Российские меценаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:23, доклад

Краткое описание

Умер в Петербурге 23 апреля 1889 года от болезни сердца. Приехавшие с его родного Севера поморы вынесли из роскошного особняка на Садовой дубовый гроб, долбленый, без единого гвоздя, и на руках донесли до Малой Охты. На общественные поминки кто-то принес самодельные плакатики с цитатами из Библии: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями… (Прит. 22,29)» и «…Как хорошо слово во время! (Прит. 15,23)». Вместо речей в качестве своеобразного завещания прочитали отрывки из знаменитой книги Кокорева, одного из самых успешных деловых людей России, со странным названием «Экономические провалы»: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».

Вложенные файлы: 1 файл

русские меценаты.docx

— 424.61 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государство бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия»

 

Российские меценаты.

 

 

 

                                                                                           Творческая работа 

                                                                                                        По истории    

                            студентки 1 курса

                         дневного отделения

Начального образования 

          (профиля «Дошкольное образование»

                        и «Начальное образование»)                           

Пирожковой Евгении Александровны

               

 

 

                                        

 

 

 

                                                          Самара 2012

Василий Александрович  Кокорев(1817-1889).

          Умер в Петербурге 23 апреля 1889 года от болезни сердца. Приехавшие с его родного Севера поморы вынесли из роскошного особняка на Садовой дубовый гроб, долбленый, без единого гвоздя, и на руках донесли до Малой Охты. На общественные поминки кто-то принес самодельные плакатики с цитатами из Библии: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями… (Прит. 22,29)» и «…Как хорошо слово во время! (Прит. 15,23)». Вместо речей в качестве своеобразного завещания прочитали отрывки из знаменитой книги Кокорева, одного из самых успешных деловых людей России, со странным названием «Экономические провалы»: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Савва Иванович Мамонтов.

90 лет назад, 6 апреля 1918 года, умер Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), меценат, театральный и музыкальный деятель, крупный промышленник

 

Крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября (по старому стилю 3 октября) 1841 года в Ялуторовске  Тобольской губернии, ныне Тюменской области в богатой купеческой семье.

Учился в Петербургском  горном институте, затем на юридическом  факультете Московского университета. Успешно продолжая отцовское  дело железнодорожного строительства, С. Мамонтов создал крупное состояние, разбогатев на железнодорожном строительстве. Был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.

Несколько лет жил в  Италии, где занимался пением, изучал живопись. Он пел как оперный певец (итальянская опера предлагала ему  выступать на ее сцене), был талантливым  скульптором, художником, увлекался  изготовлением майолики.

В 1870-1890 годах его подмосковное имение Абрамцево стало центром  художественной жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. и Е.Д. Поленовы, К.А.Коровин) и музыканты (Ф.И. Шаляпин и другие).

При поддержке Саввы Мамонтова  были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного  творчества и ремёсел.

В 1885 году он основал на свои средства Московскую частную русскую  оперу (существовала до осени 1904 года), пропагандировавшую творчество передовых  деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно-театральном  искусстве, реалистический тип оперного спектакля.

Савва Мамонтов являлся основателем  и строителем крупнейших железнодорожных  магистралей России (от Ярославля  до Архангельска и Мурманска и  от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), основателем Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна.

Он был гласным Московской городской думы, почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища, основателем пяти коммерческих и промышленных училищ в разных частях Российской империи и, наконец, кавалером ордена Владимира 4-й степени. Он был также автором книги "О железнодорожном хозяйстве России".

В начале 1990-х годов Мамонтов задумал создать конгломерат  связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил  к реконструкции взятого у  казны Невского судостроительного  и механического завода в Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти  предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север. Из-за нехватки финансовых вложений, связанных с промышленным кризисом в 1899 году С. Мамонтов разорился.

С.И. Мамонтов умер 6 апреля 1918 года после длительной болезни в  Москве в доме у Бутырской заставы. Похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надежда Филаретовна фон Мекк.

Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская) (1831-1894), любительница музыки, меценатка, друг Чайковского, оказывавшая ему в течение многих лет материальную поддержку.

Н. Ф. фон Мекк, дочь смоленского помещика, получила домашнее, но разностороннее образование, с ранних лет была увлечена музыкой, училась играть на фортепиано. В шестнадцать лет она вышла замуж за дворянина Карла Федоровича фон Мекка, инженера путей сообщения государственной службы, который впоследствии, занявшись собственным делом, разбогател на строительстве и эксплуатации железных дорог.

Став очень богатой, Надежда  Филаретовна покровительствовала молодым музыкантам, среди которых выделила профессора Московской консерватории Чайковского. Его музыку она ставила на одну ступень с классическими произведениями давно признанных авторитетов. Через скрипача И. Котека, ученика и друга Чайковского, она узнала о материальных затруднениях композитора и нашла удобный и тактичный способ прийти ему на помощь, - заказав ему и щедро оплатив несколько небольших музыкальных работ.

Последовавший за этим обмен любезно-официальными письмами стал прологом к интереснейшей  переписке, которая не прекращалась почти четырнадцать лет. Их необычный  диалог в письмах начался в  декабре 1876 года. В этом году умер муж  Н. Ф. фон Мекк. Обремененная большим семейством, она почти перестала бывать в обществе, замкнулась в семейном кругу. Все ее радости сосредоточились на любимом искусстве - музыке. И тут представилась возможность принять участие в судьбе композитора, с которым она не была знакома лично, но чьи произведения высоко ценила. Надежда Филаретовна фон Мекк взяла на себя заботу о материальном благополучии Чайковского, выдавая ему ежегодно по 6000 рублей, создав, таким образом, исключительно благоприятную атмосферу для его творчества. Чайковский писал с благодарностью: "Вы вместе с братьями воскресили меня. Я не только живу, но работаю, без чего для меня жизнь не имеет смысла." Их отношения прекратились в 1890 году.

