, военно-политическихй
и духовный центр, активизировался процесс
складывания русской народности и усиливаются
тенденции формирования единой общенациональной
культуры.
1.2.3. После завоевания в 1453 г. турками
Константинополя Русь стала оплотом мирового
православия. В конце ХV в. в Изложении пасхалии митрополита
Зосимы было впервые сформулировано
представление об истории как смене мировых
царств и о Москве как новом центре мирового
христианства, новом граде Константина.
Это способствовало росту международного
авторитета Руси и дало новый импульс
культурному развитию.
3
2. ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
2.1. Борьба с иноземными завоевателями
вызвала новый подъем устного народного
творчества. Созданные народом легенды,
былины, сказания звали русских людей
к борьбе за свержение ненавистного ига.
Одна из самых известных легенд этого
периода - Сказание о невидимом
граде Китеже, городе, ушедшем на дно озера,
но не сдавшемся врагу.
2.2. Летописание не утратило в этот период своего
значения, несмотря на разрушение почти
всех его центров, за исключением Новгорода,
где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач.
XIV вв. возникли новые летописные центры
(Тверь, Москва), начался новый подъем летописного
жанра.
2.2.1. В это период летописание имело
свои особенности.
2.2.3. Возвышение Москвы предопределило
и особую роль московского
летописания. После Куликовской битвы его
содержание определяется идеей единства
русских земель под главенством Москвы.
Это проявилось как Троицкая летописи
(начало XV в.) - общерусском летописном своде
московского происхождения, так и в собственно Московском летописном
своде конца XV в., призванный обосновать
историческую роль Москвы.
2.3. Наиболее распространенным
литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности
реальных исторических лиц, конкретных
исторических фактах и событиях. Нередко
повести становились частью летописного
текста. Борьбе с иноземными завоевателями
до Куликовской битвы посвящены повесть О битве на Калке,
Повесть о разорении Рязани Батыем, повести об Александре Невском,Повесть о Щелкане, рассказывающая о восстании
в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый
цикл исторических повестей: О побоище на Дону,
Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина.
Многие из названных
исторических повестей нередко относят
к произведениям устного народного творчества,
что обусловлено их народно-поэтической
основой и общностью тематики.
2.4. Расцвет житийной литературы того времени также в значительной
степени связан с процессом объединения
русских земель и с необходимостью обосновать
богоизбранность Москвы. Талантливые
писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших
церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии
в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего великого московского
князя в борьбе за престол и в борьбе с
монголо-татарами.
Житийная литература в этот
период представлена житиями не только
подвижников церкви, но и государственных
деятелей, что сближает ее с историко-героическими
произведениями.
2.5. Дальнейшее развитие получила
литература путешествий -хождения. В последней четверти XV в. появилась
новая разновидность этого жанра -светские хождения, наиболее
яркий ее образец - записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие
в Индию (Хождение за три моря).
Это был первый европейский письменный
труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.
2.6. Интерес к всемирной истории,
стремление определить свое место среди
народов мира вызвали появление хронографов - своеобразной всемирной истории
того времени. В сер. XV в. Пахомием Лагофетом
был составлен первый русский хронограф,
в котором история Руси представлена в
связи с историей всех славянских народов.
Информация о работе Роль монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига в русской истории