Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:13, доклад
90-е гг. XX века закончились для России и Запада взаимным разочарованием. Расчёты, связанные с формированием равноправных партнёрских отношений России с Западом, как это предполагалось в «Основных положениях конвенции внешней политики РФ» от 23 апреля 1993 г. не оправдались. Усилилась тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США.
Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество.
Основные приоритеты внешней политики России
90-е гг. XX века закончились для России и Запада взаимным разочарованием. Расчёты, связанные с формированием равноправных партнёрских отношений России с Западом, как это предполагалось в «Основных положениях конвенции внешней политики РФ» от 23 апреля 1993 г. не оправдались. Усилилась тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США.
Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления приоритетов российской внешней политики. 10 января 2000 г. указом Президента была утверждена новая концепция внешней политики РФ, основными приоритетами которой были:
Утратив фактически статус великой державы, и не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия всё чаще и не без успеха стала играть роль посредника при разрешении сложных международных и региональных проблем, например с Ираком, Афганистаном, Югославией.
Россия и США
Российское руководство в 1992-1994 гг. отдавало предпочтение налаживанию и укреплению российско-американских отношений.
В 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991). Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он стал логическим продолжением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трёх сферах.
Внешняя политика России шла в форватере внешней политики США. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе «Партнёрство во имя мира» (1994). Партнёрство оказалось более чем символическим, так как уже в 1994 г. НАТО активизировало курс на расширение своей организации за счёт стран – бывших членов ОВД (Польши, Чехии, Венгрии) и республик бывшего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии). Заявления руководства США о том, что демократическая Россия не рассматривается ими в качестве противника, были неубедительны. Вероятность приближения военно-политического блока к границам Росси беспокоила её руководство. Напряженность в некоторой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в 1997 г., по которому американское ядерное оружие не должно быть размещено на территории стран – бывших участников ОВД, а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем. В 1999 г. отношения России с НАТО обострились в связи с военной операцией блока против Югославии. Руководство России расценило военное вмешательство стран Североатлантического блока во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН, как серьёзный удар по системе международной безопасности.
С приходом к власти нового президента США Дж. Буша в 2001 г. концепция внешнеполитических отношений с Россией претерпевает серьёзные коррективы – Россия вновь отождествляется с серьёзной угрозой для США. Американское руководство ещё более активно развивает курс на глобальное лидерство США в мире. Российско-американские отношения расходятся по принципиальным позициям, прежде всего, по проблеме ПРО (США вышли из договора по ПРО в 2002 г.) и расширению НАТО.
Кризис партнёрства явственно проявился в 2003 г. в ходе иракского кризиса. Намерение США провести военную операцию против Ирака, игнорируя позицию ООН, не было поддержано рядом крупнейших стран, в том числе и Россией, которая прямо заявила, что военные действия США против Ирака не имеют правовых оснований. Оккупировав Ирак, США приняли решение отстранить ряд стран, не входящих в американскую коалицию, от участия в восстановлении Ирака. США выступили с инициативой списания долгов с Ирака, что явно противоречило интересам России как одного из главных кредиторов Ирака.
В 2004 г Россия довольно жёстко отреагировала на вступление в НАТО (помимо Болгарии, Румынии, Словакии и Словении) стран Балтии – Латвии, Литвы и Эстонии. Было также осуществлено проникновение США в «чувствительные» для безопасности России территории – Среднюю Азию (Кыргызстан) и Закавказье (Грузия). Всё это затронуло военно-политические интересы России и нанесло удар по её престижу.
Россия и ЕС
Перспективным партнёром России являлся Европейский Союз. Отношения России с ЕС затрагивают все основные направления политики Европейского Сообщества.
Разработка концепции «общего европейского экономического пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия – ЕС в 2001 г. направлена на организацию сотрудничества в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии при условии общей либерализации торговли, упрощении торговых процедур и т.п. Россия и ЕС признают необходимость наращивания сотрудничества в области нефтяной промышленности, выступают в поддержку постепенной интеграции рынков электроэнергии и энергоносителей.
В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов», заседаний Совета сотрудничества, встреч на уровне председатель правительства России – председатель к ЕС.
Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков. Установлены контакты между правоохранительными органами России и Европолом, принят совместный план действий по борьбе с международной организованной преступностью.
В 2002 г. ЕС и США признали российскую экономику рыночной.
Климат отношений России с Евросоюзом удалось улучшить, однако Запад продолжал мыслить двойными стандартами в оценке чеченского терроризма. Россия так и не сумела объяснить общественному мнению Запада причины военной операции в Чечне, настроив против себя общественное мнение немалой части Европы.
Восточное направление внешней политики
На азиатском направлении серьёзный прогресс был достигнут в отношениях России с Китаем и Индией. Россия стала полноправным участником ключевых азиатских интеграционных структур – Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Асеановского регионального форума.
Сближении России с Китаем, начатое в начале XXI века, является устойчивым процессом. Китай демонстрирует общие с Россией подходы по многим международным вопросам, активно развивает с ней торговлю. Особое значение имеет российско-китайское взаимодействие в таких вопросах как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах. Китай поддерживает действия правительства России в Чечне.
Успешно развиваются отношения России и Индии. Одной из важнейших составляющих всего комплекса двусторонних отношений является военное и военно-техническое сотрудничество. Индия один из крупнейших импортёров российского вооружения. Имеются позитивные тенденции в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве.
В сфере международного экономического сотрудничества большим событием стало создание новой организации с участием России. БРИКС – группа из пяти быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Прогнозируется, что экономический рост этих стран в будущем приведёт к уменьшению влияния стран «золотого миллиарда». Эти страны занимают более чем 25% суши в мире, 40% населения. Страны БРИКС входят в пятёрку стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения инвестиций.
Организации, куда входит РФ: