Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:20, доклад
В рамках прошедшего в Праге Форума-2000 состоялось пять конференций, посвященных вопросам образования, культуры и духовных ценностей в условиях усиливающейся глобализации. В их работе участвовали видные общественные деятели, политики и ученые, приехавшие из разных стран по приглашению президента Чешской Республики Вацлава Гавела. Один из блоков рассмотренных проблем – “Роль образования и науки в процессе мировой глобализации”. Предлагаем краткий обзор некоторых вопросов, поднятых в наиболее интересных выступлениях.
Духовные и
этические основы глобализированного
мира
По мнению бывшего
президента ЮАР Фредерика Вильяма де Клерка,
глобализация приводит к появлению новых
международных стандартов в ряде областей
человеческой деятельности, для которых
прежде было характерно культурное разнообразие.
Современное поколение людей в раннем
возрасте смотрит одни и те же детские
телевизионные программы, в переходном
– музыкальные клипы, во взрослом – “мыльные
оперы”. Люди слушают одинаковые новости
с аналогичными комментариями, придерживаются
определенной моды в одежде, покупают
производимые известными фирмами товары
широкого потребления, поедают гамбургеры
в разбросанных по всему миру ресторанах-близнецах
и работают в офисах, оформление которых
стандартно будь-то в Шанхае, Сингапуре,
Франкфурте или любом другом городе.
В результате появляется
новая генерация “глобальных” граждан,
взгляды, интересы и надежды которых все
более унифицируются. Региональная и национальная
культура испытывает большое давление.
К концу ХХ1 в., согласно прогнозу, прекратят
свое существование 6 тыс. языков. Культурная
самобытность народов находится под большей
угрозой исчезновения, чем биосистема
нашей планеты. Опасность нависла над
многими моральными и духовными ценностями,
традиционно служившими опорой обществу
и семье. Некоторые из этих ценностей уже
полностью утрачены.
Экономический,
технологический и научный прогресс значительно
опережает духовное развитие общества.
Средний европеец, владеющий автомобилем,
телевизором, пользующийся Интернетом,
путешествующий по всему миру, имеет более
высокий жизненный уровень, чем, например,
в свое время король Карл IV. Но в чем для
него состоит смысл жизни и не сводится
ли он к приобретению все большего количества
материальных ценностей и поискам удовольствий?
В прошлом, считает Клерк, искусство, музыку,
литературу, которые с детских лет прививали
человеку чувство прекрасного, питала
религия. Способна ли к этому глобализированная
культура? Выполняет ли общество свою
основную функцию, наполняя жизнь современников
определенным смыслом?
В текущем тысячелетии,
по мнению Клерка, главной проблемой
станет духовное возрождение общества,
определение созвучного современной эпохе
смысла и цели жизни. В быстро меняющемся
мире есть нечто общее для всех поколений
– традиционные базовые ценности, дающие
возможность устоять в бурном потоке жизни.
Именно к ним, возможно, следует обратиться
в поисках смысла существования в условиях
глобализации.
К числу таких
ценностей Клерк относит, прежде
всего честность как основу взаимоотношений
людей. Верность своему слову всегда
будет цементом, скрепляющим общественные
и человеческие связи, сохраняющим
их в трудные периоды. Ключом к тому, чтобы
все население планеты, значительная часть
которого живет в бедности, однажды могло
насладиться позитивными плодами глобализации,
Клерк считает сочувствие и щедрость.
По его мнению, в конкурентной среде глобальной
экономики гораздо большее значение, чем
прежде, имеет трудолюбие. Глобализация
не может исключить неизбежность принятия
трудных решений, сопровождаемых риском
и необходимостью отстаивания тех или
иных убеждений. Успех компаний, организаций
и отдельных граждан в глобализированном
мире по-прежнему будет зависеть от их
способности справедливо относиться к
работникам, друзьям и всем людям вообще.
И, наконец, вера в Бога, поскольку моральные
принципы являются производными от нее.
При поиске смысла жизни сегодня они служат
исходной базой и так же важны, как тысячу
лет назад, когда были впервые сформулированы.
