Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:23, доклад
Умер в Петербурге 23 апреля 1889 года от болезни сердца. Приехавшие с его родного Севера поморы вынесли из роскошного особняка на Садовой дубовый гроб, долбленый, без единого гвоздя, и на руках донесли до Малой Охты. На общественные поминки кто-то принес самодельные плакатики с цитатами из Библии: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями… (Прит. 22,29)» и «…Как хорошо слово во время! (Прит. 15,23)». Вместо речей в качестве своеобразного завещания прочитали отрывки из знаменитой книги Кокорева, одного из самых успешных деловых людей России, со странным названием «Экономические провалы»: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государство бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
студентки 1 курса
дневного отделения
Начального образования
(профиля «Дошкольное образование»
и «Начальное образование»)
Пирожковой Евгении
Василий Александрович Кокорев(1817-1889).
Умер в Петербурге 23 апреля 1889 года от болезни сердца. Приехавшие с его родного Севера поморы вынесли из роскошного особняка на Садовой дубовый гроб, долбленый, без единого гвоздя, и на руках донесли до Малой Охты. На общественные поминки кто-то принес самодельные плакатики с цитатами из Библии: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями… (Прит. 22,29)» и «…Как хорошо слово во время! (Прит. 15,23)». Вместо речей в качестве своеобразного завещания прочитали отрывки из знаменитой книги Кокорева, одного из самых успешных деловых людей России, со странным названием «Экономические провалы»: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
1
Савва Иванович Мамонтов.
90 лет назад, 6 апреля 1918 года, умер Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), меценат, театральный и музыкальный деятель, крупный промышленник
Крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября (по старому стилю 3 октября) 1841 года в Ялуторовске Тобольской губернии, ныне Тюменской области в богатой купеческой семье.
Учился в Петербургском
горном институте, затем на юридическом
факультете Московского университета.
Успешно продолжая отцовское
дело железнодорожного строительства,
С. Мамонтов создал крупное состояние,
разбогатев на железнодорожном строительстве.
Был главным акционером общества
Московско-Ярославско-
Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. Он пел как оперный певец (итальянская опера предлагала ему выступать на ее сцене), был талантливым скульптором, художником, увлекался изготовлением майолики.
В 1870-1890 годах его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. и Е.Д. Поленовы, К.А.Коровин) и музыканты (Ф.И. Шаляпин и другие).
При поддержке Саввы Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел.
В 1885 году он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно-театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля.
Савва Мамонтов являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России (от Ярославля до Архангельска и Мурманска и от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), основателем Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна.
Он был гласным Московской городской думы, почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища, основателем пяти коммерческих и промышленных училищ в разных частях Российской империи и, наконец, кавалером ордена Владимира 4-й степени. Он был также автором книги "О железнодорожном хозяйстве России".
В начале 1990-х годов Мамонтов
задумал создать конгломерат
связанных между собой
С.И. Мамонтов умер 6 апреля 1918 года после длительной болезни в Москве в доме у Бутырской заставы. Похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви.
2
Надежда Филаретовна фон Мекк.
Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская) (1831-1894), любительница музыки, меценатка, друг Чайковского, оказывавшая ему в течение многих лет материальную поддержку.
Н. Ф. фон Мекк, дочь смоленского помещика, получила домашнее, но разностороннее образование, с ранних лет была увлечена музыкой, училась играть на фортепиано. В шестнадцать лет она вышла замуж за дворянина Карла Федоровича фон Мекка, инженера путей сообщения государственной службы, который впоследствии, занявшись собственным делом, разбогател на строительстве и эксплуатации железных дорог.
Став очень богатой, Надежда Филаретовна покровительствовала молодым музыкантам, среди которых выделила профессора Московской консерватории Чайковского. Его музыку она ставила на одну ступень с классическими произведениями давно признанных авторитетов. Через скрипача И. Котека, ученика и друга Чайковского, она узнала о материальных затруднениях композитора и нашла удобный и тактичный способ прийти ему на помощь, - заказав ему и щедро оплатив несколько небольших музыкальных работ.
Последовавший за этим обмен любезно-официальными письмами стал прологом к интереснейшей переписке, которая не прекращалась почти четырнадцать лет. Их необычный диалог в письмах начался в декабре 1876 года. В этом году умер муж Н. Ф. фон Мекк. Обремененная большим семейством, она почти перестала бывать в обществе, замкнулась в семейном кругу. Все ее радости сосредоточились на любимом искусстве - музыке. И тут представилась возможность принять участие в судьбе композитора, с которым она не была знакома лично, но чьи произведения высоко ценила. Надежда Филаретовна фон Мекк взяла на себя заботу о материальном благополучии Чайковского, выдавая ему ежегодно по 6000 рублей, создав, таким образом, исключительно благоприятную атмосферу для его творчества. Чайковский писал с благодарностью: "Вы вместе с братьями воскресили меня. Я не только живу, но работаю, без чего для меня жизнь не имеет смысла." Их отношения прекратились в 1890 году.
