Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:39, доклад
Американский историк Дж. Рейнолдс, исследуя состояние южной прессы в период се-цессии Юга, весьма красноречиво озаглавил свою книгу: "Редакторы создали войну". В качестве доказательства своей правоты он приводит мнение виргинской газеты, высказанное в 1861 г., когда Гражданская война Севера и Юга уже началась: "Пресса и телеграф разрушили страну. Подчинение их цензуре могло бы сохранить Союз". Это утверждение представляется парадоксальным и, разумеется, во многом преувеличенным. Но нельзя не признать, что в возникновении и обострении конфликтных ситуаций в обществе, которые ведут к противостоянию, конфронтации и даже к Гражданской войне, роль прессы, формирующей общественное мнение, чрезвычайно велика.
"Эти штаты присвоили
себе право судить о
Хотя эти аргументы
не отличались оригинальностью, они
встречали благоприятный
По-прежнему важной в пропагандистском отношении считалась мысль о том, что земли, завоеванные у Мексики, являются общим достоянием, как свободных, так и рабовладельческих штатов, поэтому на них также должен распространяться институт рабства наравне со свободным трудом. В Декларации Джорджии подчеркивалось:
"Мы проливали за
эти земли свою кровь и
Не случайно все предложения компромиссов, предлагаемые сторонниками Юга на Севере в 1860-1861 гг., включали требование продления линии Миссурийского компромисса до Тихого океана.
На Юге благодаря неустанным усилиям южной пропаганды сложилось представление об особом пути развитии. Создание южной пропагандой мифов сочеталось с резкой и нелицеприятной критикой северной модели развития. В этот период начинается формирование концепта "южного самосознания" и "южной культуры" как особой доминанты в американской культурной традиции. Происходит становление регионального самосознания, выразившееся в мифологизации прошлого, поиске архетипов и политических идей, способных противостоять Северу. Создается целый набор пропагандируемых мифологем ("миф о кавалерах", "плантаторский миф", "миф об античной демократии" и т.д.) [60].
В это время у южан начинает формироваться негативный образ Севера, "агрессивных янки", стремящихся уничтожить основы "южной цивилизации". В ряде статей в южном журнале "Саузерн квотерли ревью", издаваемом писателем У. Симмсон, речь шла о существовании в рамках североамериканского Союза двух цивилизаций - "северной" и "южной". Само собой, разумеется, подразумевалось превосходство "южной" цивилизации над "северной".
Английский журналист У. Рассел, путешествуя в 1861-1862 гг. по США, отмечал в своих дневниках, что южане считают себя особым народом со своей собственной судьбой [61].
"Нет ничего во всех
темных пещерах человеческой
страсти столь жестокого и
смертельного, как ненависть, которую
южнокаролинцы выражают по
Назревавшая Гражданская
война многими современниками-
"поскольку их (северян.
- Т.А.) откровенная цель - ниспровергнуть
наше общество, не только отнять
нашу собственность, но и
Эти идеи находили самое широкое подтверждение в южной прессе. Газета "Нэчез фри трейдер" (Миссури) заявляла 19 ноября 1860 г.:
"Рубикон перейден. Мы
должны действовать. Если мы
не можем иметь равенство
У большинства жителей
Юга, во многом благодаря южной пропаганде,
отсутствовала объективная
Их намерения по разрушению страны были призваны не только сохранить аграрный характер Юга, но и подчинить его экономику диктату более развитых в промышленном отношении европейских держав. Англия не скрывала своего удовольствия, наблюдая, как разваливается на части страна, которая ранее являлась ее колонией, и как огромная часть этой страны готова была стать ее полуколонией, ее аграрно-сырьевым придатком, не видя в этом никаких негативных последствий. Главный тезис состоял в том, что Юг, отделившись и отменив протекционистские тарифы, сможет покупать дешевые и более качественные английские товары. Таким образом, общественное мнение Юга в конечном счете не только оправдало курс на сецессию и развязывание Гражданской войны, но и оказалось достаточно монолитным и сплоченным, поскольку даже юнионисты и их пресса вынуждены были смолкнуть под напором аргументов защитников особой цивилизации Юга.
