Роль образования и науки в процессе мировой глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:20, доклад

Краткое описание

В рамках прошедшего в Праге Форума-2000 состоялось пять конференций, посвященных вопросам образования, культуры и духовных ценностей в условиях усиливающейся глобализации. В их работе участвовали видные общественные деятели, политики и ученые, приехавшие из разных стран по приглашению президента Чешской Республики Вацлава Гавела. Один из блоков рассмотренных проблем – “Роль образования и науки в процессе мировой глобализации”. Предлагаем краткий обзор некоторых вопросов, поднятых в наиболее интересных выступлениях.

Вложенные файлы: 1 файл

дворжак.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Духовные и  этические основы глобализированного мира 

По мнению бывшего  президента ЮАР Фредерика Вильяма де Клерка, глобализация приводит к появлению новых международных стандартов в ряде областей человеческой деятельности, для которых прежде было характерно культурное разнообразие. Современное поколение людей в раннем возрасте смотрит одни и те же детские телевизионные программы, в переходном – музыкальные клипы, во взрослом – “мыльные оперы”. Люди слушают одинаковые новости с аналогичными комментариями, придерживаются определенной моды в одежде, покупают производимые известными фирмами товары широкого потребления, поедают гамбургеры в разбросанных по всему миру ресторанах-близнецах и работают в офисах, оформление которых стандартно будь-то в Шанхае, Сингапуре, Франкфурте или любом другом городе. 

В результате появляется новая генерация “глобальных” граждан, взгляды, интересы и надежды которых все более унифицируются. Региональная и национальная культура испытывает большое давление. К концу ХХ1 в., согласно прогнозу, прекратят свое существование 6 тыс. языков. Культурная самобытность народов находится под большей угрозой исчезновения, чем биосистема нашей планеты. Опасность нависла над многими моральными и духовными ценностями, традиционно служившими опорой обществу и семье. Некоторые из этих ценностей уже полностью утрачены. 

Экономический, технологический и научный прогресс значительно опережает духовное развитие общества. Средний европеец, владеющий автомобилем, телевизором, пользующийся Интернетом, путешествующий по всему миру, имеет более высокий жизненный уровень, чем, например, в свое время король Карл IV. Но в чем для него состоит смысл жизни и не сводится ли он к приобретению все большего количества материальных ценностей и поискам удовольствий? В прошлом, считает Клерк, искусство, музыку, литературу, которые с детских лет прививали человеку чувство прекрасного, питала религия. Способна ли к этому глобализированная культура? Выполняет ли общество свою основную функцию, наполняя жизнь современников определенным смыслом? 

В текущем тысячелетии, по мнению Клерка, главной проблемой  станет духовное возрождение общества, определение созвучного современной эпохе смысла и цели жизни. В быстро меняющемся мире есть нечто общее для всех поколений – традиционные базовые ценности, дающие возможность устоять в бурном потоке жизни. Именно к ним, возможно, следует обратиться в поисках смысла существования в условиях глобализации. 

К числу таких  ценностей Клерк относит, прежде всего честность как основу взаимоотношений  людей. Верность своему слову всегда будет цементом, скрепляющим общественные и человеческие связи, сохраняющим их в трудные периоды. Ключом к тому, чтобы все население планеты, значительная часть которого живет в бедности, однажды могло насладиться позитивными плодами глобализации, Клерк считает сочувствие и щедрость. По его мнению, в конкурентной среде глобальной экономики гораздо большее значение, чем прежде, имеет трудолюбие. Глобализация не может исключить неизбежность принятия трудных решений, сопровождаемых риском и необходимостью отстаивания тех или иных убеждений. Успех компаний, организаций и отдельных граждан в глобализированном мире по-прежнему будет зависеть от их способности справедливо относиться к работникам, друзьям и всем людям вообще. И, наконец, вера в Бога, поскольку моральные принципы являются производными от нее. При поиске смысла жизни сегодня они служат исходной базой и так же важны, как тысячу лет назад, когда были впервые сформулированы. 