Фон Мекк Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту (негласно). Подарил рукопись "Евгения Онегина" и трех пьес для скрипки и фортепиано, которые Чайковский посвятил имению фон Мекк Браилову ("Воспоминание о дорогом месте"), где он плодотворно работал.
3
Алексей Викулович Морозов.
За последние годы среди богатых, очень богатых и сказочно богатых российских предпринимателей стало очень модно называть себя меценатами и даже совершать на этом поприще определённые реальные дела. Правда, ещё более модным стало покупать себе для развлечения и облагораживания имиджа различные спортивные команды. Но слово «меценат» всё ещё в чести у деловой и финансовой элиты нашей страны. И, между тем, уже практически забыты широкой общественностью те наши соотечественники, которые и создали своей жизнью само понятие «русский меценат». Как почти забыт, к примеру, замечательный российский предприниматель, меценат, коллекционер конца XIX – начала XX веков Алексей Викулович Морозов.
Алексей Морозов, родившийся в 1857 году,
был представителем легендарного российского
купеческого рода Морозовых, давшего
нашей стране многих выдающихся предпринимателей,
промышленников, торговцев. Он относился
к старшей ветви этого
Так что к моменту своего 20-летия Алексей Викулович, начавший карьеру на семейном предприятии, уже испытывал жгучий интерес к историческим предметам и произведениям искусства. Этот интерес довольно быстро перерос в увлечение, а затем и в страсть. Собственно, именно на коллекционирование различных диковин (начавшееся с собирания редких образцов фарфоровой посуды) и затрачивались деньги Морозова.бщеизвестно, что род Морозовых был старообрядческим) не позволяла тратить деньги на обычные удовольствия российских богачей. Поэтому и главой семейного предприятия Алексей Викулович был недолго, с 1894 по 1900 годы, когда передал управление «Товариществом» брату Ивану. Правда, за это время он успел пожертвовать и немалые средства на благотворительность: в 1898 году он выделил московским властям 400 тысяч рублей, на которые в 1902 году была открыта Московская детская больница имени Викулы Морозова.
С начала 1900-х годов Алексей Викулович полностью сосредоточился на преумножении и сохранении своей коллекции предметов искусства, выделив под неё весь второй этаж своего московского дома, регулярно выпуская каталоги, с которыми могли ознакомиться все заинтересованные. Основную славу этой коллекции составляли именно изделия из русского фарфора, общая численность которых доходила до 2,5 тысяч предметов. Большой интерес у искусствоведов и любителей живописи вызывало собрание гравюр и литографий, общим числом в 10 тысяч листов (когда в 1895 году Алексей Викулович приобретал у коллекционера Тюляева основу этого собрания, там была всего тысяча листов). Хорошо известны специалистам и «рядовым» ценителям были собрания древнерусских икон XIII-XVII веков и изделий из серебра XVIII века.
Морозов уже подумывал о том, чтобы передать свою разрастающуюся коллекцию в дар городу, последовав примеру Третьякова, но начавшаяся Первая Мировая война и последовавшие революционные события в России помешали этим планам. В ходе Гражданской войны коллекция Морозова понесла существенный урон, но находящийся в преклонных летах и потерявший всё своё немалое состояние Алексей Викулович сумел сохранить значительную её часть – на момент национализации коллекции в ней насчитывалось почти 2800 предметов. Он отказался покинуть своё детище и первые годы Советской власти, конфисковавшей коллекцию и сделавшей её составной частью Музея-выставки русской художественной старины, даже был её официальным хранителем. Однако в конце 1920-х годов Морозовская коллекция была разделена между различными московскими музеями, отдельные её части попали в Оружейную палату, в Исторический музей и в Третьяковскую галерею. Таким образом, как единое целое она перестала существовать. Этот факт тяжело сказался на здоровье Алексея Викуловича, в последние годы он много болел и 2 декабря 1934 года скончался в Москве.
4
Александр Михайлович Сибиряков.
Александр Михайлович
Сибиряков [26.9(8.10).1849, Иркутск, - 1893], русский
золотопромышленник, исследователь Сибири.
Окончил политехникум в Цюрихе. Финансировал
полярные экспедиции Норденшельда (1878-