Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:40, сочинение
Мнения о том, как воспринимать и оценивать случай в истории – разделились. Подавляющее большинство предпочитает расценивать случай как продукт нашего незнания – и поэтому не поддающийся контролю и прогнозу,и поэтому не представляет никакого интереса для изучения. Некоторые дают ему право на существование и приписывают объективность.
Не было гвоздя – Подкова пропала.
Не было подковы – Лошадь захромала.
Лошадь захромала – Командир убит.
Конница разбита – Армия бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
От того, что в кузнице
Не было гвоздя.
(перевод с английского С.Я. Маршака)
Роль случая в истории.
Мнения о том, как воспринимать и оценивать случай в истории – разделились. Подавляющее большинство предпочитает расценивать случай как продукт нашего незнания – и поэтому не поддающийся контролю и прогнозу,и поэтому не представляет никакого интереса для изучения. Некоторые дают ему право на существование и приписывают объективность.
Например Р.Будон в работе «Место беспорядка», заявляет, что «в действительности случай преспокойно существует» и характеризует его как структуру, некое пересечение причинно-следственных цепочек в определенное время.
Для того, чтобы проанализировать роль случая в истории – или исторической случайности – необходимо дать корректное определение термина. Для начала сначала проследим развитие подходов к понятию «историческая случайность» в методологии истории.
Одним из первых мыслителей XX в., изложивших с методологической точки зрения нетривиальную концепцию исторической случайности, был французский философ Реймон Арон (1905–1983). Его понимание истории представлено в книге «Введение в философию истории», написанной в 1938 г Р. Арон определяет случайность как «одновременно возможность постичь другое событие и невозможность дедуцировать событие из всей предыдущей ситуации». При этом в зависимости от угла зрения одно и то же событие может показаться случайным или нет.
Русский писатель и историк М.А. Алданов (1886–1957) эмигрировал из России после Октябрьской революции 1917 г. Он суммировал свои историософские взгляды в книге «Ульмская ночь. Философия случая». М.А. Алданов отвергает подход, согласно которому «случайность» – понятие временное и случайность – это только «псевдоним незнания», поскольку при таком подходе понятие случая становится ненужным и бессмысленным. М.А. Алданов считает,что «историческая случайность» – понятие самодостаточное и устойчивое.Особенно ярко это проявляется при анализе истории войн и революций. М.А. Алданов в гл. III «Диалог о случае в истории» нализирует множество случайностей в ходе Великой Французской революции, войны 1812 г., Октябрьской революции 1917 г. Он приходит к выводу, что «Война и есть истинное торжество случая».
Одним из первых в отечественной исторической науке методологические аспекты проблемы исторической случайности в рамках марксистской теории обобщил в 1965 г. А.Я. Гуревич в статье «Общий закон и конкретная закономерность истории». Автор утверждает, что «из того, что мы именуем случайностями, и складывается конкретная закономерность… историческая закономерность не существует вне случайностей». А.Я. Гуревич считает, что фатальной неизбежности именно данного хода событий никогда нет. В связи с этим Гуревич даёт определение исторической случайности: «случайность на одном уровне в одной системе развития в то же время есть закономерность на другом уровне исторического процесса, в другой системе отношений»
Б.Г. Могильницкий не согласен с мнением А.Я. Гуревича, что закономерность складывается из случайностей: «…такая позиция ведет к отрицанию принципиального различия между случайностью и закономерностью». Также Могильницкий отмечает преувеличение роли случайности в истории, характерное для современной западной историографии.
Если принять,
что случайность – понятие
противоположное
Повторяемость событий и связей между ними изучается в теории вероятности. В теории вероятности случайным называют любое событие, которое нельзя однозначно предсказать, которое при одинаковых условиях может либо произойти, либо не произойти. В обыденном смысле под случайностью часто подразумевают маловероятные события.
Исходя из определений случайности как столкновения независимых причинных цепей, принадлежащих независимым системам и управляемых разными закономерностями, историческими случайностями называют стихийные природные явления, изменившие ход истории: бури, ведущие к крушению военного флота; извержения вулканов и землетрясения, разрушающие города и даже целые цивилизации; неурожаи и засухи, ускоряющие экономические и социальные кризисы; морозы, способствующие победе менее сильной армии и т.д. Случайностями называют также физические и физиологические процессы, не зависящие от воли человека: траектории полёта пуль и снарядов, спасающих или отнимающих жизнь исторических деятелей; распространение болезнетворных микробов, ставшее причиной болезни или смерти исторических личностей; внешность или глубинные подсознательные импульсы поведения исторических личностей и т.д. Все эти явления не обусловлены ходом истории и потому случайны по отношению к нему. Однако что тогда мешает считать, что отсутствие всех этих природных, физических и физиологических явлений в какой-либо момент истории также было случайностью? Спокойное море и недра планеты, нормальные осадки и
температура также влияют на ход истории и не зависят от него, следовательно, по определению, имеют по отношению к истории случайный характер.
Исходя из этой же логики рассуждений, мы должны считать случайностью не только неожиданную болезнь, но и здоровье человека. Таким образом, согласно определению случайности как пересечения разных причинных рядов, любое историческое событие становится случайностью.
Тогда исчезает смысл использования понятия «случайность» – оно тановится полностью избыточным.