После ухода
с поста премьер-министра Сато,
его место занял господин Танака.
Министром иностранных дел стал
господин Охира. Осенью 1973 года77 состоялся визит Танака и Охира в Москву.
Но переговоры после сообщения о начале
войны между Египтом и Израилем были прерваны,
а позже окончательно прекращены.
В результате
анализа документов и литературы
можно сделать ряд выводов.
После установления в России советской власти в 1917 году
страна оказалась в политической изоляции.
В 1920-е годы СССР удалось заключить ряд
договоров с зарубежными государствами,
тем самым, ликвидировав политическую
изоляцию. Так как СССР являлся не только
близким соседом, но и выгодным рынком
сбыта товара, то, заключив в 1925 году Конвенцию
о рыболовстве, Япония, боясь отстать от
ведущих держав мира, так же открыла для
себя путь экономической экспансии в СССР.
В результате
внутренних реформ военно-экономическая
мощь Советского Союза возросла, и бои у
озера Хасан и реки Халхин-Гол доказали
это. Внешнеполитическая обстановка к
началу II Мировой войны начала изменяться.
Территориальные
приобретения на Западе СССР
в 1940 году не могли не побудить
И. В. Сталина уже с начала Великой Отечественной
войны начать решать вопрос о спорных
территориях не только Сахалина, но и Курильских
островов.
Подписанные
в ходе Тегеранской, Ялтинской
и Потсдамской конференций документы
прямо показывали нечеткость
ряда формулировок в отношении намерений союзников
о передаче СССР требуемых территорий,
в особенности Курильской гряды. Заручившись
поддержкой союзников при решении вопроса
взаимоотношений с Японией, Сталин вместе
с плюсами (выход в Тихий океан, возможность
создания военно-морских баз на Курилах,
укрепление дальневосточных рубежей)
получил и большой минус – постоянные
испорченные отношения с одним из сильнейших
государств мира. Это привело к новым
трудностям в отношениях СССР и Японии.
Заключение
в 1960 военного союза Японии и США вынудило СССР отказаться
от подписания мирного договора и соответственно
передачи Японии 2-х островов Курильской
гряды: острова Хабомаи и острова Шикотан,
так как советское правительство осознавало,
что эти острова могут стать непосредственными
военными базами не только Японии, но и
крупнейшей державы мира – США. Это ослабило
бы дальневосточные рубежи СССР.
Таким образом,
был упущен реальный шанс восстановления
мирных взаимоотношений и разрешение
территориального вопроса со
стороны Японии. Политика послевоенных лет на
Дальнем Востоке не привела ни к каким
результатам и не оставила предпосылок
для дальнейшего сотрудничества СССР
и Японии. Возникла явная необходимость
заключения мирного договора с четкой
расстановкой границ.
Глава 3. Cовременные российско-японские отношения.
Новый этап
в международных отношениях между
Россией и Японией в целом
был связан с именем М.С.
Горбачева. СССР начал активно
сдавать позиции в Европе,
что выразилось в аннулировании Варшавского договора,
выводе советских войск из Германии, согласии
на воссоединение 2-х немецких государств
«Начало» перестройки в СССР ознаменовалось
и крупными кадровыми переменами в союзном
МИД. В 1985 году на место представителя
жесткой внешнеполитической линии А.А.
Громыко был назначен Э. Шеварднадзе. Уже
в январе 1986 года он посетил Японию, где
провел консультации с японским министром
иностранных дел С. Абэ78. На встрече был обсужден ряд вопросов,
хотя Э.А. Шеварднадзе не признал наличие
территориальной проблемы. Однако был
заключен коммюнике, где содержались основные
принципы условия мирного договора. Таким
образом, консультации, хоть и не включили
в себя обсуждение территориальной проблемы,
но имели большое значение для обеих стран,
поскольку означали возобновление прямого
политического диалога между СССР и Японией.
«Дискуссия
о мирном договоре была продолжена
на очередной консультативной
встрече министров иностранных
дел СССР и Японии в Москве
в мае 1986 года. Переговоры, как и в Токио в январе, вели Э. Шеварднадзе
и С. Абэ»79. Было вновь заключено коммюнике, где
вопрос о мирном договоре оказался сформулирован
в тех же выражениях, что и в предыдущем.
Таким образом, консультации, которые
проводились в Токио и Москве, свидетельствовали
о том, что СССР, фактически, признал существование
территориальной проблемы, однако советское
руководство в целом еще не было готово
для такого признания.
Но уже
«в декабре 1988 года, во время
очередного визита Э. Шеварднадзе
в Японию, СССР официально согласился обсуждать территориальные
проблемы»80. Это означало, что уже к началу 90-х годов
возникла явная необходимость расстановки
границ на дальневосточных рубежах, что
было непосредственно связано с развитием
экономической, политической и культурной
сфер жизни обоих государств.
Для окончательного
разрешения территориальной и
иных проблем во взаимоотношении
СССР и Японии состоялся официальный
визит президента СССР М.С.
Горбачева в Японию с 16 по 19
апреля 1991 года. Было проведено 6
раундов встреч с премьер-министром Т. Кайфу,
чтобы выработать единую позицию по спорным
вопросам. Было заключено совместное советско-японское
заявление от 18 апреля 1991 года, где говорилось,
что были проведены обстоятельные и углубленные
переговоры по всему комплексу вопросов,
включая проблему территориального размежевания
островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.
Кроме того, оговаривалось, что будет использован
весь позитив, начиная с 1956 года, когда
Япония и СССР совместно декларировали
прекращения состояния войны и восстановление
дипломатических отношений».81
То есть,
со сменой идеологии и изменением
внешнеполитического курса советская
сторона официально признала
наличие территориального вопроса
в отношениях между СССР и
Японией. Были четко определены
спорные территории: острова Хабомаи,
Шикотан, Итуруп и Кунашир. Тем не менее,
о возвращении Японии островов Хабомаи
и Шикотан после заключения мирного договора
нечего не было сказано.
Кроме того,
на встрече в Токио советская
сторона предложила расширить культурные связи населения как двух
государств. По советской инициативе был
установлен безвизовый въезд на Южные
Курилы японских граждан.
Таким образом,
советско-японское заявление прекратило
жесткую конфронтацию в территориальном
вопросе между Японией и СССР, поставив взаимные отношения
на новые стартовые позиции. Этот факт
подтвердил и состоявшийся «с 11 по 17 октября
1991 года визит в СССР министра иностранных
дел Японии Т. Накаяма, после чего была
создана постоянная организационная структура
для обсуждения территориальной проблемы»82.
Несмотря
на это, японская сторона, не
сумев добиться выдвинутых ею
требований по «северным территориям»,
заблокировала предоставление экономической
и финансовой помощи со стороны
Японии в виде инвестиций в
советскую экономику.
В 1991 году
произошел распад СССР, Россия, став
правопреемницей Советского Союза,
получила в наследство неразрешенные
проблемы советско-японских взаимоотношений.
После прихода к власти Б.Н.
Ельцина в 1991 году был окончательно
сформирован и утвержден документ, где указывались
основные подходы к спорным вопросам,
- пятиэтапный план решения территориальной
проблемы между Россией и Японией. Его
впервые «Б.Н. Ельцин обнародовал еще 17
января 1990 года в Токио во время визита
в Японию в качестве лидера российской
демократической оппозиции.
План включал
в себя следующие положения:
Первый
этап охватил 1990 – 1991 годы и
предусматривал официальное признание
советской стороной существования
территориальной проблемы.
Второй
этап был рассчитан на последующие 3–5 лет.
Это организация на Южных Курилах зоны
свободного предпринимательства со льготными
условиями для бизнеса японской стороны.
Третий
этап включал демилитаризацию
Южных Курил.
Четвертый
этап падал на начало 2000-х годов и предполагал подписание мирного
договора между СССР и Японией.
Кроме того,
в плен был включен 5 перспективный
пункт, который предусматривал
участие в решении проблемы
следующего поколения политиков,
не связанных предрассудками
современности. Предполагалось, что они нашли бы нестандартное
решение проблемы, удовлетворившее обе
стороны» 83
Таким образом,
документ выглядел противоречивым.
С одной стороны Б.Н. Ельцин
признавал наличие территориальной
проблемы во взаимоотношениях
между двумя странами, с другой, отнес сроки окончательного
решения проблемы ко времени появления
следующего поколения политиков.
Дальнейшие
российско-японские отношения представляют
собой полосу обоюдных визитов
японских и российских представителей
с целью дальнейшего развития всех сфер взаимоотношений.
«Наиболее
важной представляется встреча
на заседание Совета Безопасности
ООН президента РФ Б. Н. Ельцина
и премьер-министра Японии К.
Маядзава в Нью-Йорке 31 января
1992 года. Итогом переговоров между
ними стало требование японской стороны немедленного
разрешения территориальной проблемы»84, что и явилось ответом на обнародованный
Ельциным 5-этапный план решения территориальной
проблемы
С 19 по 22
марта 1992 года была совершена
поездка министра иностранных дел РФ А. Козырева в Японию,
где было заявлено о решении территориальной
проблемы на основе совместной декларации
1956 года.