Фон Мекк Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту (негласно). Подарил рукопись "Евгения Онегина" и трех пьес для скрипки и фортепиано, которые Чайковский посвятил имению фон Мекк Браилову ("Воспоминание о дорогом месте"), где он плодотворно работал.

 

 

3

 

 

 

Алексей Викулович Морозов.

 

За последние годы среди  богатых, очень богатых и сказочно богатых российских предпринимателей стало очень модно называть себя меценатами и даже совершать на этом поприще определённые реальные дела. Правда, ещё более модным стало  покупать себе для развлечения и  облагораживания имиджа различные  спортивные команды. Но слово «меценат»  всё ещё в чести у деловой  и финансовой элиты нашей страны. И, между тем, уже практически  забыты широкой общественностью  те наши соотечественники, которые  и создали своей жизнью само понятие  «русский меценат». Как почти забыт, к примеру, замечательный российский предприниматель, меценат, коллекционер конца XIX – начала XX веков Алексей Викулович Морозов.

Алексей Морозов, родившийся в 1857 году, был представителем легендарного российского  купеческого рода Морозовых, давшего  нашей стране многих выдающихся предпринимателей, промышленников, торговцев. Он относился  к старшей ветви этого семейства, носившего имя его отца, Викулы Алексеевича Морозова, «Викуловичи». Совершенно естественно, что с ранних лет жизни Алексей подготавливался к продолжению семейной предпринимательской династии, которая владела крупными текстильными мануфактурами, впоследствии преобразованными в фабрики, и объединёнными в «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями». В 12-летнем возрасте Алексей был отдан на обучение в реальное училище. Но прикладные науки, которые и составляли основу образование делового человека, Алексею Викуловичу давались с трудом, вернее, почти не давались, так что он оставил училище, так и не окончив курса. Зато его всегда тянуло к дисциплинам гуманитарным, так что он получил в большей степени именно гуманитарное, нежели прикладное домашнее образование. Богатая семья Морозовых могла себе позволить нанимать для своих отпрысков маститых репетиторов, профессоров из Московского университета. Именно таким образом Морозов изучал российскую историю и историю искусства.

Так что к моменту своего 20-летия  Алексей Викулович, начавший карьеру на семейном предприятии, уже испытывал жгучий интерес к историческим предметам и произведениям искусства. Этот интерес довольно быстро перерос в увлечение, а затем и в страсть. Собственно, именно на коллекционирование различных диковин (начавшееся с собирания редких образцов фарфоровой посуды) и затрачивались деньги Морозова.бщеизвестно, что род Морозовых был старообрядческим) не позволяла тратить деньги на обычные удовольствия российских богачей. Поэтому и главой семейного предприятия Алексей Викулович был недолго, с 1894 по 1900 годы, когда передал управление «Товариществом» брату Ивану. Правда, за это время он успел пожертвовать и немалые средства на благотворительность: в 1898 году он выделил московским властям 400 тысяч рублей, на которые в 1902 году была открыта Московская детская больница имени Викулы Морозова.

С начала 1900-х годов Алексей Викулович полностью сосредоточился на преумножении и сохранении своей коллекции предметов искусства, выделив под неё весь второй этаж своего московского дома, регулярно выпуская каталоги, с которыми могли ознакомиться все заинтересованные. Основную славу этой коллекции составляли именно изделия из русского фарфора, общая численность которых доходила до 2,5 тысяч предметов. Большой интерес у искусствоведов и любителей живописи вызывало собрание гравюр и литографий, общим числом в 10 тысяч листов (когда в 1895 году Алексей Викулович приобретал у коллекционера Тюляева основу этого собрания, там была всего тысяча листов). Хорошо известны специалистам и «рядовым» ценителям были собрания древнерусских икон XIII-XVII веков и изделий из серебра XVIII века.

Морозов уже подумывал о том, чтобы передать свою разрастающуюся коллекцию в дар городу, последовав примеру Третьякова, но начавшаяся Первая Мировая война и последовавшие революционные события в России помешали этим планам. В ходе Гражданской войны коллекция Морозова понесла существенный урон, но находящийся в преклонных летах и потерявший всё своё немалое состояние Алексей Викулович сумел сохранить значительную её часть – на момент национализации коллекции в ней насчитывалось почти 2800 предметов. Он отказался покинуть своё детище и первые годы Советской власти, конфисковавшей коллекцию и сделавшей её составной частью Музея-выставки русской художественной старины, даже был её официальным хранителем. Однако в конце 1920-х годов Морозовская коллекция была разделена между различными московскими музеями, отдельные её части попали в Оружейную палату, в Исторический музей и в Третьяковскую галерею. Таким образом, как единое целое она перестала существовать. Этот факт тяжело сказался на здоровье Алексея Викуловича, в последние годы он много болел и 2 декабря 1934 года скончался в Москве.

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Александр Михайлович Сибиряков.

Александр Михайлович Сибиряков [26.9(8.10).1849, Иркутск, - 1893], русский золотопромышленник, исследователь Сибири. Окончил политехникум в Цюрихе. Финансировал полярные экспедиции Норденшельда (1878-1879), А. В. Григорьева (1879-1880), а также издание трудов по истории Сибири, В 1880 году предпринял попытку пройти на шхуне через Карское море в устье Енисея. В 1884 году на пароходе "Норденшельд" прошёл до устья Печоры, далее на речном пароходе вверх по реке, а затем перевалил через Урал на оленях и далее по реке Тоболу до Тобольска ("Сибиряковский тракт на север"). Сибиряков внёс значительный вклад в дело экономического освоения Сибири. Его именем названы остров в Карском море и ледокол.

Информация о работе Российские меценаты