Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:20, контрольная работа
Древнерусские традиции отмирали постепенно и ещё долго сохранялись в привычках и обычаях создателей новой страны. Однако на их нравах, как и на вновь возникавших политических традициях, не могло не сказываться влияние ордынских образцов централизованного государства со строго иерархизированным милитаризованным обществом с деспотическим режимом и развитой инфраструктурой подавления и управления населением.
Монгольские завоеватели не посягали на религиозные устои русского общества. Религиозное единство было важнейшим условием, идеологической базой создания новой государственности. По мере явного упадка Византии, закончившегося окончательным падением Константинополя в 1453 году, чувство духовного одиночества усиливалось. Вместе с ним усиливалось и сознание исключительной роли русского народа – хранителя истинной христианской веры, осознание того, что Москва – прямая наследница Византии, Третий Рим.
1.Третий Рим накануне реформ
2.Рождение реформатора
3.Начало империи
4. «Эпоха дворцовых перевототов»
5.Эпоха Елизаветы Петровны
6.Век Екатерины Великой
7.Империя наступает
8.Царствование Павла I
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
“ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
Владимирский филиал
Kафедра “Философии, истории и права”
Факультет Менеджмента и бизнес-информатики
Специальность менеджмент
(направление)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине История
Номер зачетной книжки 100.06/130033
Владимир 2013
Российская империя в XVIII веке
Содержание
1.Третий Рим накануне реформ
2.Рождение реформатора
3.Начало империи
4. «Эпоха дворцовых перевототов»
5.Эпоха Елизаветы Петровны
6.Век Екатерины Великой
7.Империя наступает
8.Царствование Павла I
Третий Рим накануне реформ
«Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился».
С. М. Соловьёв
Московская Русь – государство со столицей в Москве, существовавшее до реформ Петра Великого и исчезнувшее в ходе его преобразований.
С середины XIII века исторические судьбы Северо-Востока и Юго-Запада Руси разошлись окончательно, а уже в начале следующего столетия Москва стала одним из центров политической жизни возрождающейся страны.
Значение татаро-монгольского ига на Руси было предметом пристального внимания нескольких поколений историков и вызывает споры до сих пор. Большинство сходится в том, что нанеся сокрушительный удар по экономической жизни страны, иго значительно замедлило её развитие. Другие учёные утверждают, что и масштабы разорения, и тягость самого ига сильно преувеличены.
Нельзя отрицать факт экономического опустошения страны после монгольского нашествия. Одним из важнейших следствий его было нарушение тех слабых ещё хозяйственных связей, которые существовали между отдельными русскими землями. Другое следствие монгольского нашествия – политическое. Международное значение Руси упало, на длительное время она оказалась выключенной из мировой политики. Ещё большим было воздействие монгольского ига на развитие социально-политических институтов Руси.
Закрепощение крестьян характерно для всякого средневекового общества, но в России этот процесс начался со значительным опозданием и совпал не с увеличением иммунитетных прав землевладельцев, а с их сокращением. Отказ боярам в праве на передвижение, возникновение слоя служилых людей, обязанных государю службой и привязанных к своим поместьям, закрепление отношений подданства в России в верхнем слое гарантировали их повторение во всех социальных слоях.
Древнерусские традиции отмирали постепенно и ещё долго сохранялись в привычках и обычаях создателей новой страны. Однако на их нравах, как и на вновь возникавших политических традициях, не могло не сказываться влияние ордынских образцов централизованного государства со строго иерархизированным милитаризованным обществом с деспотическим режимом и развитой инфраструктурой подавления и управления населением.
Монгольские завоеватели не посягали на религиозные устои русского общества. Религиозное единство было важнейшим условием, идеологической базой создания новой государственности. По мере явного упадка Византии, закончившегося окончательным падением Константинополя в 1453 году, чувство духовного одиночества усиливалось. Вместе с ним усиливалось и сознание исключительной роли русского народа – хранителя истинной христианской веры, осознание того, что Москва – прямая наследница Византии, Третий Рим.
Датой окончательного освобождения Руси от ордынского ига считается 1480 год. К этому времени Русь уже превратилась в целостное государство с единым политическим центром, с единым реальным правительством.
