Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:55, реферат
В этом году празднуется 60-летие победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Эта победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога. Всё чаще мы слышим из средств массовой информации о вкладе Русской Православной Церкви в победу. Долгое время эта тема не обсуждалась в печати из-за коммунистической цензуры.
Введение.
Глава 1. Церковь и власть.
1.1. Положение Церкви до войны.
1.2. Церковь и власть в годы войны.
Примечания.
Глава 2. Церковь и народ.
2.1. Патриотическая деятельность Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.
2.2. Вера в Бога на грани закона.
2.3. Вера в Бога в тылу и на фронте.
Примечания.
Заключение.
Источники.
Литература.
Роль русской православной церкви в Великой Отечественной войне
Выполнила: Р.Р.Баймухаметова, школа № 66, 10А класс
Научный руководитель: учитель истории высшей категории Т.Ю.Ковалёва
Научный консультант: кандидат исторических наук А.С.Вдовин
Красноярск, 2005
Содержание:
Введение.
Глава 1. Церковь и власть.
1.1. Положение Церкви до войны.
1.2. Церковь и власть в годы войны.
Примечания.
Глава 2. Церковь и народ.
2.1. Патриотическая деятельность Православной
Церкви во время Великой Отечественной
войны.
2.2. Вера в Бога на грани закона.
2.3. Вера в Бога в тылу и на фронте.
Примечания.
Заключение.
Источники.
Литература.
Приложение.
Введение
В этом году празднуется 60-летие
победы Советского Союза в Великой
Отечественной войне. Эта победа
досталась нелегко: огромные потери,
разруха и кошмар концентрационных
лагерей вошли в историю
В настоящее время многие учёные и обычные люди отмечают снижение гуманности в обществе (растёт преступность, безразличие людей друг к другу). Издавна православие в России олицетворяло гуманистические начала. Церковь не потеряла своей роли и в наше время. Поэтому тема работы актуальна, история Церкви - это история духовной культуры, и если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать.
Цели:
1. Выявить, каким образом
Великая Отечественная война
повлияла на взаимоотношения
власти и Церкви.
2. Определить патриотическую роль Русской
Православной Церкви в Великой Отечественной
войне.
3. Определить роль Православной Церкви
в поднятии боевого духа в народе.
Задачи:
1) Проследить за
2) Выявить основные направления патриотической
деятельности Православной Церкви во
время Великой Отечественной войны.
3) Узнать и проанализировать свидетельства
об отношении населения к православию
в исследуемый временной период.
Гипотеза:
Во время Великой
Хронологические рамки:
Основное внимание в работе
уделено периоду Великой
Территориальные рамки:
Рассматривается территория сегодняшней Российской Федерации, частично, территория СССР.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списков источников, литературы и приложения.
Методы исследования:
Работа построена по реферативному типу с обобщением уже известной информации и построением собственных выводов на её основании. В работе присутствует информация источников, нигде не опубликованная ранее (воспоминания очевидцев и участников событий Великой Отечественной войны, сводная таблица о закрытии церквей Красноярского края в 1935-1940 гг., данные архивных документов).
Практическое значение работы:
Данная научно-
Библиографический обзор:
Материал по аспектам православия
во время Великой Отечественной
войны рассредоточен в
Православной Церкви во время Великой Отечественной войны посвящён документальный фильм «За други своя», в котором рассказывается об отношениях Церкви с властью в этот период, вере в Бога в народе. В работе используются различные виды неопубликованных источников. Велась работа в ЦХИДНИ КК с фондами 1, 26 и 1474. В работе с источниками основной трудностью являлось то, что нельзя было получить документы ГАККа для изучения в читальном зале, так как в фондах о Православной Церкви содержалась конфиденциальная информация о людях, которая не может быть опубликована в течение 75 лет. Антирелигиозная статья из газеты «Типографский рабочий» от 1925 года изучались на выставке в доме-музее П.И.Красикова, основанной на материалах фондов Краеведческого музея. Важнейшими источниками стали интервью с очевидцами событий Великой Отечественной войны. Каждый из них рассказывал какие-то факты, давал разную личностную оценку тем событиям, но все они помогли нам составить примерную картину отношения к религии в обществе во время войны.