На Севере отражение в
общественном мнении углублявшегося секционного
конфликта создавало более
Большинство газет Севера отвергало сравнение сецессии южан с войной за независимость.
Уподобление южных экстремистов
"революционным отцам-
"Декларация независимости
Т. Джефферсона говорила о
Известный политик Ч. Самнер, выступая в Сенате, заклеймил "варварство рабства". Он заявил, что "особый институт" Юга, который южная пропаганда живописала как благодетельный для негров, был варварским учреждением, и южане, которые основали его, являются настоящими варварами без всяких признаков цивилизации". Выступая позже в Нью-Йорке, Самнер предсказал, что с избранием Линкольна рабство вскоре скончается "подобно отравленной крысе, которая умирает в своей норе" [66].
Конечно, такие настроения
на Севере формировались в значительной
степени под воздействием аболиционистской
пропаганды, которая в течение
десятилетий разоблачала
Главный идеолог движения
У. Гаррисон неоднократно заявлял, что
ради ликвидации этого позорного
института можно пойти на разрушение
единства штатов. Долго расценивавшие
Союз как "соглашение с дьяволом",
радикальные аболиционисты
"Все попытки спасти
Союз - просто идиотизм, - утверждала
его газета "Либерейтор". - Наконец
«соглашение с дьяволом»
Шесть недель спустя в этой же газете снова утверждалась:
"Теперь давайте созовем
Конвент свободных штатов, чтобы
образовать независимое
Неверно было бы утверждать,
что подобные призывы не оказывали
никакого воздействия на общественное
мнение. Когда началась сецессия Юга,
некоторые радикальные
"Если штат Южная
Каролина хочет уйти, - заявляла "Чикаго
трибюн" в октябре 1860, - позвольте
ей это сделать. И пусть она,
подобно больному члену,
Большинство северных экстремистов не осознавало в достаточной степени, к каким трагическим для страны последствиям вели их призывы к разделу страны, подхваченные, правда из самых разных соображений, многими ведущими изданиями Севера.
Перед лицом надвигающейся Гражданской войны у многих жителей Севера, особенно у представителей деловых кругов не было четких позиций. И эти колебания ясно отразились на страницах печати, прежде всего "Нью-Йорк трибюн". X. Грили, несмотря на постоянные угрозы отделения Юга, не верил в его возможность:
"Очень легко разрушить
Союз на бумаге, но на практике...
огромные препятствия
В то же время данная газета приветствовала избрание А. Линкольна президентом, утверждая, что это позволит решить насущные для Севера вопросы введения протекционизма и принятия закона о гомстедах.
Перед Севером встал трудный вопрос: какую политику проводить в сложившихся условиях? Большинство жителей Севера требовали решительных действий, призывая на многочисленных митингах к сохранению Союза и наказанию мятежников [72]. Однако такую позицию разделяли далеко не все. Немало было колеблющихся, которых пугала перспектива Гражданской войны. Выражая их взгляды, "Трибюн" заявляла:
"Трудно жить в республике, где одна часть пригвождается к другой штыком... Если рабовладельческие штаты убедятся, что для них лучше быть вне Союза, чем в нем, мы будем настаивать на том, чтобы разрешить им уйти с миром" [73].
В ряде случаев позиция "Трибюн" мало чем отличалась от той, которую занимала ее злейший враг - "Геральд".
"Если наши южные
братья думают, что им будет
лучше без нас, если они
Все это не способствовало ясному пониманию ситуации ее многочисленными читателями. Более того, "Геральд" требует изгнать из Союза Новую Англию, где были наиболее сильны аболиционистские настроения, чтобы создать почву для сохранения единства с Югом.
"Остальная часть страны
просто устала от Новой Англии,
- утверждала "Геральд". - В ней
слишком много провинциальной
подлости, фанатизма, самомнения, любви
к «измам», придирчивой
Информация о работе Роль общественного мнения в канун гражданской войны в США