За 60 лет со времени вступления на трон Ивана III в 1462 году и до смерти его сына Василия III в 1533 году территория страны увеличилась в 6,5 раз, достигнув 2800 тысяч кв.км. однако в этническом отношении страна была ещё в основном однородной. Положение изменилось в 50-е годы XVI века, когда Иван Грозный завоевал Казанское и Астраханское ханства, а затем и Сибирь. Расширение границ государства требовало совершенствования методов и аппарата управления.
Высший социальный слой русского общества сложился из различных источников: членов великокняжеской семьи, служилых князей, старых московских боярских родов, «выезжих» из Орды, Литвы и других стран. Место этих людей при дворе московского князя определялось не происхождением, а чином, т.е. рангом, в который они были возведены государем. В системе понятий: знатность, богатство, высокий чин (ранг), высокая должность – наиважнейшим было последнее – должность, место в системе управления, получение которого зависело от царя и традиции и регулировалось институтом местничества.
В правление Грозного власть избавилась от многих пережитков прошлого, восходивших ещё к удельным временам. Наиважнейшим было перераспределение земли – сперва посредством политических и административных реформ, а затем откровенного террора в отношении подданных, известного в литературе как «опричного». В это время, в 50-е годы XVI века, создаётся ряд документов государственного значения, как бы закрепляющих и обосновывающих сложившийся строй.
К середине XVI века окружение царя – московские служилые люди разных чинов – составили Государев двор – специфический социально-политический институт чиновно-сословного характера, в котором чины передавались по наследству.
В это же время начинается формирование аппарата управления государством. В середине века с кормлениями было покончено. Грозный осуществил земскую реформу и учредил на местах выборные должности губного старосты (из местных детей боярских) и губного целовальника (из крестьян). Компетенция местных властей при Грозном резко ограничивается, а решение важнейших вопросов переносится в центр.
При Грозном в Москве начинают возникать приказы – особые органы центральной власти, сочетавшие функции отраслевого, сословного и территориального управления.
Приступая к осуществлению программы обширных реформ, молодой
царь решил противопоставить боярам мнение иных социальных слоёв. Так
появился первый земский собор, т.е. собрание представителей разных чинов, с которыми царь советовался по важнейшим политическим вопросам. С одной стороны, земские соборы сыграли в русской истории существенную роль, ибо на них принимались законны и избирались цари. С другой – они никогда не были постоянно действующим органом. Состав соборов, их функции и права никак законодательно закреплены не были.
Особенности социально-политического строя находились в тесной связи с особенностями духовной и бытовой культуры, существенный отпечаток на которую наложило чувство духовного одиночества. В этой ситуации весь мир вне православного воспринимался как враждебный, а спасение виделось в самоизоляции. Культура, наука, образование в России сильно отставали от европейских стран. Уровень развития экономики и торговли был значительно ниже. В XVII веке типично патриархальное, традиционное общество России вступило в полосу острого кризиса.
Первым проявлением этого кризиса была Смута рубежа XVI-XVII веков – гражданская война, вызванная, наряду с другими причинами, и особенностями социального устройства страны, поскольку важное место в ней заняла борьба казачества с дворянством. В 1613 году земский собор возвёл на русский престол Михаила Фёдоровича Романова. В июне 1619 года вернувшийся из польского плена отец молодого царя, Филарет, ещё при царе Борисе Годунове насильно постриженный в монашество, стал патриархом Московским. Одновременно он получил титул великого государя и превратился формально в соправителя сына, на деле сосредоточив в своих руках всю государственную власть.
Основной смысл политики Филарета, продолженной и после его смерти в 1633 году, сводился к укреплению государства и царской власти.
После Смуты изменилось международное положение России. Если ещё при Иване Грозном западное направление стало во внешней политике определяющим, то теперь его приоритет определялся необходимостью борьбы за освобождение удерживаемых Польшей русских земель. Актуальной потребностью государства становилось создание полноценной и хорошо оснащенной регулярной армии.
Решающее значение для трансформации культуры, духовной жизни русского человека XVII столетия имел церковный раскол середины века, формально вызванный реформой некоторых церковных обрядов, осуществленной патриархом Никоном в 1652 году, а по существу явившейся проявлением кризиса традиционализма.
Внутренний кризис Русского государства XVII века мог быть разрешен лишь путём радикальных преобразований, которые становились жизненной необходимостью и которые только и могли превратить воспроизводящее общество в общество меняющееся. Целью реформы должна была стать именно модернизация, направленная на ликвидацию отсталости, с одной стороны, и превращение России в великую мировую державу – с другой.
Исполнителем этой реформы и стал Пётр Великий…
Рождение реформатора
Сразу же после смерти царя Федора в 1682 году сторонники Нарышкиных провозгласили царём Петра. 15 мая 1682 года начался бунт стрельцов. По их требованию на престол рядом с Петром в качестве «первого царя» был посажен царевич Иван, а правительницей до их совершеннолетия стала старшая сестра царевна Софья. Правительство Софьи сумело стабилизировать внутриполитическую ситуацию, пыталось бороться с произволом на местах, способствовало развитию промышленности и торговли, принимало меры по реорганизации и перевооружению армии. Но хотя предпринимаемые ими шаги успокоили страну, разрешить внутренний кризис они не могли. Все усилия были направлены на то, чтобы во что бы то ни стало удержаться у власти.
В это время семья Петра и его двор, отстраненные от участия в решении политических вопросов, фактически покинули Кремль и делили время между различными подмосковными резиденциями. Но чем старше становился Пётр, тем более обострялись взаимоотношения между его двором и двором Софьи. По стечению обстоятельств в 1689 году противостояние стало открытым. В результате к власти пришел Пётр, Софья была заточена в Новодевичий монастырь.
В первые годы самостоятельного царствования Петра в его образе жизни внешне ничего не изменилось. Он по-прежнему много времени уделял потешным войскам. Летом 1693 года царь отправляется в Архангельск. С этого времени море, корабельное дело становятся его страстью на всю жизнь.
К концу 90-х годов вокруг Петра сложился круг лиц, которых позднее историки назвали его сподвижниками, а А. С. Пушкин «птенцами гнезда Петрова». Это были люди очень разные и по образованию, и по способностям, и по возрасту.
В начале 1694 года умерла царица Наталья Кирилловна. С этого времени началось уже в полном смысле самостоятельное правление Петра.
В 1695 году закончилась неудачей попытка Петра захватить Азов. Царь не пал духом, но вернулся в Москву с планом нового похода, организованного на иных принципах. В итоге в следующем году Азов был взят. Это была первая важная победа молодого царя, которая должна была значительно укрепить его политический авторитет. Не прошло и трёх недель после торжественного въезда в Москву, как Петр собрал в Преображенском Боярскую думу. Перед боярами были поставлены две важнейшие задачи: восстановить и сохранить для России Азов с прилегающими территориями и построить парусный флот, способный продолжить войну.
6 декабря 1696 года был объявлен
указ об отправлении в Европу
«великого посольства» во
После получения известия об очередном бунте стрельцов царь прерывает свою поездку и срочно возвращается в Москву. Петр жестоко расправился с участниками бунта, заставляя принимать участие в пытках и казнях своих ближайших соратников, показав тем самым, что, привезя из-за границы новые идеи и планы по части привычек, сам он остался совершенно русским.
В 1699 году царь подписал ряд указов, положивших начало реформе управления. Также был издан ряд указов, регламентирующих внешний облик людей. Закончился 1696 год реформой календаря. Петр велел вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и 1 января отметить новый 1700 год. Указы царя содержали и предписания относительно празднования Нового года.
Уже самые первые преобразования Петра I отличают особенности, характерные и для его реформ последующего времени: масштабность, распространение новшеств на самые разные сферы жизни и, с другой стороны, бессистемность, отсутствие какого-либо плана, представлений о необходимой последовательности действий. Главным же для Петра в течение всей первой половины 1700 г. была подготовка к войне и ожидание вестей о подписании мира с Турцией, после чего можно начать военные действия против Швеции. В этом же году завязалась Северная война, начавшаяся с поражения русской армии под Нарвой.