Видя нежелание
российских представителей идти
на уступки, японское правительство
делает приглашение для приезда
в Токио непосредственно президенту РФ Б.Н.
Ельцину.
В июле 1992 года
на встрече в Москве с председателем
ассоциации японо-российской торговли
Сато Б. Ельцин заявил, что не
будет рассматривать территориальный
вопрос без развития экономических
отношений.85
В итоге, накануне переговоров в Токио
президент России занял жесткую позицию
в отношении территориальной проблемы,
завязав его на решении экономического
блока вопросов.
8 июля 1993 года
состоялась встреча Б.Н. Ельцина
и Маядзавы в Токио, где были
разработаны некоторые вопросы российско-японских
отношений, которые обсуждались на следующей
встрече в Токио Ельцина и Маядзава с 11
по 13октября 1993 года. В результате была
заключена Токийская декларация, которая
не содержала значительных подвижек в
подходе к территориальному вопросу86, но Токийская декларация стала единственным
основным и взаимно признанным документом,
регулирующим российско-японские отношения.
Осложнившаяся
внутриполитическая обстановка
в России, связанная с вооруженным
конфликтом в Чечне оттеснила в последующие годы проблемы
между Россией и Японией на задний
план. То есть, в российско-японских
отношениях наметилось явное ослабление
во взаимных усилиях по урегулированию
территориальной проблемы.
Но уже
в 1996 году министр иностранных дел РФ Е. М. Примаков внес предложение
о дальнейшей разработке совместной экономической
сферы деятельности без заключения
мирного договора, на что японское правительство
ответило согласием87. Но в связи с отставкой Е.М. Примакова
дальнейшая разработка предложений была
заморожена до 1998 года. Экономическая
сфера взаимоотношений была не менее важна.
Одна из проблем в этой сфере – это рыболовство.
«Япония настаивала на праве японских
рыбопромышленников беспрепятственно
добывать в территориальных водах Южных
Курил рыбу и морепродукты на том основании,
что острова должны быть преданы ей. Незаконный
массовый лов японцами рыбы, в этих зонах,
наносивший большой ущерб России начался
в 1990 году, несмотря на протесты российского
правительства. В 1993 году Москва потребовала
от Токио прекратить браконьерство, предупредив,
что будет вынуждена прибегнуть к более
решительным мерам. Однако от Японии ответа
не последовало: хищнический лов рыбы
продолжался. В 1994 году во время визита
О. Сосковца, а затем в 1995 году А. Козырева
в Японию было выдвинуто предложение с
российской стороны о возможности свободного
лова в территориальных водах Южных Курил
на условиях соответствующей денежной
компенсации, на которое японское правительство
дало отказ.
В марте 1995 года в Москве состоялись переговоры
по этому вопросу. Японская сторона согласилась
с выплатой компенсации, стремясь избежать
ее прямой увязки с промыслом в конкретной
южно - курильской акватории, предлагая
вынести договоренность на уровень общественных
организаций».88
Это означало,
что, внося достигнутую договоренность
за рамки межправительственных
документов, Япония преследовала
цель не признавать права России
в дальневосточном регионе.
Отрицательно
сказалась на российско-японских
отношениях уже решенная в современном обществе
проблема японских военнопленных, которые
оказались захваченными в результате
советско-японской войны 1945 года советской
армией. «В 1956 году все военнопленные
вернулись на родину, где у них возникли
проблемы по получению пособий из-за
отсутствия документов о работе в советских
лагерях. В начале 1990-х годов были составлены
списки военнопленных, а 4000 японцев
получили свидетельства, по которым они
смогли получать пособие»89.
С 18 по 19
апреля 1998 года состоялся саммит в Каванне, где российскую сторону
представлял президент РФ Б. Н. Ельцин,
японскую делегацию возглавил премьер-министр
Японии Р. Хасимото. На саммите был
зафиксирован план дальнейшего сотрудничества.
Во-первых, разработка энергоресурсов
Сибири и Дальнего Востока, транспорта,
в частности модернизация системы
обеспечения грузопотока на Транссибе.
Велось обсуждение о подключении Ковыктинского
газового месторождения под Иркутском.
Во-вторых, Япония дала согласие на предложение
Б. Ельцина странам «восьмерки» о приеме
на стажировку молодых россиян- специалистов,
позже приступив к практической реализации
этого сотрудничества. В-третьих, на саммите
поднимался вопрос расширение японских
инвестиций в российскую промышленность.
«План Ельцина – Хасимото» был расширен
космической тематикой. Кроме того, оба
лидера подняли вопрос о заключении мирного
договора, в результате чего была назначена
дата заключение мирного договора- 2000
год.90