Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 11:05, курсовая работа
Объектом исследования являются промышленно-художественные выставки в культуре России второй половины Х1Х века
Предметом исследования служит рассмотрение промышленно-художественных выставок как отражения парадигмы развития пореформенной России, подъем культуры хозяйства, просвещения и художественной культуры
ВВЕДЕНИЕ
1. ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ КАК СИМВОЛ ПОДЪЕМА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 80-Х ГОДОВ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА………………………5
1.1 Художественно-промышленные выставки 1880 - 1900-х гг. как отражение культурных интересов русского общества……………………………………5
1.2 Промышленные выставки и развитие культуры различных регионов России: Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г.; Казанская научно-промышленная выставка 1890 г…………………………10
2.ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ И РУССКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА ВЕКОВ……………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Свежим для всероссийских промышленных выставок было и включение в экспозицию обширного художественного отдела.
Об активизации выставочной работы в стране, расширении темы выставок говорил тот факт, что параллельно с Всероссийской промышленно-художественной выставкой 1882 г. в Москве действовали шведская, болгарская и китайская выставки, Х передвижная выставка живописи по стеклу и прочие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление государственной системы выставочной деятельности в России восходит к первой четверти XIX века. Ядро системы отечественных выставок составляли всероссийские промышленные (изначально называвшиеся мануфактурными) выставки, потому главной упор в настоящем исследовании сделан на исследовании истории и проблематики промышленных выставок как составляющей социально-экономической истории державы, а также истории ее науки и культуры.
Изначально организацией проведения всероссийских промышленных выставок занимались как правило Мануфактурный совет при Департаменте мануфактур и внутренней торговли МФ и его Московское отделение.
Вместе с разработкой нормативных документов всероссийских промышленных выставок, в 1830-х годах государство выступило организатором проведения целой серии губернских выставок
В пореформенный период качественные перемены в выставочном деле происходят не сразу; на бывших началах организуются выставки 1861 и 1865 годов. Выставка 1870 г., официально называвшаяся мануфактурной, стала переходом от выставок 1820-1860-х гг. к выставкам последней четверти XIX века, полигоном усвоения и приумножения навыка всемирных выставок 1851-1867 гг. в Лондоне и Париже.
С конца 1860-х гг. выставочное законодательство развивается по пути принятия пакета нормативных документов точной выставки (ее положения, принимавшего силу закона, также правил для экспонентов, для гостей, для проведения экспертизы и т.п.).
1870-е гг. прошли в стране
под символом участия во
В промышленных экспозициях 1882 г. отыскали отражение такие новейшие явления, как подъем добычи каменного угля и рост металлургического производства на Юге России, переход на смену сталью чугуна и железа, видимый прогресс в сфере рельсового производства и др.
После проведения ряда местных выставок в 1882 г. на всероссийском уровне в первый раз был замечен кустарный отдел, в подготовке которого основную роль сыграли губернские земства и статистические комитеты. Тут кустарная индустрия стала перед экспертами и широкой публикой с достаточной полнотой, определявшей степень распространения, объемы производства, финансовое значение данной формы труда, куда было вовлечено несколько млн. трудящихся рук. Главным аспектом данной экспозиции было поддержание энтузиазма к народному умению, исследование глобальных эстетических представлений, но в одно и то же время — и раскрытие слабых сторон кустарных производств, потребность предложения поддержки в сохранении традиций этнического творчества.
К середине XIX века культурная среда российских городов, в том числе столичных, определялась состоянием образовательных и культурно-просветительных учреждений, функционированием школ, библиотек, театров, музеев и картинных галерей, развитием печати, сети книжной торговли
Становление отечественной живописи, статуи и зодчества за четверть века представлял широкий художественный отдел, где более 1 миллионов гостей увидели работы В.М. Васнецова, A.A. Иванова, И.Е. Репина, А.К. Саврасова, М.М. Антокольского, Е.А. Лансере, К.А. Тона, Н.Л. Бенуа и иных.
Значение выставки 1882 г. как грандиозного культурного действия, рассчитанного на массового гостя, усиливалось ее широкой музыкальной программой.
Во 2-ой половине XIX в., после проигрыша в Крымской войне, наглядно выявившего отставание России от современных держав, правительство вынуждено было вступить на путь модернизационных преображений.
Начиная с 1860-х годов, акценты в организации выставочного дела больше смещаются в сторону научных сообществ, органов местного самоуправления, любительских объединений. Вместе с промышленными выставками и проводившимися с 1840-х годов сельскохозяйственными выставками (по линии МГИ) в практику все шире входят научные, научно- промышленные, ремесленные, кустарные и прочие выставки
Последняя всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде сконцентрировала большинство существовавших выставочных направлений и очень сблизила всероссийский и региональный уровни выставочной работы.
В задачи выставок входило не только наглядное ознакомление правительственных чиновников с состоянием разных отраслей, образцами продукции российских компаний, но и предоставление лично предпринимателям возможности общаться, сопоставлять собственные изделия с подобными, представлять технические новинки и знакомиться с ними в витринах иных экспонентов.
Следовательно, образовавшиеся с довольно прагматичными целями (показ состояния становления разных отраслей, сближение изготовителей и покупателей, поиски свежих рынков сбыта, реклама продукции, пропаганда технико-технологических инноваций, технического образования), промышленные выставки понемногу преображаются в многоаспектные социально- экономические и культурные акции, не только подводящие результат конкретному шагу становления, но и, в некой степени, дающие толчок к новым поискам и итогам.
Большую роль играло на выставке живое общение, организация пояснительных разговоров, потому что иначе публика оставалась безучастна ко многим вещам, заслуживавшим внимания.
В виде факторов, снижавших просветительный результат экспозиций, выступали неполнота указателей, рассредоточенность однородных предметов по различным зданиям, сложность в ориентировании на выставочной местности вследствие неимения надписей с наименованиями отделов, стрелок-указателей и др
В заключение следует отметить, что в течение XIX в., особенно во второй половине, произошло значительное расширение социальных функций выставочной деятельности. Изначально присущие выставочному процессу коммуникативная, рекламная, информационно-аналитическая функции были сопряжены с функцией документирования конкретно-исторического состояния представленных на выставках производств и предприятий в виде вещественных, письменных и изобразительных источников, фотодокументов. Во второй половине XIX века происходит нарастание научно-просветительной функции отечественных выставок, направленной как на непосредственных участников выставочного процесса, так и на многочисленных посетителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Российские промышленные выставки в XIX в.