В работе использовались данные из сборников материалов научных конференций «Церковь и государство: прошлое и настоящее», «Люди и судьбы XX век», «Красноярский край: история в документах». Использовались сведения из пособия для духовных семинарий «История Русской Православной Церкви». Часть используемого в работе материала содержится в научных журналах. В статье Т.А.Чумаченко «Советское государство и Русская Православная Церковь в 1941-1961 гг.» из научно-теоретического журнала «Религиоведение» (№ 1, 2002 год) рассказывается, как власть неоднократно пересматривала тактику ведения отношений с православием. В статье В.Якунина «Изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны», помещённой на страницах политического журнала «Власть» (№ 12, 2002 год) также рассматривается взаимоотношения Церкви и власти. Но В.Якунин пишет о государственно-церковных отношениях во время Великой Отечественной войны и в 1930-е годы, не затрагивая более поздний период. В журнале писателей России «Наш современник» (№ 5, 2002 год) напечатана статья Геннадия Гусева «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», в которой автор приводит исторические документы 1941-1946 гг.: послания церковного местолюбителя Сергия народу, телеграмму Сталина Сергию. Во вступительной статье Г.Гусев пишет о высоком значении Православной Церкви в Великой Отечественной войне. Также работа содержит информацию из сети Internet. Это выдержки из книг М.Жуковой и протоиерея В.Швеца о роли православия на фронтах Великой Отечественной войны и среди тыловиков. В статье «Была ли безбожная пятилетка?», размещённой на сайте www.religion.ng.ru и в «Независимой газете», историк С.Фирсов пишет о том, что, несмотря на угнетение Церкви при коммунистическом правительстве до войны, население верило в Бога. Марк Поповский живым языком написал очерк «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга», в котором рассказал не только о личности Святого Луки, но и о вопросах взаимоотношений власти и Церкви во время Великой Отечественной войны. В газете «Красноярский рабочий» (№ 34, 1991 год) мы нашли публикации о священнике-хирурге В.Ф.Войно-Ясенецком. Сведения о нём можно найти также в мерной книге «Памятники истории и культуры Красноярского края».
О войне написано много художественных произведений. Религия - прежде всего, духовная культура, поэтому важно было в работе обратить внимание на внутренние переживания людей, моральное ощущение мира у человека того времени. В работе используются воспоминания участников Великой Отечественной войны из книги С.Алексиевич «У войны - не женское лицо». Осмыслить величину человеческой трагедии Великой Отечественной войны помогают и другие художественные произведения таких, например, авторов, как Михаил Шолохов («Судьба человека»), Василь Быков («Обелиск», «Альпийская баллада»), Виктор Астафьев («Прокляты и убиты»).
Глава 1. Церковь и власть
1.1. Положение Церкви до войны
Россия приняла православие
как государственную религию
в 988 году. В то время это было необходимо
для поддержания
С приходом новой власти в 1917 году положение Церкви в России резко ухудшилось, «...была христианами создана запутанная сказка о рождении Иисуса-Мессии, которой попы до сих пор морочили рабочих и крестьян», «Где помещается бог со своим царством, если астрономы обшарили своими фототелескопами вселенную на 12000 световых годов?» - писали в красноярской газете «Типографский рабочий» от 1925 г.(1) С приходом к власти большевиков для Церкви наступили нелёгкие времена. Новая власть не хотела в условиях послереволюционного периода допускать существования православия наравне с единой коммунистической идеологией марксизма. Религию объявили пережитком царизма.
Уже Ленин в своих письмах призывал к беспощадному уничтожению священников, отказывающихся подчиняться новому строю.(2) Вначале большевики не имели чёткой программы уничтожения Православной Церкви. Но с 1922 г. у них появилась эта программа, и вскоре началось приведение в жизнь антирелигиозных указов. В 1922 г. при ЦК РКП(б) появилась Комиссия по проведению отделения Церкви от государства (Антирелигиозная комиссия в 1928-1929 гг). Эта комиссия жестко контролировала религиозные организации. Бессменным председателем её был Емельян Ярославский(3) (Миней Израилевич Губельман)(4). Комиссия действовала до 1929 года. Позднее вопросы православия рассматривались на заседаниях Секретариата ЦК партии.