Необходимость совершенствования дошкольного  воспитания и школьного образования 

n По мнению  израильского политика, лауреата  Нобелевской премии мира Шимона Переса, в процессе воспитания нередко игнорируется очень важный период – развитие ребенка до трех – четырех лет, поскольку родители часто не знают, как воспитывать детей в первые годы жизни. Между тем в этом возрасте дети намного более развиты, чем считалось раньше, и способны усвоить некоторые основополагающие знания. Нуждается в совершенствовании и школьное образование. В начальной и средней школе детей часто заставляют запоминать то, что не вызывает у них интереса. Вместо этого, по мнению Ш. Переса, в школе следовало бы научить, как нужно учиться. Необходимо развивать способности детей и их воображение, уделяя этому гораздо больше внимания, чем простому умению запоминать материал. Воспитание и образование молодых людей должно быть построено таким образом, чтобы они были коммуникабельными, человечными, много читали, интересовались всем происходящим, уважали моральные ценности, а главное – умели сомневаться, а не бездумно повторяли что-либо за другими. 

n На вопросах  школьного образования остановился и ректор Университета объединенных наций в Токио Ганс ван Гинкель. Он подчеркнул, что в условиях, когда важнейшее значение имеет диалог между цивилизациями, развитыми и развивающимися странами, ощущается острая потребность в школьных знаниях в области истории, географии, социальных наук разных государств. Нужна новая педагогика с новыми образовательными программами для начальной и средней школы, способствующими социализации учеников, превращению их в граждан мира. Для начала важно добиться в обществе доброжелательного отношения граждан разных стран друг к другу. Наряду с новыми образовательными программами необходимо пересмотреть существующие учебники, и в этой связи полезен опыт реализации проекта Совета Европы, с помощью которого можно сравнивать учебники разных стран на глобальном уровне. 

Другие проблемы 

Помимо рассмотренных  выше вопросов в представленных в  данном обзоре докладах были подняты  и другие проблемы. 

n Директор Лондонской  школы экономики Э. Гидденс  отметил, в частности, что мир не впервые сталкивается с проблемой глобализации. По его мнению, в настоящее время человечество переживает вторую ее эру, а первая имела место в конце ХIХ в., когда гигантскими темпами рос торговый обмен, огромных масштабов достигла миграция населения внутри Европы и на другие континенты. Люди в то время полагали, что способны создать глобальное “космополитическое” общество, многие мечтали о будущем без войн. Просвещение, считает Э. Гидденс, призвано способствовать этому. В ХХI в. можно попытаться воплотить в жизнь цели, которых не удалось достичь в предыдущем столетии. 

n Директор Центра  экономической грамотности Фритьоф  Капра подчеркнул необходимость  просвещения населения по проблемам  глобализации, чтобы подготовить  новое поколение к решению  задач, которые возникнут в грядущую эпоху. 

n Проректор Крингстонского  университета (Великобритания) Питер  Скотт затронул вопрос об отличии  глобализации от интернационализации.  Он считает, что не следует  рассматривать глобализацию как  высшую или наиболее интенсивную  форму интернационализации. По его мнению, это совершенно другое явление. Глобализацию нельзя отождествлять с американизацией, хотя английский язык получает все большее распространение в качестве мирового. По мнению П. Скотта, глобализация не знаменует победу капитализма свободного рынка и не означает либерализацию экономических отношений. Ничего общего не имеет она и с уничтожением окружающей среды (вопреки шумным протестам антиглобалистов во многих странах). В числе отличий глобализации от интернационализации П. Скотт отметил, в частности, ее влияние на личную жизнь граждан. 

ü Скотт считает, что глобализация сопряжена с  риском для сферы образования  и науки, не уступающим по своим масштабам  возможным позитивным последствиям, и объясняет это четырьмя моментами: 1) глобализация порождает ряд проблем для образования и науки в связи с появлением новых средств немедленной связи; 2) глобализация – это новая игра с новыми правилами, в то время как университеты продолжают оставаться в основном национальными институтами, хотя их информация носит часто международный характер; 3) традиционные образовательные и научные организации вынуждены противостоять вызовам вновь создаваемых институтов, не вписывающихся в устоявшуюся иерархическую структуру, а новое понимание компетенции и правомочий не всегда базируется на академических знаниях и академическом образовании; 4) глобализацию сопровождают огромные изменения в образовательном процессе, и в этой связи происходит определенная компрометация специализированных образовательных институтов. 

ü Скотт подчеркнул, что глобализация – чрезвычайно  широкий феномен и что университеты как научно-исследовательские организации  несут большую ответственность  за четкое определение данного понятия. Участие в этом следует принять  также другим частным и общественным организациям, с которыми университеты будут сотрудничать. Кроме того, университетам следует привлекать своих студентов и учащихся других учебных заведений к работе по выявлению влияния глобализации на культуру, мораль и этику. 

ü Скотт считает, что правительства несут ответственность за сохранение автономности университетов как важнейших институтов, помогающих воздействовать на общество, и должны прислушиваться к их мнению. 

ВАЦЛАВ ДВОРЖАК

кандидат экономических  наук

(Чешская Республика) 

http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20_2_02.htm 

Информация о работе Роль образования и науки в процессе мировой глобализации