Необходимость
совершенствования дошкольного
воспитания и школьного образования
n По мнению
израильского политика, лауреата
Нобелевской премии мира Шимона Переса,
в процессе воспитания нередко игнорируется
очень важный период – развитие ребенка
до трех – четырех лет, поскольку родители
часто не знают, как воспитывать детей
в первые годы жизни. Между тем в этом возрасте
дети намного более развиты, чем считалось
раньше, и способны усвоить некоторые
основополагающие знания. Нуждается в
совершенствовании и школьное образование.
В начальной и средней школе детей часто
заставляют запоминать то, что не вызывает
у них интереса. Вместо этого, по мнению
Ш. Переса, в школе следовало бы научить,
как нужно учиться. Необходимо развивать
способности детей и их воображение, уделяя
этому гораздо больше внимания, чем простому
умению запоминать материал. Воспитание
и образование молодых людей должно быть
построено таким образом, чтобы они были
коммуникабельными, человечными, много
читали, интересовались всем происходящим,
уважали моральные ценности, а главное
– умели сомневаться, а не бездумно повторяли
что-либо за другими.
n На вопросах
школьного образования остановился
и ректор Университета объединенных наций
в Токио Ганс ван Гинкель. Он подчеркнул,
что в условиях, когда важнейшее значение
имеет диалог между цивилизациями, развитыми
и развивающимися странами, ощущается
острая потребность в школьных знаниях
в области истории, географии, социальных
наук разных государств. Нужна новая педагогика
с новыми образовательными программами
для начальной и средней школы, способствующими
социализации учеников, превращению их
в граждан мира. Для начала важно добиться
в обществе доброжелательного отношения
граждан разных стран друг к другу. Наряду
с новыми образовательными программами
необходимо пересмотреть существующие
учебники, и в этой связи полезен опыт
реализации проекта Совета Европы, с помощью
которого можно сравнивать учебники разных
стран на глобальном уровне.
Другие проблемы
Помимо рассмотренных
выше вопросов в представленных в
данном обзоре докладах были подняты
и другие проблемы.
n Директор Лондонской
школы экономики Э. Гидденс
отметил, в частности, что мир
не впервые сталкивается с проблемой глобализации.
По его мнению, в настоящее время человечество
переживает вторую ее эру, а первая имела
место в конце ХIХ в., когда гигантскими
темпами рос торговый обмен, огромных
масштабов достигла миграция населения
внутри Европы и на другие континенты.
Люди в то время полагали, что способны
создать глобальное “космополитическое”
общество, многие мечтали о будущем без
войн. Просвещение, считает Э. Гидденс,
призвано способствовать этому. В ХХI в.
можно попытаться воплотить в жизнь цели,
которых не удалось достичь в предыдущем
столетии.
n Директор Центра
экономической грамотности
n Проректор Крингстонского
университета (Великобритания) Питер
Скотт затронул вопрос об
ü Скотт считает,
что глобализация сопряжена с
риском для сферы образования
и науки, не уступающим по своим масштабам
возможным позитивным последствиям,
и объясняет это четырьмя моментами:
1) глобализация порождает ряд проблем
для образования и науки в связи с появлением
новых средств немедленной связи; 2) глобализация
– это новая игра с новыми правилами, в
то время как университеты продолжают
оставаться в основном национальными
институтами, хотя их информация носит
часто международный характер; 3) традиционные
образовательные и научные организации
вынуждены противостоять вызовам вновь
создаваемых институтов, не вписывающихся
в устоявшуюся иерархическую структуру,
а новое понимание компетенции и правомочий
не всегда базируется на академических
знаниях и академическом образовании;
4) глобализацию сопровождают огромные
изменения в образовательном процессе,
и в этой связи происходит определенная
компрометация специализированных образовательных
институтов.
ü Скотт подчеркнул,
что глобализация – чрезвычайно
широкий феномен и что
ü Скотт считает,
что правительства несут ответственность
за сохранение автономности университетов
как важнейших институтов, помогающих
воздействовать на общество, и должны
прислушиваться к их мнению.
ВАЦЛАВ ДВОРЖАК
кандидат экономических наук
(Чешская Республика)
http://vasilievaa.narod.ru/
Информация о работе Роль образования и науки в процессе мировой глобализации