В 1922 году был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Официально это было связано с голодом 1921 года, неофициально изъятие церковных ценностей власть воспринимала как способ ослабления влияния Церкви в России. Вопрос об изъятии ценностей всколыхнул партийную массу и в городах и в деревне. По укомам и райкомам был разослан специальный циркуляр, была открыта подготовительная агитация(5).
В середине 20-х гг. возник Союз безбожников СССР, открыто поддерживаемый государством. В декабре 1922 г. начала издаваться газета «Безбожник». Инициатором её создания и ответственным редактором почти 20 лет был Е.Ярославский. 12 сентября 1923 года, во время обсуждения вопроса «о формах и способах антирелигиозной пропаганды в деревне» Е.Ярославский выдвинул идею организации кружков воинствующих безбожников. Власть поддержала инициативу, и в 1924 году в Москве созвали первое учредительное собрание Общества друзей газеты «Безбожник». Съезд этого общества в 1929 году положил начало Союзу безбожников СССР (с 1929 г. - Союз воинствующих безбожников). Эта организация имела свой Центральный совет. Главными лозунгами совета стали «Через безбожие - к коммунизму» и «Борьба с религией - это борьба за социализм». Председателем нового Союза стал Е.Ярославский. Апогеем деятельности совета можно считать II съезд безбожников, прошедший в июне 1929 г. На нём присутствовали 1200 делегатов.
Практиковалось публичное вскрытие святых мощей.(6) Одним из своеобразных напоминаний об официальном безбожии стали «шестидневки» («непрерывки»). С 1929 г. в СССР рабочая неделя была «подвижной», когда 5 дней трудящиеся работали, а на шестой отдыхали. Под этим подразумевалось отрицание воскресенья, как данного Богом дня для отдыха. Указом СНК от 26 июня 1940 года «непрерывки» были отменены, и Россия вернулась к семидневной рабочей неделе.
В марте 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». В нём ЦК требовал «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке».(7) Но процесс не прекратился, а напротив, только ускорился. Для примера приведём таблицу об официальном закрытии церквей Красноярского края в 1935-1940 гг.:
Район |
Количество закрытых |
Период |
Абанский |
2 |
1935-1936 гг. |
Ачинский |
2 |
1938-1939 гг. |
Балахтинский |
7 |
1935-1937 гг. |
Березовский |
7 |
1935-1940 гг. |
Бирилюсский |
1 |
1938 г. |
Боготольский |
10 |
1935-1936 гг. |
Большемуртинский |
5 |
1937 г. |
Даурский |
2 |
1935-1937 гг. |
Дзержинский |
3 |
1935 г. |
Емельяновский |
11 |
1935-1938 гг. |
Ермаковский |
12 |
1935-1938 гг. |
Енисейск и Енисейский район |
4 |
1935-1938 гг. |
Иланский |
4 |
1939-1940 гг. |
Идринский |
10 |
1935-1940 гг. |
Каратузский |
5 |
1935-1938 гг. |
Красноярск |
24 |
1935-1940 гг. |
Краснотуранский |
9 |
1937-1939 гг. |
Минусинский |
8 |
1937-1940 гг. |
Манский |
5 |
1935-1940 гг. |
Назаровский |
2 |
1935 г. |
Новосёловский |
1 |
1935 г. |
Нижнеингашский |
3 |
1935-1939 гг. |
Пировский |
2 |
1937-1938 гг. |
Рыбинский |
4 |
1935-1940 гг. |
Саянский |
1 |
1940 г. |
Сухобузимский |
5 |
1935-1937 гг. |
Тюхтетский |
1 |
1935 г. |
Ужурский |
4 |
1935-1938 гг. |
Уярский |
6 |
1935 г. |
Итого: |
160 |
1935 -1940 гг. |
Информация о работе Роль русской православной церкви в Великой Отечественной войне